Формирование электроэнцефалограммы в онтогенезе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование электроэнцефалограммы в онтогенезе



ЭЭГ детей включает те же волны, что и ЭЭГ взрослых, однако их характер и соотношения с возрастом существенно изменяются.

Электрическая активность головного мозга плода появляется в возрасте 2 месяцев, она низкоамплитудная. ЭЭГ – кривая, отражающая суммарное электрическое поле головного мозга. ЭЭГ плода регистрируется с 5-месячного возраста, имеет прерывистый, нерегулярный характер и представлена импульсами в виде серии с продолжительностью 3–20 с. Периоды отсутствия активности весьма длительные (10 с в мин). Преобладают диффузные медленные волны частотой 0,5–2 Гц, чередующиеся с более частыми колебаниями. Наблюдается межполушарная асимметрия ЭЭГ. Значительные изменения ЭЭГ отмечаются на 8-м месяце внутриутробной жизни, с этого времени начинает регистрироваться непрерывная электрическая активность коры большого мозга. ЭЭГ новорожденного представляет собой аритмичные колебания, имеющие низкую амплитуду (30–50 мкВ). Преобладают частоты колебаний 1–2 и 4–8 Гц, то есть дельта- и тета-ритмы. В этом возрасте наблюдается реакция активации на достаточно сильные раздражения, например звук и свет.

ЭЭГ детей грудного и ясельного возрастов (до 3 лет) характеризуется наличием тета- и альфа-ритмов с преобладанием тета-ритма (7–9 Гц), амплитуда волн уже достигает 80 мкВ. Ритмическая электрическая активность коры мозга в состоянии спокойного бодрствования начинает регистрироваться с 2–3 месяцев постнатальной жизни.

В ЭЭГ детей дошкольного возраста (3–7 лет) преобладающими являются альфа- и тета-ритмы; последние регистрируются в виде групп высокоамплитудных колебаний. На ЭЭГ детей в возрасте 7–10 лет преобладает альфа-ритм (9 Гц), однако тета-ритм составляет существенную часть (25%) из общего числа колебаний. ЭЭГ детей в возрасте 10–12 лет выявляет стабильный альфа-ритм с такой же частотой, как у взрослых (10–12 Гц). Колебания тета-ритма составляют всего около 10% от общего числа колебаний. К 16–18 годам ЭЭГ детей по всем параметрам становится идентичной ЭЭГ взрослого человека.

 

Двигательная активность в неонатальном периоде

Спонтанные периодические движения у новорожденного беспорядочны, хаотичны, в них участвуют конечности, голова и туловище. Наблюдаются и координированные ритмические сгибания и разгибания. Периоды двигательной активности отчетливо преобладают над периодами полного покоя. Эти движения являются, по-видимому, следствием спонтанной активности незрелых нейронов ЦНС. Их запуску может способствовать и возбуждение кожных рецепторов, обеспечивающих афферентную импульсацию в ЦНС, эти движения стимулируют дыхание, кровообращение, и это – первые стимулы для развития ЦНС. Для проснувшегося новорожденного характерны пространственно-ориентированные движения головы, направленные на поиск материнской груди, полноценные сосательные движения. Для новорожденного ребенка и ребенка первых недель жизни движения могут быть закономерным компонентом эмоционального возбуждения. Как правило, это отражение отрицательной настроенности и сигнал для родителей о необходимости удовлетворить его нужды, ликвидировать голод, жажду, сменить мокрые или неудачно положенные пеленки, а может быть, устранить болевые раздражения. Дальнейшее распределение двигательной активности в значительной степени отражает формирование сна и бодрствования, она наблюдается также и во время сна. Мышечный тонус у новорожденных поддерживается импульсами, идущими от проприорецепторов, кожных терморецепторов и даже рецепторов растяжения легких, активирующихся при вдохе. Для новорожденного, как и для плода, характерна ортотоническая поза как следствие некоторой гипертензии мышц-сгибателей.

 

Особенности рефлексов

Для новорожденного ребенка характерны богатый набор различных рефлексов, генерализованный характер их проявления и обширность рефлексогенной зоны вызова того или иного рефлекса. Эти свойства рефлексов объясняются, во-первых, недостаточностью контроля над ними со стороны головного мозга, во-вторых, относительно облегченной иррадиацией процесса возбуждения в ЦНС. Причиной более выраженной иррадиации возбуждения является слабость процессов торможения и наличия электрических синапсов между нейронами ЦНС.

С возрастом рефлексы становятся более совершенными: генерализованность уменьшается, рефлексогенные зоны сужаются. Так, в возрасте 1–5 дней рефлексогенной зоной сосательного рефлекса являются губы и кожа всего лица; в 6–10 дней – губы и кожа вокруг рта; в 15 дней – только губы. Ряд рефлексов новорожденного постепенно исчезает, но многие из них подвергаются лишь угнетению в результате развивающихся тормозных влияний со стороны вышележащих отделов мозга, в особенности коры большого мозга, на нижележащие центры.

