Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Форменные элементы крови. Свертывание крови.
Функциональные системы
Учебно-исследовательская цель занятия: 1. Изучить строение и функции эритроцитов и лейкоцитов. 2. Изучить физиологию свертывающей и антисвертывающей систем. 3. Сформировать представление о возможности клинической оценки гемостаза. 4. Познакомиться с методами определения количества эритроцитов, лейкоцитов в крови, СОЭ. 5. Научиться давать заключение о состоянии системы крови по клиническому анализу. Вопросы для самоподготовки 1. Эритроциты, их строение, количество, физиологическое значение. 2. Цветной показатель крови и его клиническое значение. 3. Скорость оседания эритроцитов, факторы на нее влияющие. Клиническое значение СОЭ. 4. Лейкоциты, количество их в крови. Виды лейкоцитов. 5. Функции различных видов лейкоцитов. 6. Лейкоцитарная формула. Особенности лейкоцитарной формулы у детей. 7. Понятие об иммунитете. 8. Неспецифические механизмы защиты организма (клеточные, гуморальные). 9. Специфические механизмы защиты (Т- и В- лимфоцитарные звенья иммунитета). 10. Регуляция эритропоэза, лейкопоэза. 11. Физиологическое понятие гемостаза. 12. Сущность и значение свертывания крови. 13. Основные функциональные звенья и структурные элементы системы гемостаза. 14. Строение, количество и функции тромбоцитов. Основные тромбоцитарные факторы. 15. Этапы тромбоцитарно-сосудистого гемостаза. 16. Коагуляционный гемостаз и его стадии. 17. Фибринолиз и его физиологическое значение. Виды фибринолиза. 18. Физиологическое значение противосвертывающей системы. Первичные и вторичные антикоагулянты. 19. Регуляция свертывания крови.
ДЕМОНСТРАЦИИ Учебные видеофильмы: «Форменные элементы крови», «Клетки крови», «Скорость свертывания крови», «Скорость оседания эритроцитов», «Механизм свертывания крови», «Иммунитет», «Гемостаз». Плакаты: Камера подсчета форменных элементов крови. Гематологические показатели у здоровых людей. Регуляция эритропоэза. Лейкоцитарная формула у детей. Схема свертывания крови. Схема тромбоцитарно-сосудистого гемостаза. Схема фибринолиза. Антикоагулянты. Регуляция эритропоэза. Электронные учебники: Физиология крови (клетки крови, гемостаз). Эритроциты. Эритропоэз. Моноцитопоэз. Тромбоцитоз.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
РАБОТА № 1 Знакомство с принципами подсчета форменных элементов крови Необходимо: испытуемый, микроскоп с окуляром «15» и объективом «8», счетная камера, покровное стекло, смесители для эритроцитов и лейкоцитов, спирт, эфир, йод, вата, дистиллированная вода, реактив Тюрка, 3% раствор поваренной соли, маленькие тигельки для растворов, резиновая груша. Учебно-исследовательская цель работы: ознакомиться с устройством счетной камеры с сеткой Горяева. Подсчитать количество лейкоцитов и эритроцитов и исследуемой крови. Ход работы Основной принцип подсчета форменных элементов крови заключается в следующем: 1. Надо точно отмерить небольшое количество крови. 2. Равномерно развести ее определенным количеством жидкости. 3. Поместить в камеру. Произвести подсчет. Счетная камера – предметное стекло, на котором имеются 3 поперечные плоские площадки (их называют пластинками), отделенные друг от друга желобками (рис. 23, 1 и 2). Средняя площадка продольным желобком разделена на две, каждая из них имеет выгравированную сетку. Средняя пластинка ниже крайних на 0,1 мм. После притирания покровного стекла к крайним пластинкам высота между покровным стеклом и средней пластинкой – 0,1 мм. Сетка Горяева состоит из 225 больших квадратов (15 рядов по 15 квадратов в каждом), из которых 25 разделены на 16 малых квадратов (рис. 23, 3). Сторона малого квадрата – 0,05´0,05 мм, объем пространства камеры под малым квадратом – 1/4000 мм3 (0,00025 мм3 или 0,25 мкл). Разведение крови производят с помощью смесителя (меланжера), который состоит из градуированной капиллярной трубочки с яйцевидным расширением (ампулой) (рис. 23, 4). В ампулу помещена стеклянная бусинка для лучшего размешивания крови. Имеются смесители для подсчета красных и белых кровяных телец. В смесителях для эритроцитов бусинка внутри ампулы окрашена в красный цвет, а для лейкоцитов – в белый. На капилляре смесителей имеются метки 0,5 и 1,0; они обозначают половину или целый объем капилляра. Выше яйцевидного расширения метка 101 в смесителе для эритроцитов означает, что полость расширения (ампулы) имеет объем в 100 раз больший, чем объем полости капилляра. На смесителе для лейкоцитов имеется метка 11, свидетельствующая о том, что полость ампулы в 10 раз больше полного объема капилляра. Когда в смеситель для эритроцитов набирают кровь до метки 0,5, а затем разбавляют ее до метки 101, кровь будет разведена в 200 раз. Когда в смеситель для лейкоцитов набирают кровь до метки 0,5, а затем разбавляют ее до метки 11, кровь будет разведена в 20 раз.
