Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Оценка состояния обмена веществ и энергии человека по индексу массы тела
Необходимо: испытуемый, весы, ростомер, калькулятор. Учебно-исследовательская цель работы: оценить состояние обмена веществ и энергии человека по индексу массы тела (ИМТ). Ход работы Избыточная масса тела – один из факторов риска для здоровья. Интенсивность этого фактора возрастает от 4% при удовлетворительной адаптации до 52% при неудовлетворительной адаптации и до 46% при ее срыве. Под ожирением следует понимать хроническое нарушение обмена веществ, ведущее к избыточному развитию жировой ткани, вызывающему определенные осложнения и обладающему высокой вероятностью рецидива после окончания курса лечения. Изменения в регуляции метаболизма, которые приводят к ожирению, способствуют развитию артериальной гипертензии, дислипидемии, атеросклерозу, ишемической болезни сердца, инсулиннезависимому сахарному диабету, неинфекционным заболеваниям. Следовательно, большая группа болезней причинно связана с ожирением. Этот факт обосновывает необходимость разработки мер целенаправленной профилактики и лечения данного вида заболеваний и определения критериев для оценки степени ожирения. Наиболее используемым диагностическим критерием ожирения является избыток массы тела по отношению к норме. В последнее время достаточно часто пользуются показателем идеальной массы тела. Индекс массы тела (индекс Кетле) – это отношение массы тела в килограммах к росту человека в метрах, возведенному в квадрат. ИМТ был предложен бельгийским социологом и статистиком А. Кетле в 1869 г. 1. Определите массу тела исследуемого в килограммах и его рост в метрах. 2. Рассчитайте индекс массы тела (ИМТ, кг/м2), по формуле: , где М– масса тела, кг; Р – рост, м. 3. Оцените степень ожирения по индексу массы тела, таблица 37. Таблица 37 Степень ожирения по индексу массы тела
4. Сделайте вывод и объясните, почему избыточная масса тела является фактором риска сердечно-сосудистых и других заболеваний.
РАБОТА № 6 Подсчет калорийности продуктов, употребляемых за сутки, и составление должного суточного рациона Необходимо: персональныйкомпьютер с установленной программой «Рацион».
Учебно-исследовательская цель работы: приобретение навыков составления должного суточного рациона. Ход работы 1. Составить список продуктов, съеденных за сутки, с указанием примерного веса каждого. 2. С помощью компьютера и программы «Рацион» обсчитать калорийность и состав продуктов. 3. Составить рацион, соответствующий должной суточной калорийности, и расписать суточное меню. Оценить соответствие реального и должного суточного меню по калорийности, составу белков, жиров, углеводов, режиму питания и т. д. РАБОТА № 7 Составление пищевого рациона по таблицам Необходимо: таблицы рекомендуемого потребления энергии, белков, жиров и углеводов для взрослого трудоспособного населения по группам активности, таблица химического состава пищевых продуктов и их энергетической ценности. Учебно-исследовательская цель работы: составить суточный пищевой рацион для удовлетворения потребностей организма в энергии и пищевых веществах по физиологическим нормам питания. Ход работы Под рациональным питанием понимают правильно организованное и своевременное снабжение организма питательной и вкусной пищей, содержащей оптимальное количество различных пищевых веществ, необходимых для его развития и функционирования. Составление пищевых рационов, как правило, обусловлено необходимостью организации питания больших групп населения: военнослужащие, отдыхающие санаториев и домов отдыха, дети в летних оздоровительных лагерях и др. В результате изучения потребностей организма в энергии и пищевых веществах разработаны физиологические нормы питания. Эти нормы основываются на следующих принципах. Энергетическая ценность (калорийность) пищевого рациона долж на соответствовать энерготратам организма (при этом необходимо учитывать усвояемость пищи – около 90%, т. е. энергетическая ценность рациона должна на 10% превышать потребности организма в энергии): энерготраты организма определяются уровнем основного обмена и величиной рабочей прибавки. Рабочая прибавка в свою очередь зависит от характера трудовой деятельности. В зависимости от тяжести труда все население делится на пять (мужчины) или четыре (женщины) профессиональные группы: I группа – работники преимущественно умственного труда; II группа – работники, занятые легким физическим трудом; III группа – работники среднего по тяжести труда; IV группа – работники тяжелого физического труда; V группа – работники, занятые особо тяжелым физическим трудом. В каждой из групп выделена дифференциация по возрасту. В качестве дополнительных групп выделяются беременные и кормящие женщины с детьми 1–6 мес и 7–12 мес. Для них указаны добавки к соответствующим их трудовой деятельности групповым нормам.
