Физиология высшей нервной деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Физиология высшей нервной деятельности



 

Занятие № 1

Безусловные и условные рефлексы. Общие закономерности деятельности высшей нервной деятельности. Физиологические основы поведения. Торможение условных рефлексов

 

Учебно-исследовательская цель занятия:

1. Изучить базовые механизмы, лежащие в основе высшей нервной деятельности человека.

2. На практике ознакомиться с выработкой условных рефлексов, их торможением.

 

Вопросы для самоподготовки

1. Понятия о безусловных и условных рефлексах.

2. Характеристика и классификации безусловных рефлексов.

3. Инстинкты и их физиологическое значение.

4. Характеристика и значение условных рефлексов.

5. Правила выработки условного рефлекса.

6. Классификации условных рефлексов.

7. Структура рефлекторной дуги условного рефлекса.

8. Механизмы формирования временной связи в коре больших полушарий.

9. Торможение в коре больших полушарий.

10. Внешнее торможение: внешний тормоз, запредельное торможение. Физиологические механизмы их образования.

11. Внутреннее торможение (угасание, дифференцировка, условный тормоз, отставленное торможение). Условия выработки видов условного торможения.

12. Понятие о динамическом стереотипе. Роль динамического стереотипа в обучении и приобретении практических навыков.

 

ДЕМОНСТРАЦИИ

Учебные видеофильмы: «Физиология ВНД», «Условные рефлексы», «Условный рефлекс», «Торможение условных рефлексов».

Плакаты: Высшая нервная деятельность. Образование и торможение условных рефлексов. Схема образования условного рефлекса. Пример взаимодействия первой и второй сигнальных систем.

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

РАБОТА № 1

Выработка условного словесно-двигательного рефлекса у человека

Необходимо: испытуемый, прибор Иванова-Смоленского. Объект исследования – человек.

Учебно-исследовательская цель работы: с помощью прибора Иванова-Смоленского выработать у человека условный словесно-двигательный рефлекс

Ход работы

1. Ознакомиться с прибором для выработки словесно-двигательного условного рефлекса у человека.

2. Условный словесно-двигательный рефлекс вырабатывается на базе закрепленного условного рефлекса, который состоит в том, что испытуемый в ответ на команду экспериментатора «нажмите» нажимает резиновую грушу. В качестве индифферентного – будущего условного – раздражителя используют световые и звуковые раздражители. Экспериментатор включает белую лампочку и одновременно подает команду «нажмите». Сочетание условного раздражителя (свет лампочки) и подкрепления (команда «нажмите») производится 6–10 раз. Интервалы между сочетаниями должны составлять 10–20 секунд. Характер ответной реакции испытуемого регистрируется с помощью чернильной записи на ленте прибора.

3. Экспериментатор включает белую лампочку без подкрепления командой «нажмите» и отмечает реакцию испытуемого. В случае успешного образования временной связи испытуемый нажимает на грушу без словесного подкрепления.

4. В отчетах необходимо схематически зарисовать рефлекторную дугу словесно-двигательного рефлекса.

РАБОТА № 2

Торможение условного словесно-двигатель­ного рефлекса у человека

Необходимо: испытуемый, прибор Иванова-Смоленского.

Учебно-исследовательская цель работы: ознакомиться с видами торможения условных рефлексов у человека.

Ход работы

1. У испытуемого вырабатывают условный словесно-двигательный рефлекс на свет белой лампочки.

2. Угасание условного рефлекса вырабатывают неоднократным предъявлением условного раздражителя без подкрепления командой «нажмите».

3. Исследуют обобщение или генерализацию условного рефлекса. Для этого проверяют реакцию на свет желтой или зеленой лампочки. Как правило, предъявление родственного раздражителя приводит к осуществлению условно-рефлекторной реакции.

4. Дифференцировочное торможение. Проверяют реакцию на условный (белая лампочка) и родственные раздражители (лампочки других цветов). При этом условный раздражитель подкрепляют, а родственные не подкрепляют. Через некоторое время реакция на родственные раздражители тормозится, тогда как на условный остается. В случае если у испытуемого плохо выражена дифференцировка, возможно отрицание реакции на родственные раздражители (команда «не нажимайте» или «плохо»).

5. Условный тормоз испытуемому с выработанным условным рефлексом на свет белой лампочки предъявляют одновременно два раздражителя, сочетание которых не подкрепляется (например, белая лампочка – красная лампочка). При этом один из раздражителей является условным, а другой – индифферентным. При неоднократном неподкреплении этого сочетания условно-рефлекторная реакция на него тормозится, но сохраняется на условный раздражитель.

6. Запаздывание. При выработке этого вида торможения увеличивают интервал между условным раздражителем (белая лампочка) и его подкреплением командой «нажмите». Этот вид внутреннего торможения проявляется в том, что условно-рефлекторная реакция при подаче условного раздражителя тормозится и проявляется с запаздыванием.

7. Внешнее торможение. Гаснущий тормоз. У испытуемого с выработанным условным рефлексом на свет белой лампочки проверяют несколько раз условно-рефлекторную реакцию. Затем одновременно с условным раздражителем подают сильный звуковой раздражитель и наблюдают исчезновение условно-рефлекторной реакции. Обычно это происходит только при первых предъявлениях внешнего раздражителя, так, 3–4-е предъявление уже сопровождается проявлением условного рефлекса.

8. В отчетах необходимо дать описательную характеристику видов внешнего и внутреннего торможения и назвать их основные механизмы.

РАБОТА № 3



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.248.24 (0.005 с.)