Зрительная, слуховая, вестибулярная, обонятельная 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Зрительная, слуховая, вестибулярная, обонятельная



И вкусовая сенсорные системы

Учебно-исследовательская цель занятия:

1. Сформировать понятие о сенсорных системах, их свойствах и особенностях строения анализаторов.

2. Изучить принципы функционирования зрительной, обонятельной, тактильной и вкусовой сенсорных систем.

Вопросы для самоподготовки

1. Учение об анализаторах (основные положения, структура).

2. Классификация рецепторов. Механизм их возбуждения.

3. Понятие об адаптации рецепторов и механизм кодирования информации в ЦНС.

4. Зрительный анализатор, его строение и функции, методы исследования.

5. Фотохимия восприятия света на сетчатке.

6. Обонятельный анализатор, его строение и функции, методы исследования.

7. Вкусовой анализатор, его строение и функции, методы исследования.

 

ДЕМОНСТРАЦИИ

Учебные видеофильмы: «Зрительный анализатор», «Вкусовой анализатор».

Плакаты: Схема строения анализатора. Механизмы возникновения возбуждения в рецепторах. Формы специализированных рецепторных клеток. Анализаторы (зрительный и слуховой). Построение изображения на сетчатке. Механизмы аккомодации глаза. Кодирование информации в зрительном рецепторе. Периферический отдел зрительного анализатора. Проводящие пути зрительного анализатора и поле зрения. Рецепторный отдел слухового анализатора. Слуховой путь. Строение костного и перепончатого лабиринтов. Вкусовой и обонятельный анализаторы. Схема организации анализатора общей соматической чувствительности.

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Сенсорной системой (анализатором) называют часть нервной системы, состоящую из воспринимающих элементов – сенсорных рецепторов, получающих стимулы из внешней или внутренней среды, нервных путей, передающих информацию от рецепторов в те части мозга, которые перерабатывают эту информацию.

По И.П. Павлову, каждый анализатор представляет единую функциональную систему, которая состоит из трех отделов: периферического (рецепторного), проводникового, центрального (мозгового).

Периферический отдел анализатора представлен рецепторным аппаратом, воспринимающим преимущественно определенный вид раздражителя и трансформирующим внешнюю энергию в нервный процесс. Функцией проводникового отдела является проведение нервного возбуждения от рецепторов к центрам спинного и головного мозга, где может осуществляться рефлекторная связь с различными эфферентными системами и происходить взаимодействие между импульсами, принадлежащими разным анализаторам. Центральный, или мозговой, отдел является высшим отделом анализатора. В нем происходят переработка и анализ полученной информации.

Каждая сенсорная система выполняет ряд основных функций или операций с сенсорными сигналами (обнаружение сигнала, его анализ, передача, преобразование, кодирование, детектирование и опознание). Обнаружение и первичный анализ сигналов обеспечиваются уже рецепторами, а их детектирование и опознание – нейронами корковых уровней сенсорной системы. Передачу, преобразование и кодирование сигналов осуществляют нейроны всех уровней системы.

 

РАБОТА № 1

Определение остроты зрения

Необходимо: испытуемый, таблица Д.А. Сивцева, вставленная в аппарат Ротта, указка, щиток.

Учебно-исследовательская цель работы: определить остроту зрения с помощью таблицы.

Аппарат Ротта представляет собой ящик, стенками которого являются зеркала шириной 15 см для равномерного отражения света. В центре имеется закрытая лампа, таким образом, свет освещает таблицу и не ослепляет испытуемого.

Таблица Сивцева состоит из нескольких рядов букв или незамкнутых окружностей. Слева от каждого ряда стоит число, обозначающее расстояние в метрах, с которого человек с нормальным зрением видит данную строку. Справа от строки указана острота зрения, которая рассчитывается по формуле:

V = d ´ D,

где d – расстояние от исследуемого глаза до таблицы; D – расстояние, с которого данная строка читается глазом с нормальной остротой зрения; V – острота зрения.

Ход работы

1. Таблицу повесить на стену. Испытуемому предложить сесть на расстоянии 5 м от таблицы и закрыть один глаз специальным щитком.

2. Указкой показать ту или иную букву на разных строчках, выясняя, какую наименьшую строку видит испытуемый. Если испытуемый не знает букв (например, ребенок), то показывают расположенные справа на таблице незамкнутые окружности.

3. Используя аппарат Ротта, определить остроту зрения для каждого глаза.

Аппарат Ротта представляет собой ящик, стенками которого являются зеркала шириной 15 см для равномерного отражения света. В центре имеется закрытая лампа, таким образом, свет освещает таблицу и не ослепляет испытуемого. Таблица состоит из нескольких рядов букв или незамкнутых окружностей. Слева от каждого ряда стоит число, обозначающее расстояние в метрах, с которого человек с нормальным зрением видит данную строку. Справа от строки указана острота зрения, которая рассчитывается по формуле:

V = d ´ D,

где d – расстояние от исследуемого глаза до таблицы; D – расстояние, с которого данная строка читается глазом с нормальной остротой зрения; V – острота зрения.

