Типы высшей нервной деятельности. Функциональная асимметрия коры больших полушарий. 1-я и 2-я сигнальные системы. Основные психические процессы. Функциональные системы. Экспериментальные неврозы



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типы высшей нервной деятельности. Функциональная асимметрия коры больших полушарий. 1-я и 2-я сигнальные системы. Основные психические процессы. Функциональные системы. Экспериментальные неврозы



 

Учебно-исследовательская цель занятия:

1. Изучить принципы, лежащие в основе типизации высшей нервной деятельности (ВНД).

2. Изучить физиологические свойства и механизмы высших психических процессов.

3. Изучить на практике методики определения латерального фенотипа человека и типа ВНД.

4. Освоить методы оценки смысловой и кратковременной памяти.

Вопросы для самоподготовки

1. Современное учение о типах ВНД, классификация типов ВНД по Павлову.

2. Функциональная асимметрия коры больших полушарий.

3. Понятие о первой и второй сигнальных системах, их физиологическое значение.

4. Роль второй сигнальной системы в формировании абстрактного мышления и речи.

5. Структурные элементы формирования сознания, мышления, мотиваций.

6. Физиология эмоций. Теории эмоций. Структурная организация эмоций. Биологическое значение эмоций.

7. Память. Виды памяти.

8. Механизмы кратковременной и долговременной памяти.

9. Сон и биологическое значение фазы сна. БДГ-сон и его характеристика.

10. Экспериментальные неврозы и способы их получения. Значение изучения экспериментальных неврозов для клинической медицины.

11. Понятие о функциональных системах (П.К. Анохин), их физиологическое значение.

12. Структурные элементы функциональной системы.

 

ДЕМОНСТРАЦИИ

Учебные видеофильмы: «Физиология мотиваций и эмоций», «Эмоции», «Память», «Головной мозг. Как улучшить память?», «Биологические ритмы. Сон и его значение», «Боль».

Плакаты: Типы высшей нервной деятельности. Происхождение памяти. Эмоции. Сравнительная характеристика фаз медленного и быстрого сна.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

РАБОТА № 1

Исследование объема кратковременной памяти

Необходимо: испытуемый,заранее приготовленные 7 рядов цифр, содержащих последовательно 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 элементов.

Учебно-исследовательская цель работы: Определить объем непосредственного запоминания.

Ход работы

1. Экспериментатор один раз громко зачитывает ряды цифр, начиная с короткого. После прочтения каждого ряда через 2–3 секунды по команде «пишите» испытуемые записывают в протоколе те элементы ряда, которые запомнили, в том же порядке, в котором они читались экспериментатором.

2. Для получения надежного результата опыт повторяют три раза, каждый раз зачитывают все 7 рядов вне зависимости от результатов испытуемых.

3. Сверяют результаты каждой серии с исходным материалом, отмечая правильно воспроизведенные ряды. Сравнивают результаты разных испытуемых.

 

РАБОТА № 2

Исследование смысловой памяти

Необходимо: испытуемый, заранее заготовленный набор из 18 и более понятий типа «веселый праздник», «вкусный ужин» и т. д.

Учебно-исследовательская цель работы: выяснить значение представления, воображения и мышления в объеме долговременной памяти.

Ход работы

1. Экспериментатор зачитывает 18 понятий с интервалом, достаточным для того, чтобы испытуемые сделали необходимые пометки.

2. Испытуемые для лучшего запоминания понятий делают на листе бумаги зарисовки или пометки, ассоциирующиеся с данными понятиями.

3. Через 60 минут каждый испытуемый подписывает понятия по своим пометкам.

4. Определяют количество запомненных понятий.

5. Сравнивают результаты нескольких испытуемых.

6. В выводах отмечают значение представления, воображения и мышления в долговременной памяти.

РАБОТА № 3

Исследование функциональной асимметрии мозга.

