Виртуальный физиологический эксперимент. Определение общего холестерина крови 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виртуальный физиологический эксперимент. Определение общего холестерина крови



Необходимо: персональный компьютер, программа PhysioEx 6.0 for Human Physiology (раздел «Физиология крови»).

Учебно-исследовательская цель работы: используя программу, научиться определять общий холестерин в крови.

Ход работы

С помощью персонального компьютера и обучающей программы PhysioEx 6.0 for Human Physiology выполнить работу «Определение общего холестерина крови».

РАБОТА № 8

Адаптация температурного анализатора

Необходимо: испытуемый, три стаканчика с водой, нагретой до 10, 25 и 40 оС, термометр, спиртовка.

Учебно-исследовательская цель работы: убедиться в способности к адаптации температурного анализатора.

Ход работы

1. В стаканчики наливают нагретую до 10, 25 и 40 оС воду.

2. Палец правой руки помещают в первый стакан, левой руки – в третий.

3. Через 30 секунд помещают пальцы правой и левой руки в стакан с водой, нагретой до 25 оС. Убеждаются, что в правой руке возникает ощущение тепла, а в левой – холода.

4. Объясните полученный результат.

РАБОТА № 9

Влияние физической нагрузки на процессы теплопродукции и теплоотдачи

Необходимо: испытуемый, термобумага.

Учебно-исследовательская цель работы: оценить величину потоотделения до и после физической нагрузки.

Ход работы:

1. Приложить на 5 секунд лист термобумаги к области лобных бугров и ладони.

2. Повторить пробу после 20 приседаний.

3. Оценить величину потоотделения до и после физической нагрузки, сравнить количество потовых желез и интенсивность потоотделения на лобной области и ладони.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое энергетический обмен? Что он отражает?

2. Какие основные методы энергообмена у человека Вам известны?

3. Кратко охарактеризуйте сущность, преимущество и недостатки: а) прямой калориметрии, б) непрямой калориметрии.

4. Как называется устройство для определения расхода энергии по методу прямой калориметрии?

5. Что необходимо определить для расчета обмена энергии по методу косвенной калориметрии.

6. Что подразумевает исследование газообмена с целью определения обмена энергии?

7. В чем заключается принципиальное различие между методом Дугласа-Холдена и методом спирографии?

8. Что такое калорический эквивалент кислорода?

9. Какова изменчивость калорического эквивалента кислорода в зависимости от природы окисляемого вещества?

10. Дайте определение понятию «дыхательный коэффициент».

11. С помощью каких показателей рассчитывается дыхательный коэффициент?

12. Напишите формулу для расчета дыхательного коэффициента.

13. Чему равен дыхательный коэффициент при окислении белка?

14. Чему равен дыхательный коэффициент при окислении углеводов?

15. Чему равен дыхательный коэффициент при окислении жира?

16. Чему равен дыхательный коэффициент при смешанном питании?

17.  В каком случае дыхательный коэффициент может иметь значение меньше 0,7?

18. Нарисуйте график зависимости величины дыхательного коэффициента на фоне длительной физической нагрузки и последующего отдыха.

19. Когда по отношению к периоду физической нагрузки возникает и ликвидируется кислородная задолженность организма?

20. Что такое основной обмен?

21. Назовите главные факторы, от которых зависит величина основного обмена.

22. Как определить величину должного основного обмена для конкретного человека?

23. Как определяется поверхность тела человека для исследования энергообмена?

24. Соблюдение каких условий необходимо для исследования основного обмена?

25. Как основной обмен изменяется с возрастом?

26. Как с возрастом меняется интенсивность основного обмена?

27. Сформулируйте «правило поверхности» Рубнера.

28. Является ли основной обмен, рассчитанный на 1 м2 поверхности тела, одинаковым для животных разных видов?

29. Каким прибором чаще всего определяют газообмен при исследовании основного обмена?

30. Какое расхождение допустимо между должным и истинным основными обменами у здорового человека?

31. Что следует понимать под специфическим динамическим действием пищи?

