Учебно-исследовательская цель занятия:. 1. Изучить роль и строение выделительной системы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учебно-исследовательская цель занятия:. 1. Изучить роль и строение выделительной системы.



1. Изучить роль и строение выделительной системы.

2. Изучить физиологическую роль и процесс регуляции мочеобразования и мочевыделения.

 

Вопросы для самоподготовки

1. Органы выделения: кожа, легкие, ЖКТ, почки.

2. Функции почек.

3. Нефрон как структурная и функциональная единица почек.

4. Клубочковая фильтрация.

5. Процессы канальцевой реабсорбции.

6. Поворотно-противоточный механизм в концентрации конечной мочи.

7. Процессы канальцевой секреции.

8. Регуляция почечного кровотока.

9. Регуляция мочеобразования.

10. Регуляция мочеотделения.

11. Искусственная почка.

12. Роль почек в регуляции водно-солевого баланса.

13. Роль почек в регуляции рН крови.

ДЕМОНСТРАЦИИ

Учебный видеофильм: «Выделение».

Электронный учебник: « Выделение»

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

РАБОТА № 1

Виртуальный физиологический эксперимент. Физиология почечной системы

Необходимо: персональный компьютер, программа PhysioEx 6.0 for Human Physiology, методические указания по теме «Физиология почечной системы».

Учебно-исследовательская цель работы:

1. Дать определение нефрону, почечной корпускуле (тельце), почечной тубуле (канал), афферентной артериоле, гломерулярной фильтрации, эфферентной артериоле, альдостерону, АДГ (антидиуретический гормон) и реабсорбции.

2. Описать компоненты и функции нефрона.

3. Понять, как диаметр артериол влияет на функцию нефрона.

4. Понять, как кровяное давление влияет на функцию нефрона.

5. Объяснить процесс реабсорбции.

6. Объяснить роль переносчиков в реабсорбции глюкозы.

7. Описать механизм действия АДГ и альдостерона на реабсорбцию растворенного вещества и поглощение воды.

Ход работы

1. Эффект влияния диаметра артериолы на гломерулярную фильтрацию.

2. Эффект давления на гломерулярную фильтрацию.

3. Эффект градиента растворенного вещества на концентрацию мочи.

4. Реабсорбция глюкозы.

5. Эффект гормонов на реабсорбцию.

 

РАБОТА № 2

Виртуальный физиологический эксперимент. Мочевыводящая система

Необходимо: персональный компьютер, обучающая программа LuPraFi-Sim (раздел «Мочевыводящая система»).

Учебно-исследовательская цель работы: изучить процесс образования мочи.

Ход работы

1. Влияние гидростатического давления и осмотического давления на образование мочи.

2. Влияние альдостерона и антидиуретического гормона на скорость образования мочи.

3. Влияние глюкозы на скорость образования мочи.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие органы относятся к органам выделения?

2. Опишите общее строение мочевыделительной системы.

3. Как устроена капсула Шумлянского-Боумена?

4. На какие отделы делятся почечные канальцы, и в каких слоях почки они расположены?

5. Перечислите функции почек.

6. Опишите, как осуществляется фильтрационная фаза.

7. Укажите процент воды, подвергающейся реабсорбции в почечных канальцах.

8. Опишите механизм функционирования противоточно-множительной системы.

9. Объясните механизм действия антидиуретического гормона (вазопрессина).

10. Назовите значение рН мочи и ее удельный вес.

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

Выберите один или несколько правильных ответов.