Основные рефлексы новорожденного целесообразно разделить на шесть групп.

1. Пищевые: сосательный и глотательный рефлексы появляются при механическом, тепловом и вкусовом раздражении рецепторов ротовой и околоротовой областей. Так, если вложить ребенку в рот соску, он начинает совершать активные сосательные движения. Сосательный рефлекс исчезает к концу первого года жизни.

2. Защитные: мигательный рефлекс возникает при освещении глаз светом или при раздражении поверхности носа, век, ресниц, роговой оболочки глаз; в ответ на болевое раздражение появляется рефлекс отдергивания конечности.

3. Зрачковый рефлекс – уменьшение диаметра зрачка при освещении.

4. Двигательные:

- хватательный рефлекс (рефлекс Робинсона) – схватывание и прочное удерживание предмета (пальца, карандаша, игрушки) при прикосновении им к ладони; исчезает на 2–4 месяце;

- рефлекс обхватывания (рефлекс Моро) – отведение рук в стороны и разгибание пальцев с последующим возвращением рук в исходное положение. Для вызова рефлекса ребенка, находящегося на руках у врача, резко опускают на 20 см и затем поднимают до исходного уровня. Рефлекс можно вызвать при ударе по поверхности, на которой лежит ребенок, а также при быстром подъеме его из положения на спине; исчезает после 4-го месяца жизни;

- подошвенный рефлекс (рефлекс Бабинского) – изолированное тыльное разгибание большого пальца и подошвенное сгибание (иногда веерообразное расхождение) остальных при раздражении подошвы по наружному краю стопы от пятки к пальцам; исчезает после первого года жизни;

- коленный рефлекс – сгибание (у взрослых – разгибание) в коленном суставе при ударе по сухожилию четырехглавой мышцы ниже надколенника. Сгибание у новорожденных связано с преобладанием у них тонуса мышц-сгибателей; заменяется разгибательным рефлексом на 2-м месяце жизни;

- хоботковый рефлекс – выпячивание губ хоботком в результате сокращения круговой мышцы рта при легком ударе пальцем по губам ребенка или поколачивании по коже вокруг рта на уровне десен; исчезает к концу первого полугода жизни;

- поисковый рефлекс (поиск груди матери) – опускание губ, отклонение языка и поворот головы в сторону раздражителя при поглаживании кожи в области угла рта. Рефлекс ярче выражен у голодного ребенка; исчезает к концу 1-го года жизни;

- рефлекс ползания (рефлекс Бауэра). Ребенка кладут на живот так, чтобы голова и туловище располагались на одной линии. В таком положении ребенок на несколько мгновений поднимает голову и совершает ползающие движения (спонтанное ползание). Если подставить под подошвы ладонь, движения становятся более разнообразными: ребенок начинает отталкиваться ногами от препятствия, в «ползание» включаются руки; рефлекс исчезает к 4-м месяцам.

5. Тонические:

- лабиринтный рефлекс вызывается изменением положения головы в пространстве у ребенка, лежащего на спине, повышен тонус разгибателей шеи, спины, ног. Если ребенка перевернуть на живот, увеличивается тонус сгибателей шеи, спины, конечностей;

- рефлекс Кернига. У лежащего на спине ребенка сгибают ногу в тазобедренном и коленном суставах, затем пытаются разогнуть ногу в коленном суставе. Рефлекс считается положительным, если это не удается сделать; исчезает после 4-го месяца.

Интеграция всех двигательных реакций у новорожденного ребенка реализуется на уровне таламо-паллидарныx структур (табл. 15).

Таблица 15

Двигательная активность ребенка грудного возраста

Движение и умелость Средний срок Временные границы
Улыбка 5 нед. 3–8 нед.
Гуление 7 нед. 4–11 нед.
Держание головки 3 мес. 2–4 мес.
Направленные движения ручек 4 мес. 2,5–5,5 мес.
Переворачивание 5 мес. 3,5–6,5 мес.
Сидение 6 мес. 4,8–8 мес.
Ползание 7 мес. 5–9 мес.
Произвольное катание 8 мес. 5,75–10,25 мес.
Вставание 9 мес. 6–11 мес.
Шаги с поддержкой 9,5 мес. 6,5–12,5 мес.
Стояние самостоятельное 10,5 мес. 8–13 мес.
Ходьба самостоятельная 11,75 мес. 9–14 мес.

 

6. Ориентировочный рефлекс возникает на достаточно сильные неожиданные раздражения экстерорецепторов (вспышки света, звук), выражается во вздрагивании ребенка с последующим его «замиранием». Уже в конце 1-й недели после рождения ребенок поворачивает глаза и голову в сторону источника света и звука. Отмечается начальное несовершенное слежение за ярким перемещающимся в одной плоскости объектом. Ориентировочный рефлекс является основой выработки будущих условных рефлексов на звуковые и световые раздражители.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 69; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.212.99 (0.012 с.)