Понятие о возбудимости. Процесс возбуждения. 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие о возбудимости. Процесс возбуждения.



Механизмы возбудимости. Мембранный потенциал покоя

Возбудимых клеток

 

Учебно-исследовательская цель занятия: на основе общебиологических представлений изучить физиологические механизмы возбудимости, возбуждения, возникновения мембранного потенциала покоя.

 

Вопросы для самоподготовки

1. Электрические явления в возбудимых тканях.

2. История изучения электрических процессов в возбудимых тканях (Л. Гальвани, А. Вольта, К. Маттеуччи, Э. Дюбуа-Реймон, Ю. Бернштейн, В.Г. Нернст).

3. Общие свойства возбудимых тканей.

4. Современное представление о процессе возбуждения. Местное и распространяющееся возбуждение.

5. Неравномерное распределение ионов натрия, калия, хлора, кальция внутри и снаружи клетки.

6. Потенциал покоя нервных и мышечных клеток.

7. Мембранно-ионные механизмы происхождения, методы регистрации, физические характеристики и физиологическая роль потенциала покоя.

 

ДЕМОНСТРАЦИИ

Учебные видеофильмы: «Приготовление нервно-мышечного препарата лягушки», «Опыты Гальвани», «Опыт Маттеуччи», «Физиологические свойства мышечной и нервной ткани», «Потенциал действия», «Наблюдение за процессами возбуждения».

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Работа № 1

Приготовление нервно-мышечного препарата лягушки (просмотр видеофильма)

Необходимо: телевизор, DVD-плеер, видеофильм «Приготовление нервно-мышечного препарата».

Учебно-исследовательская цель работы: ознакомиться с методикой приготовления нервно-мышечного препарата лягушки.

Ход работы

1. Обездвиживают лягушку декапитацией и разрушением спинного мозга. Для этого вводят браншу ножниц в полость рта, одним движением производят декапитацию. В обнажившийся разрез центральной нервной системы вводят разрушитель и разрушают спинной мозг. Качество разрушения центральной нервной системы контролируют по отсутствию тонуса конечностей.

2. Берут лягушку за задние лапки спинкой вверх. Перерезают позвоночник примерно посередине туловища (рис. 1). Отвисшую вниз верхнюю часть туловища и внутренности убирают, сделав разрезы справа и слева сверху вниз вдоль позвоночника до лонного сочленения, и, захватив одной рукой позвоночник, а другой – край кожи, снимают кожу с обеих лапок.

 

 

Рис. 1. Этапы приготовления нервно-мышечного препарата (икроножная мышца с седалищным нервом) и изолированной мышцы: а – перерезка позвоночника; б – снятие кожи с лапок; в – препарат задних лапок; г – отрезание уростиля; д – расположение бедра; е – препарирование седалищного нерва;

ж – места перерезки лапки (показаны пунктиром); з – нервно-мышечный

препарат икроножной мышцы («реоскопическая лапка»); и – препарат

изолированной мышцы

 

3. Берут препарат за остаток позвоночника так, чтобы задние лапки свисали вниз, и вырезают копчиковую кость – уростиль. При этом бранши ножниц проводят вдоль копчиковой кости так, чтобы не задеть нервные стволики. Разрезают продольным разрезом позвоночник и лонное сочленение. Из получившихся двух препаратов задних лапок лягушки один помещают в раствор Рингера, другой используют для дальнейшей препаровки.

4. Располагают бедро задней поверхностью вверх. Препаровальными крючками раздвигают мышцы и обнажают седалищный нерв. Взявшись за остаток позвоночника, выделяют нервный пучок, в составе которого идет седалищный нерв, а затем и сам седалищный нерв.

5. Вылущивают головку бедра из тазобедренного сустава и убирают мышцы бедра. В результате этих операций получается препарат «реоскопической лапки».

6. Для приготовления нервно-мышечного препарата пересекают ахиллово сухожилие и, взяв за него, отделяют икроножную мышцу до коленного сустава. Оставшиеся кости и мышцы голени убирают. В результате получается нервно-мышечный препарат, состоящий из седалищного нерва, икроножной мышцы и бедренной косточки.

 

Работа № 2

Опыты Гальвани (просмотр видеофильма)

Необходимо: телевизор, DVD-плеер, видеофильм «Приготовление нервно-мышечного препарата».

Учебно-исследовательская цель работы: познакомиться с методикой проведения первого и второго опытов Л. Гальвани и объяснить происхождение «токов повреждения».

Ход работы

1. Готовят «реоскопическую лапку».

2. Воспроизводят первый опыт Гальвани. Для этого прикасаются вилочкой Гальвани, состоящей из медной и цинковой пластинок, к нерву. Наблюдают ответную реакцию.

3. Воспроизводят второй опыт Гальвани (рис. 2). Для этого делают разрез на икроножной мышце и осторожно набрасывают нерв на мышцу так, чтобы он попал одновременно на поврежденный и неповрежденный участки мышцы. Наблюдают ответную реакцию.

4. В отчетах зарисовывают схему первого и второго опытов Л. Гальвани и делают выводы.

 

Рис. 2. Второй опыт Гальвани (в участке соприкосновения нерва и мышцы сделан разрез, нерв «соединяет» разрезанный и неповрежденный участки)

Работа № 3

Опыт вторичного тетануса (опыт К. Маттеуччи) (просмотр видеофильма)

Необходимо: телевизор, DVD-плеер, видеофильм «Приготовление нервно-мышечного препарата».

Учебно-исследовательская цель работы: ознакомиться с методикой проведения опыта К. Маттеуччи (рис. 3) и объяснить происхождение «токов действия» в мышце.

Ход работы

1. Готовят две «реоскопические лапки».

2. Накладывают нерв второй лапки на икроножную мышцу первой.

 

Рис. 3. Опыт Маттеуччи

3. Собирают схему для раздражения индукционным током.

4. Раздражают нерв первого препарата индукционным током сверхпороговой величины. Наблюдают ответную реакцию первой и второй лапок.

5. В отчетах зарисовывают схему опыта и делают заключение.

РАБОТА № 4



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.239.71 (0.005 с.)