Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Пищеварение в кишечнике, всасываниеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Учебно-исследовательская цель занятия: 1. Изучить процесс пищеварения в тонком и толстом кишечнике и механизмы стабилизации уровня пищевых веществ в организме. 2. Познакомиться с методами исследования пищеварительных функций кишечника.
Вопросы для самоподготовки 1. Роль двенадцатиперстной кишки в пищеварении. 2. Состав и свойства поджелудочного сока. Регуляция панкреатической секреции. Детские особенности. 3. Роль печени в пищеварении. Образование и отделение желчи, ее состав и значение в пищеварении. Методы изучения желчеотделения. Детские особенности. 4. Пищеварение в тощей и подвздошной кишках. Состав и свойства кишечного сока. 5. Методы изучения секреторной и моторной функций кишечника. 6. Моторика кишечника, ее регуляция. 7. Полостное и пристеночное пищеварение в кишечнике. 8. Пищеварение в толстом кишечнике. Непищеварительная функция толстого кишечника. Акт дефекации. 9. Всасывание веществ в различных отделах пищеварительного аппарата и механизмы всасывания. 10. Функциональная система поддержания постоянства питательных веществ в организме. 11. Периодическая деятельность ЖКТ. Открытие голодной периодики и современная трактовка этого феномена.
ДЕМОНСТРАЦИИ Учебные видеофильмы: « Пристеночное пищеварение», «Кишечник и пищеварение», «Ферменты в тонком кишечнике», «Печень, желчный пузырь и поджелудочная железа». Электронный учебник «Пищеварение»: пищеварение, физиология поджелудочной железы, физиология печени, пищеварение в тонком и толстом кишечнике.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА РАБОТА № 1 Исследование влияния желчи на фильтрацию жира Необходимо: бумажные фильтры, воронки, желчь, вода, жир. Учебно-исследовательская цель работы: изучить влияние желчи на фильтрацию жира. Ход работы 1. Бумажные фильтры, вложенные в воронки, тщательно смачивают: один желчью, другой водой. Воронки с фильтрами вставляют в пробирки и наливают в них немного жира. Через фильтр, смоченный желчью, жир фильтруется довольно быстро, а через фильтр, смоченный водой, он не проходит. 2. Оценить выявленное в опыте свойство желчи применительно к процессам пищеварения в кишечнике. РАБОТА № 2 Исследование эмульгирующего действия желчи на жиры
Необходимо: пробирки, желчь, жир, вода. Учебно-исследовательская цель работы: изучить эмульгирующее влияние желчи на жир. Ход работы 1. Взять две пробирки. В первую налить 3 мл воды, а во вторую – 3 мл воды и 10 капель желчи. 2. В каждую пробирку прибавьте по 7 капель жира. Зажав отверстие пробирок пальцами, сильно встряхнуть, после этого сравнить длительность существования эмульсий в обеих пробирках. 3. Оценить полученные различия, свойство желчи применительно к процессам пищеварения в кишечнике. РАБОТА № 3 Виртуальный физиологический эксперимент. Липаза, желчь и переваривание липидов Необходимо: персональный компьютер, программа LuPraFi-Sim (раздел «Физиология пищеварительной системы»). Учебно-исследовательская цель работы: изучить влияние липазы на растительное масло в зависимости от желчи и рН буферной среды. Ход работы Используя программу, исследуйте роль желчи и рН в обеспечении оптимального режима активности липазы поджелудочной железы. Вопросы для самоконтроля 1. Основные группы пищеварительных ферментов поджелудочной железы. 2. Чем обусловлена щелочная реакция поджелудочного сока? 3. Какие питательные вещества расщепляются ферментами, содержащимися в соке поджелудочной железы? 4. До каких продуктов расщепляются углеводы при совместном действии ферментов поджелудочной железы? 5. Что называют гидролизом пищевых веществ? 6. Какие пищеварительные ферменты выделяются поджелудочной железой в неактивном состоянии? 7. В каких отделах ЖКТ находятся рецепторы, раздражение которых стимулирует секрецию поджелудочного сока? 8. Назовите нервы, стимулирующие секрецию поджелудочной железы. 9. Какова роль секретина в процессе пищеварения? 10. Чем активируется липаза, выделяемая поджелудочной железой? 11. До каких веществ расщепляет жиры липаза поджелудочного сока? 12. Укажите функции энтерокиназы. 13. Где образуются секретин и панкреозимин? 14. Назовите гормоны, стимулирующие внешнесекреторную деятельность поджелудочной железы. 15. Чем активируется пепсиноген? 16. Какое количество желчи образуется в сутки у человека? 17. Какую величину имеет рН желчи? 18. Образуется ли желчь печенью непрерывно или периодически?
