Исследование тонических рефлексов мышц-разгибателей верхних конечностей у человека (по А.А. Ухтомскому) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исследование тонических рефлексов мышц-разгибателей верхних конечностей у человека (по А.А. Ухтомскому)



Необходимо: испытуемый, секундомер, линейка.

Учебно-исследовательская цель работы: доказать существование тонуса нервных центров на примере тонических рефлексов мышц.

Ход работы

1. Испытуемый с опущенными руками становится к стене. Он должен закрыть глаза и давить тылом кисти правой руки на стену с максимальной силой в течение 20 сек.

2. Затем, не открывая глаз, сделать шаг в сторону, держать руки свободно, чтобы мышцы были расслаблены. Определить, сколько секунд будет продолжаться подъем правой руки, зависящий от рефлекторного тонического сокращения.

3. Определить приблизительно (в градусах) отклонение руки от вертикали. Произвести опыт 2 раза: один раз ориентировочно, второй – учесть длительность рефлекса в сек, величину рефлекса в градусах угла отклонения.

4. Проделать опыт на другой руке. Обратить внимание на повышенный тонус мышц-разгибателей, связанный с повышением тонуса соответствующих нервных центров.

5. Оформить результаты работы и выводы.

Вопросы для самоконтроля

1. Как действует доминантный очаг на другие нервные центры?

2. Какое явление в ЦНС называется доминантным, и кем оно было открыто?

3. Что такое пресинаптическое торможение нейрона?

4. Что называется последействием?

5. Какое торможение в ЦНС называют реципрокным?

6. Что такое нервный центр?

7. Что такое «общий конечный путь»?

8. Что такое постсинаптическое торможение нейрона?

9. В чем заключается явление облегчения в ЦНС?

10. Какие нейроны спинного мозга называются клетками Реншоу?

11. В чем заключается явление окклюзии?

12. Какой процесс называют иррадиацией возбуждения в ЦНС?

13. Что происходит с мембранным потенциалом нейрона при постсинаптическом торможении?

14. Какими свойствами обладает доминантный очаг?

15. Что такое торможение в ЦНС?

16. Что называют пресинаптическим торможением?

17. Чем объяснить явление последействия в ЦНС?

18. В чем заключается явление облегчения?

19. Какие механизмы торможения существуют?

20. Какие блокаторы нарушают пресинаптическое торможение, а какие – постсинаптическое?

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

Выберите один или несколько правильных ответов.

1. вторичное торможение ВОЗНИКАЕТ В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРОЦЕССА

1) возникающего в тормозных нейронах и для тормозимой клетки являющийся первичным

2) возникающего в той же самой клетке, в которой первично наблюдалось возбуждение

3) торможения возникающего повторно

2. процесс, в результате которого один мотонейрон может получать импульсы от нескольких афферентных нейронов, называется

1) дивергенция

2) конвергенция

3) пространственная суммация

4) трансформация

3. КОНВЕРГЕНЦИЯ ВОЗБУЖДЕНИЯ В НЕРВНЫХ ЦЕНТРАХ ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ

1) схождением возбуждающих влияний от нескольких нейронов к одному

2) расхождением возбуждающих или тормозных влияний от одного нейрона к нескольким

3) увеличением площади постсинаптических мембран

4. центральное торможение открыто И.М. Сеченовым При раздражении

1) спинного мозга

2) продолговатого мозга

3) мозжечка

4) зрительных бугров

5) коры больших полушарий

5. нервным центрам НЕ свойственнА(О)

1) трансформация

2) суммация

3) пластичность

4) двухстороннее проведение возбуждения

5) последействие

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

Задача № 1. Экпериментатор к нейрону по нескольким аксонам одновременно подает подпороговые стимулы.

Указать, произойдет ли возбуждение нейона?

 

Задача № 2. Экпериментатор подпороговыми раздражениями вызвал возбуждение нейрона.

Указать, какова должна быть частота раздражающих стимулов? Дать ответ в общем виде.

 

Задача № 3. В опыте И.М. Сеченова доказательством наличия центрального торможения является увеличение времени защитной оборонительной реакции после помещения кристалла соли в область зрительных бугров мозга лягушки.

Указать, какие клеточные механизмы лежат в основе этого явления?

