Пищеварение в кишечнике, всасывание



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пищеварение в кишечнике, всасывание



 

Учебно-исследовательская цель занятия:

1.  Изучить процесс пищеварения в тонком и толстом кишечнике и механизмы стабилизации уровня пищевых веществ в организме.

2.  Познакомиться с методами исследования пищеварительных функций кишечника.

 

Вопросы для самоподготовки

1. Роль двенадцатиперстной кишки в пищеварении.

2. Состав и свойства поджелудочного сока. Регуляция панкреатической секреции. Детские особенности.

3. Роль печени в пищеварении. Образование и отделение желчи, ее состав и значение в пищеварении. Методы изучения желчеотделения. Детские особенности.

4. Пищеварение в тощей и подвздошной кишках. Состав и свойства кишечного сока.

5. Методы изучения секреторной и моторной функций кишечника.

6. Моторика кишечника, ее регуляция.

7. Полостное и пристеночное пищеварение в кишечнике.

8. Пищеварение в толстом кишечнике. Непищеварительная функция толстого кишечника. Акт дефекации.

9. Всасывание веществ в различных отделах пищеварительного аппарата и механизмы всасывания.

10. Функциональная система поддержания постоянства питательных веществ в организме.

11. Периодическая деятельность ЖКТ. Открытие голодной периодики и современная трактовка этого феномена.

 

ДЕМОНСТРАЦИИ

Учебные видеофильмы: «Пристеночное пищеварение», «Кишечник и пищеварение», «Ферменты в тонком кишечнике», «Печень, желчный пузырь и поджелудочная железа».

Электронный учебник «Пищеварение»: пищеварение, физиология поджелудочной железы, физиология печени, пищеварение в тонком и толстом кишечнике.

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

РАБОТА № 1

Исследование влияния желчи на фильтрацию жира

Необходимо: бумажные фильтры, воронки, желчь, вода, жир.

Учебно-исследовательская цель работы: изучить влияние желчи на фильтрацию жира.

Ход работы

1. Бумажные фильтры, вложенные в воронки, тщательно смачивают: один желчью, другой водой. Воронки с фильтрами вставляют в пробирки и наливают в них немного жира. Через фильтр, смоченный желчью, жир фильтруется довольно быстро, а через фильтр, смоченный водой, он не проходит.

2. Оценить выявленное в опыте свойство желчи применительно к процессам пищеварения в кишечнике.

РАБОТА № 2

Исследование эмульгирующего действия желчи на жиры

Необходимо: пробирки, желчь, жир, вода.

Учебно-исследовательская цель работы: изучить эмульгирующее влияние желчи на жир.

Ход работы

1. Взять две пробирки. В первую налить 3 мл воды, а во вторую – 3 мл воды и 10 капель желчи.

2. В каждую пробирку прибавьте по 7 капель жира. Зажав отверстие пробирок пальцами, сильно встряхнуть, после этого сравнить длительность существования эмульсий в обеих пробирках.

3. Оценить полученные различия, свойство желчи применительно к процессам пищеварения в кишечнике.

РАБОТА № 3

Виртуальный физиологический эксперимент. Липаза, желчь и переваривание липидов

Необходимо: персональный компьютер, программа LuPraFi-Sim (раздел «Физиология пищеварительной системы»).

Учебно-исследовательская цель работы: изучить влияние липазы на растительное масло в зависимости от желчи и рН буферной среды.

Ход работы

Используя программу, исследуйте роль желчи и рН в обеспечении оптимального режима активности липазы поджелудочной железы.

Вопросы для самоконтроля

1. Основные группы пищеварительных ферментов поджелудочной железы.

2. Чем обусловлена щелочная реакция поджелудочного сока?

3. Какие питательные вещества расщепляются ферментами, содержащимися в соке поджелудочной железы?

4. До каких продуктов расщепляются углеводы при совместном действии ферментов поджелудочной железы?

5. Что называют гидролизом пищевых веществ?

6. Какие пищеварительные ферменты выделяются поджелудочной железой в неактивном состоянии?

7. В каких отделах ЖКТ находятся рецепторы, раздражение которых стимулирует секрецию поджелудочного сока?

8. Назовите нервы, стимулирующие секрецию поджелудочной железы.

9. Какова роль секретина в процессе пищеварения?

10. Чем активируется липаза, выделяемая поджелудочной железой?

11. До каких веществ расщепляет жиры липаза поджелудочного сока?

12. Укажите функции энтерокиназы.

13. Где образуются секретин и панкреозимин?

14. Назовите гормоны, стимулирующие внешнесекреторную деятельность поджелудочной железы.

15. Чем активируется пепсиноген?

16. Какое количество желчи образуется в сутки у человека?

17. Какую величину имеет рН желчи?

18. Образуется ли желчь печенью непрерывно или периодически?

19. Назовите главные компоненты желчи.

20. Какой компонент желчи необходим для всасывания жира из кишечника?

21. Что такое эмульгирование жира?

22. Как влияет желчь на моторику кишечника?

23. В чем заключается роль желчи при переваривании жиров?

