Учебно-исследовательская цель занятия:



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учебно-исследовательская цель занятия:



1. Исследовать внешние проявления деятельности сердца.

2. Научиться определять тоны сердца методом аускультации.

3. Научиться определять границы относительной тупости сердца методом перкуссии.

 

Вопросы для самоподготовки

1. Система кровообращения и ее значение для организма.

2. Положение и размеры сердца у человека в различные возрастные периоды.

3. Сердце: его строение, гемодинамическая функция. Фазы сердечного цикла.

4. Изменение давления в полостях сердца в различные фазы цикла.

5. Клапанный аппарат, его роль в движении крови.

6. Систолический выброс (СВ) и минутный объем кровообращения (МОК). Изменения при физической нагрузке. Методы определения СВ и МОК.

7. Факторы, обеспечивающие наполнение сердца кровью.

8. Внешние проявления деятельности сердца. Механические: верхушечный толчок (апекскардиография), колебания тела (баллистокардиография); звуковые: тоны сердца, их происхождение, выслушивание, регистрация (аускультация, фонокардиография). Клиническое значение.

 

ДЕМОНСТРАЦИИ

Учебные видеофильмы: «Сердечный цикл», «Физиология сердца».

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

 

Диагностические методы исследования разделяются на основные и дополнительные. К основным методам относятся: расспрос пациента, осмотр, ощупывание (пальпация), выстукивание (перкуссия), выслушивание (аускультация), измерения. Они позволяют судить об общем состоянии организма и состоянии отдельных внутренних органов. Кроме того, после их использования врач может решить, какой еще из дополнительных методов (лабораторные, инструментальные) следует применить для распознавания или уточнения болезни.

 

РАБОТА № 1

Определение верхушечного толчка.

Необходимо: испытуемый, маркер или фломастер, сантиметровая лента.

Учебно-исследовательская цель работы: освоить методику пальпации верхушечного толчка, определить свойства верхушечного толчка.

Ход работы

1.     Для определения верхушечного толчка кладут ладонь правой руки на грудь обследуемого (у женщин предварительно отводят левую молочную железу вверх и вправо) основанием кисти к грудине, а пальцами к подмышечной области, между III и IV ребрами.

2.     Мякотью концевых фаланг трех согнутых пальцев, поставленных перпендикулярно к поверхности грудной клетки, уточняют место толчка, продвигая их по межреберьям снаружи кнутри до того места, где пальцы при надавливании с умеренной силой начинают ощущать приподнимающиеся движения верхушки сердца.

3.     Если верхушечный толчок занимает значительный участок, то находят его границы, отыскивая самую левую и нижнюю точку выпячивающегося участка, которую и считают местом расположения верхушечного толчка. Ощупывание верхушечного толчка может быть облегчено наклоном верхней половины туловища обследуемого вперед или же пальпацией во время глубокого выдоха – в таком положении сердце более тесно прилегает к грудной стенке. В норме верхушечный толчок расположенв пятом межреберье на 1–1,5 см кнутри от левой срединно-ключичной линии.

4.     Определяют свойства верхушечного толчка: ширину (площадь), высоту, силу и резистентность.

Ширина верхушечного толчка – это площадь производимого им сотрясения грудной клетки. В норме он имеет диаметр 1–2 см. Если верхушечный толчок захватывает площадь более 2 см, он называется разлитым, если меньше – ограниченным.

Высота верхушечного толчкаэто величина амплитуды колебания грудной стенки в области верхушки сердца. По высоте различают высокий и низкий верхушечный толчок. Высота верхушечного толчка зависит от силы сокращений сердца.

Сила верхушечного толчка измеряется тем давлением, которое оказывает верхушка сердца на пальпирующие пальцы. Сила толчка зависит от толщины грудной клетки, близости расположения верхушки сердца к пальпирующим пальцам, но главным образом – от силы сокращения левого желудочка.

Резистентностьпозволяет получить представление о плотности самой сердечной мышцы. Резистентный толчок наблюдается при гипертрофии левого желудочка.