Питательные вещества, поступающие с пищевыми продуктами, должны быть сбалансированы между собой, в частности, для белков, жиров и углеводов, как правило, должна соблюдаться пропорция 1:1:4. Не менее 55% для взрослых и 60% для детей белка должно поступать с продуктами животного происхождения, протеины которых являются полноценными (содержат полный набор незаменимых аминокислот). Не менее 30% жиров должны иметь растительное происхождение для удовлетворения потребностей организма в ненасыщенных жирных кислотах (растительные масла). Потребность в витаминах должна удовлетворяться за счет включения в рацион овощей и фруктов (желательно свежих), ржаного хлеба и хлеба из муки грубого помола (витамины группы В). Пища должна быть достаточной по объему и содержать так называемые балластные вещества: клетчатку, пектины. Эти вещества не всасываются и не используются на энергетические и пластические нужды человека, но выполняют ряд важных физиологических функций: обеспечивают своевременное формирование чувства насыщения, адсорбируют токсины, нормализуют микрофлору пищеварительной системы, стимулируют ее перистальтику. Кратность приема пищи должна быть оптимальной: при трехразовом питании завтрак должен составлять 35% от суточной калорийности, обед – 45%, ужин – 25%; при четырехразовом питании завтрак – 25%, второй завтрак (или полдник) – 15%, обед – 35%, ужин – 25%. В первой половине дня должны преобладать мясные продукты питания, во второй – молочно-растительные. Обстановка должна благоприятствовать пищеварению: внешний вид, запах, вкус пищи должны способствовать выделению «аппетитного» сока. Следует отметить, что перечисленные принципы являются лишь ориентировочными и в основном (как отмечалось) используются при организации питания значительных контингентов людей, находящихся в одинаковых условиях. Часто набор продуктов и характер питания определяются национальными традициями, религиозными догмами, доступностью продуктов (город-село), характером природных и климатических факторов. 1. Выберите соответствующую профессиональную группу. Возможно составление пищевого рациона для себя (I профессиональная группа). 2. Для определения суточных энергозатрат и состава пищевого рациона воспользуйтесь таблицами 38, 39. 3. Произведите выбор продуктов в соответствии с изложенными ранее принципами, таблица 40. По ходу выполнения работы заполните таблицу 41 «Набор продуктов пищевого рациона человека». В графе «Наименование продукта» укажите название блюда, а затем перечислите входящие в это блюдо продукты. Например: «суп куриный, состоит: крупа, картофель...». Таблица завершается (последняя горизонтальная строка) итоговыми численными значениями, характеризующими суточный рацион питания.
4. Сформируйте заключение о соответствии составленного рациона его основным принципам рационального питания. Работа трудоемкая и требует много времени, поэтому рекомендуется основную ее часть выполнить в качестве домашнего задания. 5. Оценить соответствие реального (работа №6) и должного суточного меню по калорийности, составу белков, жиров, углеводов, режиму питания и т. д. Таблица 36 Дополнение к норме питания беременным и кормящим женщинам
Таблица 38 Состав пищевого рациона, соответствующий профессиональной группе
Продолжение таблицы 38 III |
18–29 | 3300 (3150–3675) | 94 | 52 | 110 | 484 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
30–39 | 3150 (2970–3465) | 89 | 49 | 105 | 462 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
40–59 | 2950 (2790–3255) | 84 | 46 | 98 | 432 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
IV | 18–29 | 3850 (3675–4200) | 108 | 59 | 128 | 566 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
30–39 | 3600 (3465–3960) | 102 | 56 | 120 | 528 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
40–59 | 3400 (3255–3720) | 96 | 52 | 113 | 499 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
V | 18–29 | 4200 и более | 117 | 64 | 154 | 586 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
30–39 | 3960 и более | 111 | 61 | 144 | 550 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
40–59 | 3720 и более | 104 | 7 | 137 | 524 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Женщины | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