32. Что такое рабочий обмен? Каковы пределы его вариабельности?

33. На сколько групп подразделяются представители разных профессий в зависимости от энергетических трат?

34. Как изменяются энергетические траты организма при интенсивном умственном труде?

35. Как изменится обмен энергии при физической работе?

36. Что такое рацион?

37. Что такое диета?

38. Что такое усвояемость?

39. Каков процент усвояемости пищи животного происхождения?

40. Каков процент усвояемости пищи растительного происхождения?

41. Каков процент усвоения смешанной пищи?

42. Назовите основные требования к составлению пищевых рационов.

43. Какие вещества служат для организма источником энергии?

44. Какова в среднем суточная потребность организма в белках?

45. Какова в среднем суточная потребность организма в жирах?

46. Какова в среднем суточная потребность организма в углеводах?

47. Назовите средние суточные величины (в калориях) основного обмена у мужчин.

48. Назовите средние суточные величины (в калориях) основного обмена у женщин.

49. Как в процентном выражении суточной калорийности наиболее целесообразно распределить пищевой рацион человека при трехразовом питании?

50. Что является различием между гомойотермными и пойкилотермными организмами?

51. Какой закономерностью связаны между собой размеры тела и интенсивность теплопродукции?

52. Сколько выделяется способов термогенеза? Как они называются?

53. Какие способы сократительного термогенеза выделяются?

54. Каков механизм образования тепла при несократительном термогенезе?

55. Какие механизмы теплообразования преобладают у взрослого и новорожденного?

56. Что подразумевается под терморегуляцией за счет поведенческих реакций?

57. Что такое температурный комфорт?

58. Что следует понимать под температурной зоной?

59. Что такое термонейтральная зона?

60. Как изменится значение зоны температурного комфорта при повышении температуры воздуха окружающей среды?

61. Как изменится значение зоны температурного комфорта при повышении влажности воздуха окружающей среды?

62. Как изменится значение зоны температурного комфорта при повышении скорости движения воздушного потока окружающей среды?

63. Как изменится значение зоны температурного комфорта при понижении температуры воздуха окружающей среды?

64. Что такое наружный поток тепла?

65. Что такое внутренний поток тепла?

66. Как наличие одежды влияет на процесс теплоотдачи?

67. Температуру какого отдела (органа, системы) организма следует понимать под температурой тела?

68. Во сколько раз по отношению к уровню основного обмена может максимально увеличиваться выработка тепла?

69. За счет чего уравновешивается тепловой баланс при повышении температуры среды?

70. Каковы значения температуры тела у здорового человека в сердечной мышце, поджелудочной железе, почках?

71. Почему обязательным условием измерения температуры тела в подмышечной впадине является длительность измерения не менее 5 минут?

72. Почему у человека, длительно работающего физически, может наблюдаться понижение кожной температуры?

73. Как увеличение теплопроводности окружающей среды влияет на изменение термонейтральной зоны?

74. Как увеличение теплоемкости окружающей среды будет влиять на изменение термонейтральной зоны?

75. Что такое терморецепторы?

76. Назовите виды терморецепторов.

77. Назовите месторасположение центров терморегуляции в ЦНС.

78. Обладают ли центры терморегуляции специфичностью реагирования на разную направленность температурной изменчивости?

79. Что такое тепловая адаптация?

80. Что такое пороговая температура и пороговый сдвиг сосудодвигательной реакции?

81. В каких пределах температуры отмечается пороговый сдвиг?

82. У жителей какого климатического пояса наблюдается умеренный тепловой сдвиг?

83. Что такое гипертермия?

84. Что является критерием гипертермии?

85. Что такое тепловой удар?

86. Что такое солнечный удар?

87. Что такое лихорадка?

88. Каков механизм нарушения температурного баланса при лихорадке?

89. В чем заключается защитная роль лихорадки?

90. Что такое холодовая адаптация?

91. Что такое гипотермия?

92. Как изменяется восприятие холодовых ощущений в процессе тепловой адаптации?

93. Что такое искусственная гипотермия?