Рис. 23. Счетная камера Горяева: 1 – вид сверху; 2 – вид сбоку; 3 – сетка Горяева; 4 – смеситель Подсчет лейкоцитов: 1. В тигелек наливают раствор Тюрка (раствор метиленовой сини в 3%-ной уксусной кислоте). 2. Притирают покровное стекло к счетной камере. Для этого берут счетную камеру в руки, придавливают покровное стекло большими пальцами к боковым пластинкам и легко смещают его вверх и вниз. Доказательством плотности прилегания покровного стекла служит появление так называемых колец Ньютона (радужного рисунка). Притирание необходимо для равномерного расположения покровного стекла по отношению к камере Горяева. 3. После соответствующей обработки кожи берут из пальца кровь в смеситель для лейкоцитов до отметки 0,5 (в силу капиллярности кровь из капли легко заходит в смеситель, и дополнительных усилий прилагать не следует), обтирают ваткой кончик капилляра, опускают его в чашку с реактивом Тюрка и набирают с помощью резиновой груши этот раствор до отметки 11. Примечание: при смешивании крови с жидкостью не допускать образования пузырьков воздуха, так как этим нарушается правильность разведения. Как только раствор достигнет метки 11, смеситель переводят в горизонтальное положение, снимают резиновую трубку и помещают его между большим и средним пальцами, встряхивают 2–3 минуты для перемешивания содержимого. Раствор Тюрка необходим для гемолиза и окрашивания лейкоцитов. 4. Первые 2–3 капли смесителя удаляют (поскольку в капиллярной части смесителя находится неперемешанный раствор), выступающую новую каплю подводят к щели камеры (под покровное стекло средней пластинки), жидкость из смесителя стекает, и камера легко заполняется. 5. При слабом увеличении подсчитывают количество лейкоцитов в 100 больших квадратах (в 25 учетверенных квадратах без горизонтальной и вертикальной исчерченности). Считают лейкоциты, лежащие внутри квадрата и на двух пограничных сторонах – левой и верхней. Вычисление содержания лейкоцитов производится по формуле: , где Х – количество лейкоцитов в 1 мм3 исследуемой крови; А – количество лейкоцитов во всех подсчитанных больших квадратах; 1600 – количество малых квадратов в 100 больших; В – степень разведения крови; 4000 – во столько раз 1 мм3 больше, чем объем маленького квадрата. Нормальное содержание лейкоцитов в крови: у детей до 3-х лет – 6–11 тысяч на 1 мкл, у детей 3–10 лет – 6–11 тысяч на 1 мкл, у взрослого человека 4–9 тысяч на 1 мкл.
Подсчет эритроцитов: 1. Наливают в тигелек 3% раствор поваренной соли. 2. Притирают покровное стекло к камере. 3. Забирают кровь в смеситель для эритроцитов до метки 0,5. 4. Кровь разводят гипертоническим раствором (3% раствор поваренной соли) до метки 101. В гипертоническом растворе эритроциты сморщиваются и становятся отчетливо видны в микроскоп.
5. Перемешивают кровь с растворителем в течение 2–3 минут. 6. Вносят разведенную кровь в счетную камеру. Для этого первую и вторую капли из смесителя удаляют на ватку, а третью помещают на центральную площадку камеры. 7. Подсчитывают эритроциты в малых квадратах, находящихся в 5 больших, причем берут те большие квадраты, которые лежат по диагонали сетки. Предварительно в тетради чертят 5 больших квадратов с 16 малыми в каждом. В последующем в них записывают подсчитанные эритроциты. Правила подсчета эритроцитов: В каждом большом квадрате эритроциты считают по рядам «малых квадратов». В первом ряду счет ведется слева-направо, во втором справа-налево (правило «змейки»). Чтобы дважды не подсчитывать одни и те же клетки, лежащие на границе «малых квадратов», считают все эритроциты внутри квадрата и на пограничных линиях, но последние – только если они больше половины заходят внутрь данного квадрата, клетки же, пересеченные пограничной чертой ровно пополам, считают на верхней и левой границах квадрата (правило Егорова). 8. Суммируя общее количество эритроцитов в 5 больших квадратах, вычисляют содержимое эритроцитов в 1 мм3 исследуемой крови, пользуясь формулой: , где Х – количество эритроцитов в 1 мм3 исследуемой крови; А – сумма эритроцитов в 5 больших квадратах; 80 – количество подсчитанных малых квадратов; 4000 – во столько раз 1 мм3 больше, чем объем малого квадрата; В – разведение крови. 9. В отчете зарисовывают счетную камеру, сетку Горяева и смеситель для эритроцитов и лейкоцитов. Необходимо отразить ход работы по определению числа лейкоцитов и эритроцитов. В выводах оценивают полученные результаты, сравнивая их с содержанием эритроцитов и лейкоцитов в норме. При получении отклонений объяснить, какие причины могли бы лежать в основе этих сдвигов. Нормальное содержание эритроцитов в крови: у детей до 2-х месячного возраста – 3,9–5,5 миллионов на мкл, у детей в 2-х месячном возрасте – 2,7–4,9 миллионов на мкл, у детей от 6 до 12 лет – 4,0–5,2 миллионов на мкл, у мужчин – 4,0–5,5 миллионов на мкл, у женщин – 3,7–4,7 миллионов на мкл. РАБОТА № 2
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 82; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.97.248 (0.011 с.) |