24. Чем отличается желчь желчного пузыря от желчи, находящейся в печени?

25. Как действует желчь на микрофлору кишечника?

26. Какое вещество является предшественником желчных пигментов?

27. Какой гормон стимулирует сокращение желчного пузыря?

28. Какая пища вызывает наиболее интенсивное желчеотделение?

29. Какие витамины плохо усваиваются при недостаточном поступлении желчи в кишечник?

30. Что такое «барьерная функция печени», и какова ее роль?

31. Какова роль желчных пигментов в пищеварении?

32. Что называется пристеночным пищеварением?

33. Перечислите ферменты кишечного сока, переваривающие углеводы.

34. Каков рН кишечного сока?

35. Назовите виды сокращений кишечника.

36. Что понимают под местным механизмом активации кишечных желез?

37. Как действуют на моторику кишечника симпатические и парасимпатические нервные волокна?

38. В каких отделах ЖКТ осуществляется преимущественное всасывание воды?

39. За счет каких процессов осуществляется транспорт питательных веществ из кишечника в кровь и лимфу?

40. Подвергается ли гидролизу клетчатка в пищеварительной системе?

41. Какое полезное значение имеет микрофлора кишечника?

42. Где расположены рецепторы, раздражение которых вызывает дефекацию?

43. При активации какого отдела ЦНС возникают чувство голода и пищевая мотивация?

44. Какое нарушение, связанное с пищеварением, возникает при повреждении медиальных ядер гипоталамуса?

45. Какие витамины синтезирует кишечная микрофлора?

46. Нарисуйте схему функциональной системы, поддерживающей постоянство концентрации питательных веществ в организме.

 

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

Выберите один или несколько правильных ответов.

1. ХОЛЕРЕЗ В ГЕПАТОЦИТАХ ПРОТЕКАЕТ

1) периодически

2) ночью

3) постоянно

4) только при действии стимуляторов холереза

2. ЭНТЕРОКИНАЗА АКТИВИРУЕТ

1) амилазу

2) всасывание белков

3) липазу

4) трипсиноген

3. ГЛАВНЫМ ПРОТЕОЛИТИЧЕСКИМ ФЕРМЕНТОМ ПОДЖЕЛУДОЧНОЙ ЖЕЛЕЗЫ ЯВЛЯЕТСЯ

1) пепсин

2) трипсин

3) амилаза

4) нуклеаза

4. В СОСТАВ ЖЕЛЧИ ВХОДЯТ

1) протеолитические ферменты, билирубин, желчные кислоты

2) желчные кислоты, билирубин, холестерол, фосфолипиды

3) желчные кислоты, аминокислоты, билирубин

4) билирубин, стеркобилин, уробилин, желчные кислоты

5. КИШЕЧНАЯ МИКРОФЛОРА СИНТЕЗИРУЕТ ВИТАМИНЫ

1) Е, К, В

2) А, С, D

3) РР, Е, D

4) А, В, С

 

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

 

Задача № 1. Собаке вводят в кишечник готовые конечные продукты расщепления пищевых веществ (мономеры).

Объснить, будет ли такое питание более эффективным по сравнению с обычным? Обосновать ответ.

Задача № 2. Больному рекомендована диета, содержащая повышенное количество хлеба грубого помола и овощей.

Указать, с какой целью назначается такая диета?

Задача № 3. В желудочно-кишечном тракте вырабатываются такие гормоны как: секретин, вилликинин, холецистопанкреозимин, энтерокиназа, дуокринин, гастрин, гистамин, энтерогастрин, инсулин, глюкагон.

Выделите из перечисленных веществ гормоны, которые вырабатываются в 12-перстной кишке

Задача № 4. Моторика кишечника регулируется местными, рефлекторными и гуморальными механизмами.

Определить, как изменится моторная активность кишечника, если собаке ввести атропин?

Задача № 5. Как известно, прикорм помогает отучить малыша от грудного молока и смесей. Такая пища стимулирует выделение пищеварительных ферментов, развивает жевательные навыки и заинтересовывает ребенка своими вкусовыми качествами.

Указать, как возрастает ферментативная активность поджелудочной железы к концу первого года жизни?

 

ЗАНЯТИЕ № 3

Обмен веществ и энергии

 

Учебно-исследовательская цель занятия:

1. Сформировать представление о закономерностях обмена веществ и энергетического обмена.

2. Ознакомить студентов с основными методами исследования обмена энергии.

3. Освоить правила составления пищевых рационов.

4. Сформировать представление о механизмах поддержания температурного гомеостаза в человеческом организме и организации функциональной системы терморегуляции.

Вопросы для самоподготовки

1. Понятие об энергетическом обмене. Процессы анаболизма и катаболизма.

2. Пластическая и энергетическая роль питательных веществ.

3. Методы изучения энергетических трат организма: а) прямая калориметрия, б) непрямая калориметрия (дыхательный и калорический коэффициенты, их значение в исследовании обмена энергии).

4. Распределение суточного расхода энергии в зависимости от возраста.

5. Основной обмен и факторы, определяющие его. Значение определения основного обмена для клиники. Изменение основного обмена с возрастом.