94. Какой биологический эффект позволяет применять гипотермию в медицине?

 

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

Выберите один или несколько правильных ответов.

1. ЭНЕРГИЯ ОСНОВНОГО ОБМЕНА НЕ ЗАТРАЧИВАЕТСЯ

1) на кровообращение

2) на дыхание

3) на клеточный метаболизм

4) на специфически-динамическое действие пищи

2. СУТОЧНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА В УГЛЕВОДАХ РАВНА

1) 70–100 г

2) 150–200 г

3) 400–450 г

4) 40–60 г

3. ЭНЕРГОЗАТРАТЫ ОРГАНИЗМА В УСЛОВИЯХ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО ПОКОЯ, В ПОЛОЖЕНИИ ЛЕЖА, НАТОЩАК, ПРИ ТЕМПЕРАТУРЕ КОМФОРТА СОСТАВЛЯЮТ

1) рабочий обмен

2) специфически-динамический обмен

3) основной обмен

4) обмен энергии

4. ОТНОШЕНИЕ ОБЪЕМА ВЫДЕЛЕННОГО УГЛЕКИСЛОГО ГАЗА К ОБЪЕМУ ПОГЛОЩЕННОГО КИСЛОРОДА НАЗЫВАЕТСЯ

1) калорической ценностью пищевого вещества

2) калорическим эквивалентом кислорода

3) дыхательным коэффициентом

4) дыхательным объемом

5. НАИБОЛЬШАЯ ТЕМПЕРАТУРА ЯДРА НАБЛЮДАЕТСЯ

1) в мозге

2) в печени

3) в мочевом пузыре

4) в сердце

 

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

Задача № 1. Как известно, азот содержится только в белковых продуктах. У испытуемого изучают белковый обмен. Установлено, что с мочой выделилось в сутки 12 г азота.

Указать, сколько белка распалось в организме?

Задача № 2. В ходе эксперимента изучается влияние различных рационов на энергообмен животного. Обнаружено, что за время опыта окислялись только углеводы, и при этом выделилось 6 литров СО2.

Вычислить количество потребленной энергии животным в этом эксперименте.

Задача № 3. У больного мужчины ростом 180 см и весом 100 кг основной обмен равен 1900 ккал.

Определить, соответствует ли норме эта величина, если поверхность тела равна 2,18 м2?

Задача № 4. Для того, чтобы согреться от холода, один человек пьёт горячий чай, а другой – алкоголь.

Объяснить, почему человек, находящийся на морозе в состоянии алкогольного опьянения, особенно подвержен угрозе замерзания?

Задача № 5. Известно, чтопри составлении пищевых рационов учитываются несколько условий, например, соответствие калорийности пищи суточным затратам энергии.

Указать, какие еще условия необходимо учитывать при составлении пищевых рационов, кроме соответствия калорийности пищи суточным затратам энергии?

 

ЗАНЯТИЕ № 4

Итоговое занятие по разделу

«Физиология пищеварения, обмена веществ и энергии,

Терморегуляция»

 

Учебно-исследовательская цель занятия: контроль знаний по разделу «Физиология пищеварения, обмена веществ и энергии, терморегуляция».

Контрольные вопросы для устного собеседования на итоговом занятии

1. Значение и сущность пищеварения для организма. Методы исследования деятельности желудочно-кишечного тракта. Значение павловского метода хронических экспериментов для изучения функций пищеварительного аппарата. Функции пищеварительного тракта.

2. Пищеварение в полости рта. Методы изучения слюноотделения. Состав и физиологическое значение слюны. Закономерность, специфичность и приспособляемость в деятельности слюнных желез. Нервные и гуморальные механизмы регуляции слюноотделения.

3. Пищеварение в желудке. Методы изучения желудочного сокоотделения в эксперименте и клинике. Пробные завтраки и функциональные пробы.

4. Состав и свойства желудочного сока. Образование соляной кислоты и ее значение. Ферменты желудочного сока и их действие на пищевые вещества.