1. ОБРАЗОВАНИЕ ПЕРВИЧНОЙ МОЧИ ИЗ ПЛАЗМЫ КРОВИ ЯВЛЯЕТСЯ ФУНКЦИЕЙ

1) проксимальных канальцев нефрона

2) дистальных канальцев

3) собирательных трубочек

4) капилляров клубочков почечного тельца

5) колена петли Генле

2. ОТ РАЗНИЦЫ ДИАМЕТРОВ ПРИНОСЯЩЕЙ И ВЫНОСЯЩЕЙ АРТЕРИОЛ ПОЧЕЧНОГО КЛУБОЧКА НЕПОСРЕДСТВЕННО ЗАВИСИТ ВЕЛИЧИНА

1) онкотического давления

2) секреции

3) реабсорбции

4) фильтрации

5) объема конечной мочи

3. РЕАБСОРБЦИЯ НАТРИЯ ПРОИСХОДИТ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО

1) в проксимальном канальце, толстом восходящем отделе петли Генле

2) в юкстагломерулярном аппарате

3) в капсуле нефрона

4) в мочеточниках

5) в лоханках

4. АНТИДИУРЕТИЧЕСКИЙ ГОРМОН УВЕЛИЧИВАЕТ РЕАБСОРБ­ЦИЮ ВОДЫ

1) в проксимальном канальце

2) в петле Генле

3) в собирательной трубочке

4) в мочеточниках

5) в капсуле нефрона

5. РЕЗКО ПОВЫШЕННЫЙ ДИУРЕЗ ПРИ ПОНИЖЕННОЙ ПЛОТНОСТИ СУТОЧНОЙ МОЧИ ХАРАКТЕРЕН ДЛЯ ПОРАЖЕНИЯ

1) коры больших полушарий

2) мозжечка

3) гиппокампа

4) гипофиза

5) ствола мозга

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

Задача № 1. В мочевом пузыре человека содержится 300 мл мочи.

Объяснить, испытывает ли он позыв на мочеиспускание?

Задача № 2. В эксперимете животному в кровь введен ренин. Определить, какие изменения в мочеобразовании у него произойдут и почему?

Задача № 3. При обследовании в крови больного обнаружено повышение повысилось содержания альдостерона.

Объяснить, какие изменения в функциях почек следует при этом ожидать?

Задача № 4. В экперименте обнаружено, что диаметр приносящей артерии клубочка почки больше, чем выносящей.

Объяснить, как изменится скорость образования мочи, если будет наоборот?

Задача № 5. За первые четыре часа после поступления больного в клинику у него выделилось 50 мл мочи, за вторые 4 часа – 80 мл, в следующие четырех часовые промежутки 100 мл, 160 мл и 100 мл соответственно.

Указать, в какое время суток поступил больной в клинику?

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МОЧЕОБРАЗОВАНИЯ

 

С возрастом меняется количество и состав мочи. Мочи у детей отделяется значительно больше, чем у взрослых. Мочеиспускание происходит чаще за счет интенсивного водного обмена и относительно большого количества воды и углеводов в рационе питания у ребенка. Только в первые 3–4 дня после рождения количество отделяющейся мочи у детей невелико. У месячного ребенка мочи отделяется в сутки 350–380 мл, к концу первого года жизни – 750 мл, в 4–5 лет – 1 л, в 10 лет – 1,5 л, а в период полового созревания – до 2 л.

У новорожденного реакция мочи резкокислая. С возрастом она становится слабокислой. Реакция мочи может меняться в зависимости от получаемой ребенком пищи. При питании преимущественно мясной пищей в организме образуется много кислых продуктов обмена, соответственно, и моча становится более кислой. При употреблении растительной пищи реакция мочи сдвигается в щелочную сторону.

У новорожденных детей повышена проницаемость почечного эпителия, отчего в моче почти всегда обнаруживается белок. Позже у здоровых детей и взрослых белка в моче быть не должно.

У грудных детей имеет место непроизвольное испускание мочи. Старшие дети, как и взрослые, могут произвольно задерживать и вызывать мочеиспускание. Уже к 2-летнему возрасту у детей сформированы условнорефлекторные механизмы задержки мочеиспускания не только днем, но и ночью. Однако у детей в возрасте 5–10 лет, иногда до полового созревания, встречается ночное непроизвольное недержание мочи – энурез. В весенне-зимние периоды года в связи с большей возможностью охлаждения организма энурез учащается.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.188.16 (0.008 с.)