4. В отчете указать остроту зрения для каждого глаза и сделать вывод, есть отличия от нормы или нет.

 

РАБОТА № 2

Определение полей зрения

Необходимо: испытуемый, периметр Форстера, белые и цветные метки, цветные карандаши, линейка. Объект исследования – человек.

Учебно-исследовательская цель работы: определить поля зрения для белой метки.

Ход работы

Полем зрения называется пространство, видимое глазом человека при фиксации взгляда в одной точке. Величина поля зрения у различных людей неодинакова и зависит от глубины расположения и формы глазного яблока, надбровных дуг и носа, сетчатки глаза, а также функционального состояния организма. Различают цветовое (хроматическое) и бесцветное (ахроматическое) поля зрения. Ахроматическое поле зрения больше хроматического, так как оно обусловлено деятельностью палочек, число которых больше и которые расположены преимущественно на периферии сетчатки. Для различных цветов поле зрения также неодинаково: больше всех оно для желтого цвета, а самое узкое – для зеленого. Границы ахроматического поля зрения составляют смещенный по горизонтали эллипс: наружу примерно 100о, внутрь и вверх 60о и вниз 65о.

1. Поставить периметр против света. Посадить испытуемого спиной к свету и попросить его поставить подбородок в выемку подставки штатива периметра. Если определяется поле зрения левого глаза, то подбородок ставят на правую часть подставки. Высота подставки регулируется так, чтобы деревянный конец штатива пришелся к нижнему краю глазницы. Испытуемый фиксирует одним глазом белый кружок в центре дуги, а другой глаз закрывает рукой. Установить дугу в горизонтальном положении и начать измерение (рис. 44).

2. Испытуемый смотрит в центральную белую точку периметра. В это время необходимо провести белую метку от конца периметра к центру. Отметить тот момент, когда испытуемый начинает видеть метку. Записать результат в градусах.

3. Аналогичные наблюдения провести при горизонтальном положении периметра и под углом 45о.

 

 

Рис. 44. Определение полей зрения с помощью периметра Форстера

4. Определить поля зрения для цветных меток. При этом необходимо отметить тот момент, когда испытуемый начинает видеть не только метку, но и ее цвет. Испытуемый не должен знать, какую метку ему предъявляют, поэтому желательно предъявлять разные по цвету метки с разных сторон, чередуя их, что позволяет более точно определить поля цветного зрения, избегая угадывания.

5. Результаты измерения занести в таблицу 45.

 

 Таблица 45

Направ-ленность

взгляда

Поле зрения

Белая метка

Красная

метка

Зеленая

метка

Желтая

метка

Правый глаз Левый глаз Правый глаз Левый глаз Правый глаз Левый глаз Правый глаз Левый глаз
вверх                
вниз                
наружу                
внутрь                

 

6. По полученным результатам начертить периметрические снимки разных цветовых меток для обоих глаз, соединив полученные точки линиями соответствующего цвета (рис. 45).

7. Сравните величину полей зрения для разных цветовых меток. Объясните полученные результаты.

 

Рис. 45. Диаграммы полей зрения

РАБОТА № 3

Демонстрация слепого пятна на сетчатке глаза (опыт Мариотта)

Необходимо: испытуемый, рисунок Мариотта, сантиметровая лента.

Учебно-исследовательская цель работы: доказать существование слепого пятна на сетчатке опытом Мариотта.

Ход работы

1. Слепое пятно (место выхода зрительного нерва из глазного яблока) не чувствительно к свету, так как не содержит палочек и колбочек. Если изображение предмета падает на слепое пятно, зрительные ощущения не возникают. Испытуемый берет в руки рисунок (рис. 46).

 

Рис. 46. Рисунок опыта Мариотта

 

2. Закрыв левый глаз, правым смотрит на крестик (белый круг должен быть расположен кнаружи) и медленно приближает рисунок к глазу. На расстоянии примерно 15–25 см изображение белого кружка исчезает (рис. 46). Происходит это потому, что при фиксации глазом крестика лучи от него падают на желтое пятно, а лучи от кружка при определенном расстоянии рисунка от глаза – на слепое пятно, и белый кружок перестает быть видимым (рис. 47).

 

Рис. 47. Схема опыта Мариотта

 

РАБОТА № 4

Определение остроты слуха

Необходимо: испытуемый.

Учебно-исследовательская цель работы: определить остроту слуха.

Ход работы

1. Расположить испытуемого на расстоянии 6 м от экспериментатора и повернуть исследуемое ухо в его сторону, а другое закрыть.

2. Назвать шепотом после спокойного выдоха простые слова или двузначные числа. Испытуемому следует повторять сказанное. При нормальной остроте слуха испытуемый слышит шепот с расстояния 6 м. Если острота слуха понижена, то расстояние уменьшается, если повышена – увеличивается.

3. Определить остроту слуха для другого уха.

Если испытуемый не воспринимает шепот, то исследование остроты слуха провести речью обычной (разговорной) громкости.

 

РАБОТА № 5



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.6.75 (0.024 с.)