5. Подготовить отчет о проделанной лабораторной работе. Оценить полученные результаты. Соответствуют ли они нормальным значениям?

 

РАБОТА № 2

Аускультация тонов сердца

Необходимо: испытуемый, стетофонендоскоп.

Учебно-исследовательская цель работы: освоить методику аускультации тонов сердца, научиться распознавать I и II тоны сердца, ознакомиться с их звучанием в норме у здорового человека.

Ход работы

Аускультация (от лат. аusculto – слушаю, выслушиваю) – выслушивание самостоятельно возникающих в организме явлений.Аускультация осуществляется путем прикладывания к поверхности тела человека уха (непосредственная аускультация) или инструмента для выслушивания (посредственная аускультация).

Для посредственной аускультации применяются бинауральные стетоскопы, состоящие из воронки и двух резиновых или каучуковых трубок, концы которых вставляются в уши. Применяются, кроме того, фонендоскопы, которые отличаются от стетоскопов тем, что имеют мембрану на воронке (раструбе).

Во время деятельности сердца возникают звуковые явления, которые называются сердечными тонами. У здоровых людей при аускультации сердца хорошо выслушиваются два тона: I тон, возникающий во время систолы (систолический), и II тон, возникающий во время диастолы (диастолический). I тонвозникает во время систолы после длинной паузы. По характеру первый тон более продолжительный и низкий, чем II. II тонобразуется во время диастолы после короткой паузы. В отличие от первого тона он менее продолжительный и более высокий. Разграничить I и II тоны также помогает и то, что I тон совпадает с верхушечным толчком и с пульсом аорты и сонной артерии.

Оба тона можно выслушать над всей областью сердца, но звучность их меняется в зависимости от близости расположения клапанов, участвующих в образовании I и II тона, а также от особенностей проведения звука к грудной стенке. Поэтому для правильной оценки данных аускультации нужно знать точки наилучшего выслушивания звуковых явлений.

Точки наилучшего выслушивания: для митрального клапана – область верхушечного толчка; для трехстворчатого клапана – нижний конец грудины у основания ее мечевидного отростка; для клапана легочного ствола совпадает с его истинной проекцией, т. е. располагается во втором межреберье слева от грудины; для клапана аорты – во втором межреберье справа от грудины (рис. 24).

Кроме перечисленных точек звуковые явления, связанные с деятельностью аортального клапана или возникающие при его поражениях, выявляются при аускультации слева у грудины в месте прикрепления III–IV ребер (точка Боткина-Эрба).

 

Рис. 24. Проекция клапанов сердца на грудную стенку и точки их

выслушивания.1 – точка выслушивания митрального клапана; 2 – точка

выслушивания клапана легочного ствола; 3 – выслушивание клапана аорты;

4 – выслушивание трикуспидального клапана; 5 – точка Боткина-Эрба

 

1. В помещении, где проводится обследование, должно быть тихо, чтобы никакие посторонние шумы не заглушали выслушиваемые звуки; а также в помещении должно быть достаточно тепло, чтобы обследуемый мог раздеться для проведения аускультации.

2. Во время аускультации пациент стоит или сидит на стуле.

3. На коже под поверхностью выслушивания не должно быть волос, так как трение раструба фонендоскопа или его мембраны о волосы создает дополнительные звуки, затрудняющие анализ аускультируемых явлений.

4. Во время выслушивания стетоскопом нужно плотно всей окружностью прижать его к коже обследуемого, но не оказывать очень большого давления, иначе произойдет ослабление вибрации ткани в зоне прилегания стетоскопа, вследствие чего становятся тише также и выслушиваемые звуки. Стетоскоп исследователь плотно удерживает двумя пальцами.

5. Проведите аускультацию сердца в изложенном выше порядке.

6. Подготовьте отчет о проделанной лабораторной работе: составьте таблицу «Места наилучшего выслушивания тонов сердца и их звуковая характеристика», зарисуйте схематически у себя в тетради проекции сердечных клапанов и места их наилучшего выслушивания на передней поверхности грудной клетки.

 

РАБОТА № 3



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.136.29 (0.029 с.)