19. Назовите главные компоненты желчи. 20. Какой компонент желчи необходим для всасывания жира из кишечника? 21. Что такое эмульгирование жира? 22. Как влияет желчь на моторику кишечника? 23. В чем заключается роль желчи при переваривании жиров? 24. Чем отличается желчь желчного пузыря от желчи, находящейся в печени? 25. Как действует желчь на микрофлору кишечника? 26. Какое вещество является предшественником желчных пигментов? 27. Какой гормон стимулирует сокращение желчного пузыря? 28. Какая пища вызывает наиболее интенсивное желчеотделение? 29. Какие витамины плохо усваиваются при недостаточном поступлении желчи в кишечник? 30. Что такое «барьерная функция печени», и какова ее роль? 31. Какова роль желчных пигментов в пищеварении? 32. Что называется пристеночным пищеварением? 33. Перечислите ферменты кишечного сока, переваривающие углеводы. 34. Каков рН кишечного сока? 35. Назовите виды сокращений кишечника. 36. Что понимают под местным механизмом активации кишечных желез? 37. Как действуют на моторику кишечника симпатические и парасимпатические нервные волокна? 38. В каких отделах ЖКТ осуществляется преимущественное всасывание воды? 39. За счет каких процессов осуществляется транспорт питательных веществ из кишечника в кровь и лимфу? 40. Подвергается ли гидролизу клетчатка в пищеварительной системе? 41. Какое полезное значение имеет микрофлора кишечника? 42. Где расположены рецепторы, раздражение которых вызывает дефекацию? 43. При активации какого отдела ЦНС возникают чувство голода и пищевая мотивация? 44. Какое нарушение, связанное с пищеварением, возникает при повреждении медиальных ядер гипоталамуса? 45. Какие витамины синтезирует кишечная микрофлора? 46. Нарисуйте схему функциональной системы, поддерживающей постоянство концентрации питательных веществ в организме.
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ Выберите один или несколько правильных ответов. 1. ХОЛЕРЕЗ В ГЕПАТОЦИТАХ ПРОТЕКАЕТ 1) периодически 2) ночью 3) постоянно 4) только при действии стимуляторов холереза 2. ЭНТЕРОКИНАЗА АКТИВИРУЕТ 1) амилазу 2) всасывание белков 3) липазу 4) трипсиноген 3. ГЛАВНЫМ ПРОТЕОЛИТИЧЕСКИМ ФЕРМЕНТОМ ПОДЖЕЛУДОЧНОЙ ЖЕЛЕЗЫ ЯВЛЯЕТСЯ 1) пепсин 2) трипсин 3) амилаза 4) нуклеаза 4. В СОСТАВ ЖЕЛЧИ ВХОДЯТ 1) протеолитические ферменты, билирубин, желчные кислоты 2) желчные кислоты, билирубин, холестерол, фосфолипиды 3) желчные кислоты, аминокислоты, билирубин 4) билирубин, стеркобилин, уробилин, желчные кислоты 5. КИШЕЧНАЯ МИКРОФЛОРА СИНТЕЗИРУЕТ ВИТАМИНЫ 1) Е, К, В 2) А, С, D 3) РР, Е, D 4) А, В, С
СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ
Задача № 1. Собаке вводят в кишечник готовые конечные продукты расщепления пищевых веществ (мономеры). Объснить, будет ли такое питание более эффективным по сравнению с обычным? Обосновать ответ. Задача № 2. Больному рекомендована диета, содержащая повышенное количество хлеба грубого помола и овощей. Указать, с какой целью назначается такая диета? Задача № 3. В желудочно-кишечном тракте вырабатываются такие гормоны как: секретин, вилликинин, холецистопанкреозимин, энтерокиназа, дуокринин, гастрин, гистамин, энтерогастрин, инсулин, глюкагон. Выделите из перечисленных веществ гормоны, которые вырабатываются в 12-перстной кишке Задача № 4. Моторика кишечника регулируется местными, рефлекторными и гуморальными механизмами.
