Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Физиология дыхательной системыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
ЗАНЯТИЕ № 1 Внешнее дыхание и методы его исследования ОТВЕТЫ НА ТЕСТЫ
ОТВЕТЫ НА СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ Задача № 1. Более тренированным является спортсмен № 1. При одинаковой со спортсменом № 2 величине МОД у него будет больше объем альвеолярной вентиляции (что и определяет эффективность внешнего дыхания), поскольку при более редком дыхании меньшее количество воздуха приходится на объем “мертвого” пространства, в котором не происходит газообмена. Задача № 2. Растяжимость легких выше у обследованного № 2, т. к. у него выше ЖЕЛ. ЖЕЛ - это максимальный объем воздуха, который может выдохнуть человек после максимального вдоха. Задача № 3. Операции на сердце требуют вскрытия грудной полости. При этом нарушается герметичность грудной полости, и самостоятельное дыхание становится невозможным (легкие не будут следовать за движениями грудной клетки и диафрагмы). Задача № 4. Основным стимулом к осуществлению вдоха и возникновению ощущения «нехватки воздуха» является возбуждение дыхательного центра при повышении напряжения СО2 в крови. Гипервентиляция ведет к гипокапнии и, следовательно, к возможности более длительной задержки вдоха. (При гипервентиляции не происходит существенного увеличения содержания О2 в крови, так как исходно кровь практически полностью им насыщена). Кислородная емкость крови (КЕК) - максимальное количество О2, которое может быть связано гемоглобином в 1 л крови (1 г гемоглобина связывает около 1.36 мл кислорода). В норме КЕК = 200 мл О2/л. В задаче КЕК = 1.36 × 80 равно около 110 мл О2/л. Из-за снижения КЕК даже при небольших нагрузках возникают гипоксия тканей, нарушение процессов тканевого дыхания и метаболизма, ацидоз. Ацидоз приводит к возбуждению дыхательного центра и гипервентиляции. Задача № 5. Минутный объем дыхания, МОД = ДО × ЧД, где ДО - дыхательный объем. ЧД — частота дыхания. Альвеолярная вентиляция легких, АВЛ = МОД - (МП ×ЧД), где МП - объем анатомического мертвого пространства (около 0.15 л). Случай № 1: АВЛ = 5 - (0,15 × 20) = 5 - 3 = 2 л/мин. Случай № 2: АВЛ = 5 - (0,15 × 10) = 5 - 1.5=3.5 л/мин. Таким образом, во втором случае за 1 минуту через альвеолы пройдет на 1,5 л воздуха больше, чем в первом.
ЗАНЯТИЕ № 2 Регуляция дыхания. Дыхание при различных состояниях организма ОТВЕТЫ НА ТЕСТЫ
ОТВЕТЫ НА СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ Задача № 1. МОД у пловца по прекращению плавания под водой повысится. Механизм его повышения связан с усилением активности периферических (каротидных, аортальных) и центральных хеморецепторов под влиянием сформировавшейся при задержке дыхания под водой гиперкапнии, гипоксемии и повышенного содержания ионов водорода. Это, в свою очередь, вызовет рефлекторное повышение активности инспираторных нейронов дыхательного центра, что приведет к увеличению глубины и частоты дыхания, следовательно, увеличению МОД. Задача № 2. При вдыхании газовой смеси с высоким парциальным давлением кислорода увеличивается напряжение его в крови, что сопровождается увеличением кислородной емкости крови за счет ее оксигенации. Это способствует лучшему кислородному обеспечению тканей. Однако в условиях гипероксии резко снижается возбудимость дыхательного центра. В этой связи для поддержания его возбудимости к кислороду добавляют углекислый газ, который стимулирует активность дыхательного центра продолговатого мозга, раздражая центральные (медуллярные) и периферические (сосудистые) хеморецепторы. Задача № 3. При “поверхностном дыхании” усилена вентиляция мертвого пространства, что способствует испарению воды и уменьшению отека. Вентиляция же легких в условиях “поверхностного дыхания” снижена, в связи, с чем оно не может осуществляться в течение длительного времени. Задача № 4. «Центр глотания» находится в реципрокных взаимоотношениях с центрами жевания и дыхания. Возбуждение нейронов центра глотания приводит к торможению жевания, задержке дыхания и к закрытию надгортанником входа в гортань. Нарушение этой координации, в частности, при анестезии рецепторов ротовой полости и глотки, может приводить к аспирации - попаданию содержимого ротовой полости во вдыхательные пути. Задача № 5. Некоторые механизмы развития горной болезни. Снижение атмосферного давления на высоте приводит к снижению парциального давления кислорода во вдыхаемом воздухе и, следовательно, напряжения О2 в крови (гипоксемия). Гипоксемия:
1) сопровождается гипоксией тканей, в том числе головного мозга; 2) через периферические хеморецепторы стимулирует: а) прессорный отдел сосудодвигательного центра, что приводит к повышению АД (возможная причина головной боли, головокружения); б) дыхательный центр, что приводит к возникновению одышки (ощущение «нехватки воздуха») и к гипервентиляции. Из-за гипервентиляции снижается напряжение СО2 в крови (гипокапния), что может вызывать спазм мозговых сосудов (СО2 - вазодилататор) и усиление гипоксии мозга. Компенсаторные механизмы: 1) абсолютный эритроцитоз за счет усиления эритропоэза; 2) увеличение содержания гемоглобина в эритроците; 3) сдвиг кривой диссоциации оксигемоглобина вправо; 4) увеличение густоты капиллярной сети в тканях; 5) увеличение активности окислительных ферментов; 6) адаптация сенсорных систем к гипоксии («гипоксическая глухота»).
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 61; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.84.31 (0.01 с.) |