I | 18–29 | 2000 (1800–2070) | 61 | 34 | 67 | 289 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
30–39 | 1900 (1740–2010) | 69 | 33 | 63 | 274 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
40–59 | 1800 (1690–1950) | 58 | 32 | 60 | 257 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
II | 18–29 | 2200 (2070–2500) | 66 | 36 | 73 | 318 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
30–39 | 2150 (2010–2410) | 65 | 36 | 72 | 311 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
40–59 | 2100 (1950–2340) | 63 | 35 | 70 | 305 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
III | 18–29 | 2600 (2500–2900) | 76 | 42 | 87 | 378 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
30–39 | 2550 (2410–2810) | 74 | 41 | 85 | 372 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
40–59 | 2500 (2340–2730) | 72 | 40 | 83 | 366 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
IV | 18–29 | 3050 (2900–3300) | 87 | 48 | 102 | 462 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
30–39 | 2950 (2810–3200) | 84 | 46 | 98 | 432 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
40–59 | 2500 (2340–2730) | 72 | 40 | 83 | 366 |
Таблица 39
Дополнение к норме питания беременным и кормящим женщинам
Группа | Ккал | Белки | Жиры, г | Углеводы, г | |
Всего, г | Животные белки, г | ||||
Беременные | +350 | +30 | +24 | +12 | +30 |
Кормящие (1–6 мес) | +500 | +40 | +26 | +15 | +40 |
Кормящие (7–12 мес) | +450 | +30 | +20 | +15 | +30 |
Таблица 40
Состав пищевых продуктов и их энергетическая ценность
Наименование продукта | Содержание, % | Энергетическая ценность 100 г продукта, ккал | ||
Белки | Жиры | Углеводы | ||
Гречневая крупа | 12,5 | 2,5 | 67,4 | 350,8 |
Манная крупа | 11,2 | 0,8 | 73,3 | 353,9 |
Пшенная крупа | 12,0 | 2,5 | 69,6 | 357,8 |
Рис | 7,6 | 1,0 | 75,8 | 351,3 |
Макароны | 11,0 | 0,9 | 74,2 | 357,7 |
Горох | 22,4 | 2,4 | 54,1 | 335,9 |
Хлеб ржаной | 6,9 | 0,9 | 42,8 | 222,2 |
Хлеб пшеничный | 8,1 | 0,9 | 47,0 | 234,2 |
Батоны | 8,2 | 1,1 | 50,2 | 249,7 |
Картофель | 2,0 | — | 20,0 | 90,2 |
Морковь | 1,3 | — | 8,7 | 41,0 |
Свекла | 1,5 | — | 10,4 | 48,8 |
Капуста свежая | 1,8 | — | 5,3 | 29,1 |
Капуста квашеная | 1,0 | — | 2,1 | 12,7 |
Лук зеленый | 1,3 | — | 4,4 | 23,4 |
Лук репчатый | 2,5 | — | 10,5 | 53,3 |
Арбузы | 0,6 | — | 9,0 | 39,4 |
Дыни | 0,7 | — | 11,3 | 49,2 |
Огурцы | 1,0 | — | 2,4 | 13,9 |
Огурцы соленые | 0,5 | — | 1,2 | 7 0 |
Томаты | 1,0 | — | 3,8 | 19,7 |
Апельсины | 0,9 | — | 9,1 | 41,0 |
Виноград | 0,7 | — | 16,2 | 69,3 |
Вишня | 1,0 | — | 14,3 | 62,7 |
Лимоны | 0,6 | — | 10,3 | 44,7 |
Мандарины | 0,9 | — | 10,0 | 44,7 |
Яблоки | 0,5 | — | 11,2 | 48,0 |
Сахар-рафинад | — | — | 99,9 | 409,6 |
Шоколад | 6,3 | 37,2 | 53,2 | 589,9 |
Масло подсолнечное | — | 99,8 | — | 928,1 |
Молоко коровье | 3,4 | 3,7 | 4,5 | 66,8 |
Масло сливочное | 0,5 | 83,5 | 0,5 | 780,7 |
Кефир | 3,5 | 3,5 | 4,3 | 64,5 |
Сметана | 3,0 | 30,0 | 2,5 | 301,6 |
Творожная масса | 12,5 | 16,0 | 15,0 | 261,6 |
Творог жирный | 15,0 | 18,0 | 1,0 | 233,0 |
|
Продолжение таблицы 40
Мороженое | 4,0 | 10,0 | 17,0 | 179, 1 |
Сыр | 22,5 | 25,0 | 3,5 | 339,1 |
Сыр плавленый | 22,5 | 20,0 | 3,0 | 290,6 |
Мясо говяжье | 20,0 | 10,7 | — | 181,5 |
Мясо баранье | 19,0 | 5,9 | — | 132,8 |
Мясо свиное | 23,5 | 10,0 | — | 189, 4 |
Курица | 20,0 | 5,0 | — | 128,5 |
Колбаса любительская | 12,5 | 15,1 | 1,2 | 196,6 |
Сосиски | 12,4 | 19,4 | 0,4 | 232,9 |
Яйца | 12,5 | 12,0 | 0,5 | 164,9 |
Сало | 2,0 | 91,0 | - | 854,5 |
Вобла вяленая | 45,1 | 6,4 | 12,7 | 244,4 |
Морской окунь | 17,8 | 5,2 | 1,2 | 124,2 |
Лещ | 16,8 | 7,6 | 1,0 | 139,6 |
Судак | 19,0 | 0,8 | 1,3 | 85,3 |
Перец фаршированный | 1,6 | 6,6 | 11,6 | 115,5 |
Таблица 41
Набор продуктов пищевого рациона человека
Наименование продукта | Количество продукта | Содержание во взятом количестве продукта, г | Энергетическая ценность, ккал | ||
Белков | Жиров | Углеводов | |||
Завтрак | |||||
Итого | |||||
Второй завтрак | |||||
Итого | |||||
Обед | |||||
Итого | |||||
Ужин | |||||
Итого | |||||
Итого за сутки |
РАБОТА № 7
| Поделиться: |
Читайте также:
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 88; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.209.84 (0.031 с.)