Дыхание при различных состояниях организма 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дыхание при различных состояниях организма



 

Учебно-исследовательская цель занятия:

1. Изучить механизмы регуляции дыхания.

2. Сформировать представление о структуре и деятельности функциональной системы, поддерживающей постоянство газового состава организма.

 

Вопросы для самоподготовки

1. Рефлекторная саморегуляция дыхания: организация дыхательного центра и роль его отделов в регуляции дыхания. Автоматия дыхательного центра.

2. Механизм смены дыхательных фаз (роль проприо- и механорецепторов дыхательной мускулатуры, легких, бронхов, хеморецепторов рефлексогенных зон).

3. Рефлекторные влияния на бульбарный центр дыхания со стороны высших отделов мозга (гипоталамуса, коры больших полушарий; произвольная и условно-рефлекторная регуляция дыхания).

4. Гуморальный механизм регуляции дыхания (роль угольной кислоты, СО2, О2, рН).

5. Дыхание в условиях пониженного и повышенного барометрического давления и при изменении состава газовой смеси.

6. Дыхание в условиях мышечной работы.

7. Понятие о гипоксии. Виды гипоксий.

8. Функциональная система, поддерживающая газовый гомеостаз. Анализ ее центральных и периферических компонентов.

 

ДЕМОНСТРАЦИИ

Учебные видеофильмы: «Регуляция дыхания», «Транспорт газов кровью».

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

РАБОТА № 1

Рефлекторное торможение дыхания

Необходимо: испытуемый, секундомер, вата, нашатырный спирт, холодная вода.

Учебно-исследовательская цель работы: наблюдать в опытах рефлексы торможения дыхания.

Ход работы

В естественных условиях ритмическая активность дыхательного центра обеспечивается поступлением соответствующих афферентных импульсов. Экспериментальная проверка этого факта легко достигается очень наглядным опытом с раздражением волокон тройничного и языкоглоточного нервов.

1. Сосчитать у испытуемого число дыхательных движений в минуту. При вторичном подсчете на 30-й секунде поднести к носу испытуемого вату, смоченную нашатырным спиртом. Продолжая счет дыхательных движений, установить, как изменилась их частота. Объяснить, почему это произошло, зная, что соответствующий рефлекс осуществляется через тройничный нерв.

2. Попросить испытуемого взять в рот глоток воды. После этого сосчитать у него число дыхательных движений в минуту. Затем во время вторичного подсчета попросить испытуемого проглотить воду, взятую в рот. Продолжать счет дыхательных движений. Если вода будет проглочена в фазу вдоха, произойдет задержка дыхания. Этот рефлекс вызывается раздражением волокон языкоглоточного нерва.

3. Сосчитать у испытуемого число дыхательных движений в минуту. Во время вторичного подсчета опустить руку испытуемого в сосуд с холодной водой и продолжать учет частоты дыхания. Зарегистрировать результаты подсчета до и после действия холодной воды.

4. Составить таблицу изменения частоты дыхательных движений под влиянием раздражений, вызывающих торможение дыхательных рефлексов (табл. 24).

Таблица 24

Показатель Нашатырный спирт Глотание теплой воды Глотание холодной воды
Число дыхательных движений в минуту      

 

РАБОТА № 2

Зависимость частоты дыхания от возраста и физической нагрузки

Необходимо: испытуемый, секундомер (или часы с секундной стрелкой).

Учебно-исследовательская цель работы: пронаблюдать изменение частоты дыхания в зависимости от возраста и при мышечной работе.

Ход работы

1. Сосчитать у испытуемых число дыхательных движений в минуту. Частота дыхательных движений зависит от возраста. Новорожденные производят в среднем 45 дыхательных движений в минуту, дети пяти лет – 25 движений, 10 лет – 20 движений, 15 лет – 17 движений. Взрослые производят в среднем 15–18 дыхательных движений в минуту.

2. Предложить испытуемым в течение 2–3 мин сделать приседания или бег на месте. После этого подсчитывать число дыхательных движений через каждую минуту до полного восстановления дыхания до нормы. Частота дыхательных движений зависит от функционального состояния организма. При мышечной работе частота дыхательных движений повышается, вследствие чего увеличивается легочная вентиляция, повышается потребление кислорода организмом.

3. В таблице зарегистрировать каждого испытуемого с указанием его возраста. Записать частоту дыхания каждого испытуемого перед выполнением ими физической нагрузки. Установить влияние работы на частоту дыхания и сделать выводы (табл. 25).

 

Таблица 26

Ф.И.О. Возраст Число дыхательных движений в минуту в покое Число дыхательных движений в минуту при физической нагрузке до полного успокоения дыхания
       
       
       

 

РАБОТА № 3



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 91; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.95.244 (0.005 с.)