5. Нервные и гуморальные механизмы отделения желудочного сока. Методы изучения первой и второй фаз желудочного сокоотделения. Роль гастрина, энтерогастрина, гистамина и продуктов гидролиза пищи в регуляции отделения желудочного сока. Анализ часовых кривых отделения желудочного сока на мясо, хлеб и молоко.

6. Пищеварение в двенадцатиперстной кишке. Методы изучения поджелудочного сокоотделения. Состав и действие поджелудочного сока.

7. Нервная и гуморальная регуляция внешней секреции поджелудочной железы. Отделение поджелудочного сока на различные пищевые вещества.

8. Переход пищи из желудка в двенадцатиперстную кишку. Факторы, определяющие переход химуса из желудка в кишечник.

9. Роль печени в пищеварении. Образование желчи. Методы изучения желчеотделительной функции печени. Печеночная и пузырная желчь. Состав желчи, ее значение для пищеварения и гомеостаза. Регуляция желчеотделительной функции печени.

10.  Желчевыделительная функция печени. Методы изучения желчевыделения. Нервно-гуморальная регуляция желчевыделительной функции печени. Анализ часовых кривых желчевыделения на мясо, хлеб и молоко.

11.  Пищеварение в тощей и подвздошной кишке. Количество, состав и свойства кишечного сока. Методы изучения кишечного сокоотделения. Участие экстрамуральной и интрамуральной иннервации в регуляции отделения кишечного сока.

12.  Полостной и мембранный гидролиз питательных веществ в тонком кишечнике. Всасывание веществ в различных отделах пищеварительного аппарата.

13.  Механизмы транспорта веществ в желудочно-кишечном тракте. Сопряжение гидролиза и всасывания.

14.  Пищевой центр. Физиологические основы голода и насыщения. Периодическая деятельность органов пищеварения.

15.  Двигательная функция и методы ее изучения. Виды сокращений желудка, тонкого и толстого кишечника. Регуляция моторной функции желудочно-кишечного тракта.

16.  Общее понятие об обмене веществ и энергии. Организм как открытая термодинамичекая система. Процессы ассимиляции и диссимиляции веществ. Баланс прихода и расхода веществ.

17.  Обмен белков в организме. Азотистое равновесие. Положительный и отрицательный баланс азота. Заменимые и незаменимые аминокислоты. Полноценные и неполноценные белки. Белковый оптимум и минимум. Регуляция белкового обмена.

18.  Обмен углеводов. Значение углеводов для организма. Уровень сахара в крови. Гипергликемия. Гипогликемия. Регуляция обмена углеводов.

19.  Обмен жиров. Роль жиров в организме. Незаменимые жирные кислоты. Жировое депо. Участие печени в обмене липидов. Регуляция жирового обмена.

20.  Значение минеральных веществ и микроэлементов, потребность в них организма. Значение воды для организма. Понятие о водном балансе. Регуляция водного и минерального обмена.

21.  Витамины, их физиологическая роль в организме. Характеристика основных групп витаминов.

22.  Энергетический баланс организма. Учет прихода и расхода энергии. Физическая калориметрия. Калорическая ценность разных питательных веществ. Физиологическая калориметрия.

23.  Непрямая калориметрия. Методы полного и неполного газового анализа. Дыхательный коэффициент. Калорический эквивалент 1 л кислорода.

24.  Основной обмен, величина и факторы, определяющие его. Специфически-динамическое действие питательных веществ. Рабочий обмен. Энергетические затраты при различных видах труда и в разном возрасте.

25.  Физиологические нормы питания. Суточная потребность человека в питательных веществах. Принципы правильного составления пищевых рационов. Закон изодинамии Рубнера и его критика.

26.  Значение терморегуляции для организма. Температура тела человека и ее суточные колебания. Пойкилотермные, гомойтермные и гетеротермные организмы. Химическая и физическая терморегуляция.

27.  Терморецепторы периферические и центральные. Регуляция изотермии. Понятие о гипо- и гипертермии.

ПРИЛОЖЕНИЕ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 144; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.101.60 (0.046 с.)