6. Специфическое динамическое действие пищи и теории, объясняющие этот феномен.

7. Рабочий обмен, энергетические траты организма при различных видах труда.

8. Физиологические нормы питания и требования к пищевому рациону в зависимости от возраста, состояния организма.

9. Структурная организация системы терморегуляции. Физиологическая роль ее элементов.

10. Механизмы теплообразования и теплоотдачи: химическая и физическая терморегуляция.

11. Регуляция изотермии и ее значение для организма.

12. Гипотермия, ее применение в медицине.

13. Гипертермия. Тепловой и солнечный удары.

14. Лихорадка. Ее положительное и отрицательное влияние на функции организма.

15. Применение эффектов гипо- и гипертермии в медицине.

 

ДЕМОНСТРАЦИИ

Учебный видеофильм: «Обмен веществ и энергии в клетке», «Терморегуляция», «Температура тела и теплорегуляция».

Электронный учебник «Пищеварение»: обмен веществ и энергии, терморегуляция.

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

РАБОТА № 1. Расчет должного основного обмена у человека по таблицам Гарриса-Бенедикта

Необходимо: испытуемый, таблицы для расчета должного основного обмена (ДОО) у мужчин и женщин и массы тела.

Учебно-исследовательская цель работы: научиться определять по таблицам Гарриса и Бенедикта величину должного основного обмена у человека с учетом пола, массы тела, роста и возраста.

Ход работы

Основной обмен характеризует величину энергетического обмена у бодрствующего человека в условиях мышечного и эмоционального покоя (через 12–16 часов после последнего приема пищи в положении лежа с полностью расслабленной скелетной мускулатурой при температуре «комфорта»).

Должный основной обмен – это средний показатель, который был установлен на основании результатов обследования большого числа здоровых людей. Его принято считать нормой. По этим результатам составлены специальные таблицы, в которых указан должный основной обмен с учетом пола, возраста и веса. Должный основной обмен принят за 100%. Измеряется он в килокалориях (ккал) за 24 часа.

1. Пользуясь таблицами 31, 32, найти величину основного обмена с учетом пола, роста и возраста человека.

2. Используя таблицу 33, найти величину основного обмена с учетом пола и массы человека.

3. Рассчитать величину ДОО с учетом пола, массы тела, роста и возраста. Для этого нужно суммировать две найденные с помощью таблиц Гарриса и Бенедикта цифры. Сумма этих чисел и составляет должную величину основного обмена за сутки.

4. Зная массу тела человека, можно рассчитать должный основной обмен в ккал на 1 кг массы тела за 1 ч. Известно, что основной обмен у взрослого человека за 1 час составляет примерно 1 ккал на 1 кг массы тела.

 

Таблица 31

Данные для определения основного обмена за сутки у мужчин

по росту и возрасту

Рост (см)

Возраст, годы

17 19 21 23 25 27 29 33 41 51 63
144 593 568                  
148 633 608                  
152 673 648 619 605 592 578 565 538 484 416 335
156 713 678 639 625 612 598 585 558 504 436 355
160 743 708 659 645 632 618 605 578 524 456 375
164 773 738 679 665 652 638 625 598 544 476 395
168 803 768 699 685 672 658 645 618 564 496 415
172 823 788 719 705 692 678 665 638 584 516 435
176 843 808 739 725 712 698 685 658 604 536 455
180 863 828 759 745 732 718 705 678 624 556 475
184 883 848 779 865 752 738 725 698 644 576 495

 

Таблица 32

Данные для определения основного обмена за сутки у женщин

по росту и возрасту

Рост (см)

Возраст, годы

17 19 21 23 25 27 29 33 41 51 63
144 171 162                  
148 187 178                  
152 201 192 183 174 164 155 146 127 89 43 13
156 215 206 190 181 172 162 153 134 97 50 6
160 229 220 198 188 179 170 160 142 104 57 1
164 243 234 205 196 186 177 168 149 112 65 9
168 255 246 213 203 194 184 175 156 119 72 17
172 267 258 220 211 201 192 183 164 126 80 24
176 279 270 227 218 209 199 190 171 134 87 31
180 291 282 235 225 216 207 197 179 141 94 38

 

Таблица 33

Данные для определения основного обмена по массе тела

Женщины

Мужчины

масса, кг энергоза- траты, ккал масса, кг энергоза- траты, ккал масса, кг энергоза- траты, ккал масса, кг энергоза- траты, ккал
45 1085 68 1305 46 699 72 1057
46 1095 70 1325 48 727 74 1084
47 1105 72 1344 50 754 76 1112
48 1114 74 1363 52 782 78 1139
50 1133 76 1382 54 809 80 1167
52 1152 78 1401 56 837 82 1194
54 1172 80 1420 58 864 84 1222
56 1191 82 1439 60 892 86 1249

Продолжение таблицы 33

58 1210 84 1458 62 919 88 1277
60 1229 86 1478 64 947 90 1304
62 1248     66 974    
64 1267     68 1002    
66 1286     70 1029    

РАБОТА № 2



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.16.13 (0.02 с.)