 

Задача № 4. Известно, что безусловные рефлексы, присутствующие у новорожденных и грудных детей (например, хватательный, сосательный, хоботковый рефлексы), при взрослении исчезают.

Объяснить механизм этой утраты.

 

Задача № 5. Когда коленный рефлекс у пациента выражен слабо, для его усиления иногда предлагают больному сцепить руки перед грудью и тянуть их в разные стороны.

Объяснить, почему это приводит к усилению рефлекса?

 

Занятие № 3

Физиология спинного, продолговатого, среднего мозга, ретикулярной формации и мозжечка. Физиология промежуточного мозга. Подкорковые образования. Локализация функций в коре

 

Учебно-исследовательская цель занятия:

1. Изучить строение головного мозга, функцию его отделов.

2. Изучить строение коры больших полушарий, промежуточного мозга, лимбической системы.

3. Разобрать методы исследования различных отделов ЦНС.

4. Наблюдать разные типы волн на электроэнцефалограмме человека в покое и бодрствовании.

 

Вопросы для самоподготовки

1. Физиология спинного мозга. Функции передних и задних корешков. Сегментарный и межсегментарный принципы работы спинного мозга. Проводниковая функция спинного мозга. Центры спинного мозга.

2. Рефлексы спинного мозга. Спинальные механизмы регуляции мышечного тонуса и фазных движений. Механизм шагательного рефлекса. Спинальный шок и его фазы. Синдром Броун-Секара.

3. Продолговатый мозг и мост. Роль продолговатого мозга в организации мышечного тонуса. Вестибулярные ядра и их роль в регуляции мышечной активности. Рефлексы позы (лабиринтные, шейные, фиксации взора).

4. Средний мозг. Рефлекторная деятельность и функции четверохолмия, красных ядер, черного вещества, ядер III и IV пар черепных нервов, голубого пятна. Установочные рефлексы: статические и статокинетические (Р. Магнус). Рефлексы настораживания и ориентировочные. Механизм поддержания равновесия тела.

5. Мозжечок, его структурно-функциональная организация, афферентные и эфферентные связи. Функции мозжечка. Участие в организации двигательных программ. Последствия повреждения мозжечка.

6. Ретикулярная формация. Нисходящие влияния ретикулярной формации (тормозящие и облегчающие) на рефлекторную деятельность спинного мозга и ее участие в поддержании и перераспределении мышечного тонуса. Восходящие активирующие влияния ретикулярной формации.

7. Таламус. Характеристики специфических (релейных и ассоциативных) и неспецифических ядер таламуса. Участие ядер таламуса в формировании болевых ощущений и «отраженной чувствительности».

8. Лимбическая система и ее роль в формировании мотиваций, эмоций, организации памяти. Участие лимбических структур в интегративной деятельности ЦНС.

9. Базальные ганглии. Функции полосатого тела, его взаимодействие с черным веществом и другими структурами экстрапирамидной системы. Двухсторонние связи хвостатого ядра с корой больших полушарий. Роль в формировании тонуса и сложных двигательных актов, в организации и реализации двигательных программ.

10. Кора больших полушарий. Современные представления о локализации функций в коре. Пластичность коры, корково-подкорковые и кортико-висцеральные взаимоотношения. Функциональная асимметрия у человека.

 

ДЕМОНСТРАЦИИ

Учебные видеофильмы: «Рефлексы спинного мозга», «Частная ЦНС».

Плакаты: Нервная система человека. Общая схема нервной системы. Продольный разрез головного мозга. Корешки спинного мозга. Механизм торможения мотонейронов спинного мозга. Мозжечок. Проводящие пути спинного мозга. Продолговатый мозг. Ретикулярная формация ствола мозга. Рефлекторные дуги и тормозные пути спинного мозга. Рефлекторные дуги сухожильных рефлексов. Связи мозжечка. Спинной мозг (схема иннервации внутренних органов). Спинной мозг на разрезе. Схема нисходящих влияний ретикулярной формации. Схема проводящих путей спинного мозга. Биоэлектрические явления в коре. Влияние коры головного мозга на трофику организма. Лимбическая система. Представительство чувствительных и двигательных функций в коре. Представительство чувствительных функций в задней центральной извилине. Представительство чувствительных центров в коре. Ритмы ЭЭГ, ЭЭГ.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

РАБОТА № 1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 769; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.106.69 (0.01 с.)