Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности взаимодействия с поставщикамиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
На качество продукции, выпускаемой предприятием, существенное влияние оказывает качество используемых в производстве сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий, а также запасных частей, закупаемых у предприятий-поставщиков. Задача взаимодействия с поставщиками в равной степени важна для всех предприятий. Не зря на любом предприятии можно встретить службу снабжения или отдел закупок. На малых предприятиях создание отдельного подразделения может быть нецелесообразно, однако для работы с поставщиками, как правило, назначается отдельный сотрудник, выполняющий данную функцию. Обычно в разделе, посвященном взаимодействию с поставщиками, начинают описывать обучение поставщиков, влияние поставщиков на поставщиков (так называемые поставщики II категории), условия договоров с поставщиками, в которых прописаны проверки их производства с Вашей стороны и т.д. Однако это практически не применимо к взаимодействию с поставщиками малых и средних предприятий в условиях современной российской действительности. Такие предприятия не могут, в силу ограниченности своих возможностей, диктовать условия своему поставщику (который часто является еще и монополистом). А поставщики действуют по принципу «не нравится – не ешь». К сожалению, культура взаимодействия поставщик-потребитель не достигла еще уровня взаимовыгодных отношений. Но выживать на рынке придется вне зависимости от характера сложившихся отношений. Так как же малому или среднему предприятию обезопасить себя от рисков, связанных с закупаемой продукцией? Прежде всего, необходимо выбрать поставщика «с человеческим лицом», который, во всяком случае, будет стараться не подвести Вас по срокам, качеству и объемам (комплектности) закупаемой продукции. Не обязательно продукция этого поставщика будет самой дешевой (хотя такая ситуация возможна), однако за все надо платить. С таким поставщиком необходимо налаживать прочные, долговременные отношения и возможно Вы, все-таки, совместно придете к взаимовыгодному партнерству. Выбору такого поставщика будет посвящена данная глава. Однако сразу же оговорим случай, когда такого поставщика нет, и не может быть (например, на рынке представлена только одна Компания). В этом случае, Вы не сможете придумать ничего лучше 100% контроля закупаемой продукции и запасов на складе снабжения для предотвращения остановки производства из-за срыва сроков и/или объемов поставки. Оценка и выбор поставщиков Создание условий для обоснованного выбора поставщиков является необходимым мероприятием в деле обеспечения качества продукции и служит для создания, накопления и непрерывного совершенствования информации о поставщиках. Как показано на рис. 23.1. организация закупок включает следующие основные этапы: - планирование закупок, исходя из имеющихся и/или планируемых потребностей производства; - оценку поставщиков и их классификацию; - выбор поставщиков на основе утвержденных предприятием критериев, определяющих их “способность” поставлять продукцию необходимого качества на приемлемых для предприятия условиях; - заключение договоров на поставку продукции; - собственно надзор за поставщиками закупаемой продукции в соответствии с заключенными договорами. Выполнение данной процедуры оценки при работе с поставщиками позволит предприятию: 1. Четко определить в Договоре (контракте) понятие «качества поставок» применительно либо к партии продукции в целом, либо к отдельным ее единицам; 2. Избежать конфликтных ситуаций, связанных не с качеством продукции, а с несовершенством схемы приемки; 3. Оптимизировать затраты поставщика на приемку и сократить затраты потребителя; 4. Создать основу для доверительных отношений между поставщиком и потребителем; 5. Наладить информационный обмен в части качества поставок, учесть дополнительную информацию о поставщиках (историю качества поставок, стабильность, наличие и сертифицированность Системы менеджмента качества); 6. Создать основу для компенсации обоснованных потерь потребителя из-за поставок некачественной продукции (как отдельных единиц, так и партий в целом); 7. Повысить ответственность поставщиков за качество; 8. Наладить планомерную работу между поставщиком и потребителем по повышению качества поставок без применения «полицейских» мер. В международной практике проблема оценки поставщиков решается с помощью различных критериев и методов. Чаще всего, применяются: специальное анкетирование потенциальных поставщиков; выборочные испытания образцов их продукции; «аудиты поставщика» специалистами предприятия - потребителя его продукции; анализ «внешней» и «независимой» информации о качестве закупаемой продукции (в том числе, и от других предприятий - потребителей данной продукции); а также оценка «надежности» поставщика, как делового партнера по балльной системе и т.п.