Необходимо: испытуемый, секундомер, периметр для определения полей зрения, динамометр, лист бумаги с отверстием диаметром 1 см.

Учебно-исследовательская цель работы: с помощью функциональных проб определить латеральный фенотип человека.

Ход работы

1. В процессе выполнения практической работы студенты в парах выполняют пробы для оценки сенсомоторных асимметрий, таблица 43.

Таблица 43

Пробы для оценки сенсомоторных асимметрий

ПРОБА Оцениваемый показатель
1. Взять ручку со стола. Выполняется по команде: «Возьмите ручку со стола». Ведущей считается рука, которой испытуемый берет предмет.
2. Без зрительного контроля одновременно двумя руками нарисовать круги, квадраты, треугольники. Ведущей считается рука, которой более эффективно осуществляется движение.
3. Переплетение пальцев рук. Большой палец ведущей руки ложится сверху.
4. Поза Наполеона. Ведущая рука первой начинает движение и располагает кисть на противоположном предплечье.

Продолжение таблицы 43

5. Динамометрия. Трижды определяется сила сжатия динамометра каждой рукой. Определяют средние значения. Наибольшая сила у ведущей руки.
6. Аплодирование. Ведущей считается более активная в движении рука.
7. Тест вытянутых рук. С закрытыми глазами обе руки вытягиваются вперед на уровне плеч. Ведущей считается поднятая выше рука.
8. Закидывание ноги на ногу. Ведущая нога располагается сверху.
9. Подпрыгнуть на одной ноге. Толчковая нога считается ведущей.
10. Подняться со стула. Ведущая нога начинает движение.
11. Подойти к двери, вернуться пятясь. Ведущая нога начинает движение.
12. Пнуть ногой воображаемый мяч. Ведущая нога ударяет.
13. Отклонение движения от заданного направления. С закрытыми глазами испытуемый проходит по прямой 5–10 м. Нога, противоположная отклонению от прямой, оценивается как ведущая.
14. Проба с секундомером. Оценивается, каким ухом испытуемый наклоняется к секундомеру после инструкции: «Каким ухом громче слышно тиканье часов?» Ведущим считается ухо, которое испытуемый приближает к секундомеру.
15. Воспроизведение цифр, произносимых экспериментатором при одном закрытом ухе испытуемого. Большее количество цифр запоминается ведущим ухом.
16. Проба Розенбаха. В вытянутой руке испытуемый держит карандаш и фиксирует его взором на определенной точке (3–4 м). Затем поочередно закрывает правый и левый глаз. Закрытие ведущего глаза ведет к смещению карандаша относительно точки фиксации.
17. Проба «Дырка в карте». Испытуемый фиксирует предмет через небольшое отверстие в листе бумаги. Затем поочередно закрывает правый и левый глаз. Закрытие ведущего глаза ведет к исчезновению предмета из поля зрения.
18. Прищуривание глаза после команды: «Поочередно прищурить глаза». Первым прищуривается ведущий глаз.
19. Измерение полей зрения. С помощью периметра Форстера выявляют большее поле зрения.

2. Результаты проб студенты заносят в протокол экспериментаи фиксируют в тетради для практических работ (табл. 44).

 

Таблица 44

Протокол эксперимента по определению латерального фенотипа

  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19
П                                      
Л                                      

3. На основании функциональных проб определяют коэффициент правосторонней латерализации (КПЛ):

,

где П – количество правосторонних признаков, Л – количество левосторонних признаков.

4. На основании коэффициента латерализации определяют моторный фенотип (пробы 1–13), сенсорный фенотип (пробы 14–19) и общий сенсомоторный фенотип (по всем пробам).

5. На основании коэффициентов латерализации определяют ведущее полушарие в моторной и сенсорной деятельности. При определении ведущего полушария необходимо помнить, что правый фенотип движений и сенсорики определяется левым полушарием, а левый фенотип – правым.

РАБОТА № 4



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.136.29 (0.02 с.)