Определить, как изменится моторная активность кишечника, если собаке ввести атропин? Задача № 5. Как известно, прикорм помогает отучить малыша от грудного молока и смесей. Такая пища стимулирует выделение пищеварительных ферментов, развивает жевательные навыки и заинтересовывает ребенка своими вкусовыми качествами. Указать, как возрастает ферментативная активность поджелудочной железы к концу первого года жизни?
ЗАНЯТИЕ № 3 Обмен веществ и энергии
Учебно-исследовательская цель занятия: 1. Сформировать представление о закономерностях обмена веществ и энергетического обмена. 2. Ознакомить студентов с основными методами исследования обмена энергии. 3. Освоить правила составления пищевых рационов. 4. Сформировать представление о механизмах поддержания температурного гомеостаза в человеческом организме и организации функциональной системы терморегуляции. Вопросы для самоподготовки 1. Понятие об энергетическом обмене. Процессы анаболизма и катаболизма. 2. Пластическая и энергетическая роль питательных веществ. 3. Методы изучения энергетических трат организма: а) прямая калориметрия, б) непрямая калориметрия (дыхательный и калорический коэффициенты, их значение в исследовании обмена энергии). 4. Распределение суточного расхода энергии в зависимости от возраста. 5. Основной обмен и факторы, определяющие его. Значение определения основного обмена для клиники. Изменение основного обмена с возрастом. 6. Специфическое динамическое действие пищи и теории, объясняющие этот феномен. 7. Рабочий обмен, энергетические траты организма при различных видах труда. 8. Физиологические нормы питания и требования к пищевому рациону в зависимости от возраста, состояния организма. 9. Структурная организация системы терморегуляции. Физиологическая роль ее элементов. 10. Механизмы теплообразования и теплоотдачи: химическая и физическая терморегуляция. 11. Регуляция изотермии и ее значение для организма. 12. Гипотермия, ее применение в медицине. 13. Гипертермия. Тепловой и солнечный удары. 14. Лихорадка. Ее положительное и отрицательное влияние на функции организма. 15. Применение эффектов гипо- и гипертермии в медицине.
ДЕМОНСТРАЦИИ Учебный видеофильм: « Обмен веществ и энергии в клетке», « Терморегуляция», «Температура тела и теплорегуляция». Электронный учебник «Пищеварение»: обмен веществ и энергии, терморегуляция.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА РАБОТА № 1. Расчет должного основного обмена у человека по таблицам Гарриса-Бенедикта Необходимо: испытуемый, таблицы для расчета должного основного обмена (ДОО) у мужчин и женщин и массы тела. Учебно-исследовательская цель работы: научиться определять по таблицам Гарриса и Бенедикта величину должного основного обмена у человека с учетом пола, массы тела, роста и возраста. Ход работы Основной обмен характеризует величину энергетического обмена у бодрствующего человека в условиях мышечного и эмоционального покоя (через 12–16 часов после последнего приема пищи в положении лежа с полностью расслабленной скелетной мускулатурой при температуре «комфорта»). Должный основной обмен – это средний показатель, который был установлен на основании результатов обследования большого числа здоровых людей. Его принято считать нормой. По этим результатам составлены специальные таблицы, в которых указан должный основной обмен с учетом пола, возраста и веса. Должный основной обмен принят за 100%. Измеряется он в килокалориях (ккал) за 24 часа. 1. Пользуясь таблицами 31, 32, найти величину основного обмена с учетом пола, роста и возраста человека. 2. Используя таблицу 33, найти величину основного обмена с учетом пола и массы человека. 3. Рассчитать величину ДОО с учетом пола, массы тела, роста и возраста. Для этого нужно суммировать две найденные с помощью таблиц Гарриса и Бенедикта цифры. Сумма этих чисел и составляет должную величину основного обмена за сутки. 4. Зная массу тела человека, можно рассчитать должный основной обмен в ккал на 1 кг массы тела за 1 ч. Известно, что основной обмен у взрослого человека за 1 час составляет примерно 1 ккал на 1 кг массы тела.
Таблица 31 Данные для определения основного обмена за сутки у мужчин по росту и возрасту
Таблица 32 Данные для определения основного обмена за сутки у женщин по росту и возрасту
Таблица 33 Данные для определения основного обмена по массе тела
Продолжение таблицы 33
РАБОТА № 2
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 142; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.151.93 (0.01 с.) |