Рис.23.1. Процедура оценки и выбора поставщиков
Закупки продукции, используемой предприятием в своем производстве, могут осуществляться как непосредственно у предприятий - изготовителей данной продукции, так и через «посредников» (т.е. у дилерских организаций, на биржах и т.п.). Несмотря на различие в формах взаимодействия предприятия - изготовителя с поставщиками в вопросах их оценки, как партнеров, от которых зависит качество и надежность поставок, должны применяться единые основополагающие принципы и критерии, позволяющие объективно отдавать обоснованное предпочтение тому или иному поставщику, как на стадии подготовки к заключению Договоров на поставку, так и при наличии «долговременных» связей в рамках уже заключенных Договоров. В связи с этим следует различать: а) «первичную оценку» поставщиков при их выборе; б) «текущую оценку», регулярно даваемую предприятию - поставщику в порядке систематического наблюдения за качеством его поставок и за выполнением с его стороны заключенных Договоров, а также по результатам проведения «надзора» предприятием - потребителем непосредственно на предприятии - поставщике за состоянием его производства и за применяемыми процедурами обеспечения качества поставок. Оценка нового поставщика До недавнего времени основными критериями, по которым оценивалась состоятельность поставщика как партнера, являлись цена и сроки поставок, однако в рыночных условиях стало ясно, что наличие гарантий на качество закупаемой продукции - еще более важный показатель. Для оценки поставщика перед заключением с ним Договора на поставку продукции существуют различные способы. Одним из признанных и самым распространенным из них является «Анкетирование» - то есть, составление суждения о потенциальном поставщике с помощью Анкеты, посредством которой собираются и анализируются сведения об интересующем предприятии - поставщике. Цели и содержание таких Анкет могут быть различными, и они могут состоять из разного количества вопросов, дающих информацию по интересующим заказчика проблемам. Однако любая такая Анкета должна содержать вопросы, ответы на которые обеспечат для заказчика представление о: - репутации данного поставщика как делового партнера; - его отношении к вопросам обеспечения качества выпускаемой продукции; - способности осуществлять поставки в заданные сроки с соблюдением договорных - обязательств; способности предприятия-изготовителя поставлять продукцию, отвечающую предъявляемым требованиям заказчика к ее качеству; производственных и технологических возможностях поставщика, а также о его технической оснащенности; способности поставщика эффективно контролировать как «показатели» продукции, так и «параметры» процессов производства; - применении поставщиком статистических методов контроля качества продукции (ведения техпроцессов). Следует учитывать тот факт, что сведений из Анкеты может быть недостаточно для того, чтобы получить полное и объективное представление о поставщике как о деловом партнере, поскольку для этого необходимо определить и его потенциальные возможности. Далее отделу закупок следует собрать отзывы о данном поставщике от других заказчиков (то есть, от других потребителей его продукции) для получения сведений, касающихся: - выполнения договорных обязательств в предыдущие периоды; - экономического положения завода; - политики поставщика в условиях долгосрочных связей; - ценовой политики поставщика; - других данных о поставщике, необходимых для оценки рисков, которые могут возникнуть при взаимодействии с ним. Одновременно с анкетированием и заочным изучением потенциального поставщика, при необходимости, может производиться испытание образцов продукции, которую предприятие намерено у него закупить. Особенно это должно соблюдаться при переходе на нового поставщика, либо на новые, не применявшиеся до этого виды сырья и материалов или выпуск новой (модернизированной) продукции. При этом, отделом закупок производится заказ образца серийной продукции поставщика. Он подвергается на предприятии соответствующим испытаниям и контролю, предусмотренным в НД на данную продукцию, с участием компетентных и заинтересованных служб предприятия (технические и производственные службы, Служба качества). Результаты проведенных испытаний документируются в установленном порядке (составляется акт испытаний, свидетельство или протокол) и на их основании принимается то или иное решение – «Дается оценка поставщику», о чем он, при необходимости, ставится в известность. Полученная информация о поставщике, его технических возможностях используется как «качественные» критерии при оценке и выборе поставщиков, в то время, как Методика балльной оценки дает представление о «количественных» критериях. Это позволит получить более обобщенную, комплексную оценку. Оценка поставщика при наличии долговременных деловых связей. В случае оценки поставщиков, с которыми ранее уже были установлены деловые связи, необходимо систематизировать те данные, которые имеются в службах и подразделениях завода (производственной, коммерческой, службе качества и др.), а именно: - данные о качестве и стабильности показателей качества закупленной в предшествующие периоды продукции от данного поставщика; - сведения о продукции завода, забракованной при контроле в процессе производства из-за неудовлетворительного качества исходных сырья и материалов от данного поставщика; - информация о прошлой работе поставщика по снабжению предприятия аналогичной продукцией; сведения о выполнении поставщиком договорных обязательств. Обобщение информации о поставщиках и оценку его возможностей в данном случае производят совместно службы материально-технического снабжения и качества. Для обеспечения возможности проведения такой оценки организуется регистрация и накопление поступающей от служб информации по вышеперечисленным направлениям и/или показателям. На основе ее формируется так называемое «Дело поставщика», которое состоит, как правило, из следующих документов и данных: 1) Анкета поставщика; 2) Договор или контракт; 3) Переписка, относящаяся к предмету Договора; 4)Изменения в условиях Договора, если таковые имеются; 5) Информация о качестве поступающей по данному Договору продукции; 6) Информация о несоответствиях - в виде заключения ОТК о полной и/или частичной непригодности поставленной продукции; 7) Протоколы по принятию решений об использовании несоответствующей продукции 8) Сравнительные данные о результатах проведенного контроля качества продукции (то есть, «входного» контроля у потребителя и «выходного» на предприятии - поставщике); 9) Отчеты по аудитам производства и Системы качества у поставщика, проведенным специалистами предприятия-потребителя и/или другими компетентными организациями; 10) Копии рекламационных актов и материалы рассмотрения рекламаций. Крайне важным, является и «группирование» информации, характеризующей «длительность» деловых отношений с поставщиком и «качество» его поставок, а именно: - отсутствие в течение времени сотрудничества случаев возврата поставщику партий - продукции целиком или частично из-за выявленных несоответствий требованиям НД или Контрактов (Договоров); - отсутствие «сбоев» в производстве, фактов забракования изготовленной продукции, а также других негативных явлений, связанных с качеством закупаемого сырья, материалов, полуфабрикатов; - возможность и готовность поставщика предоставить потребителю, по первому требованию, результаты контроля в виде протоколов проверки (анализа, испытаний), сведений об уровне качества продукции на данный момент и т.д. Рис.23.2. Категории надежности поставщиков
Необходимо определить периодичность предоставления обобщенных результатов входного контроля с привязкой их к конкретным поставщикам, а также форму представления данной информации. Данная информация, в сочетании с информацией о поставщике, как деловом партнере, позволит отнести конкретного поставщика к одной из следующих категорий (рис. 23.2.). Предприятия-поставщики категорий А и Б являются предпочтительными при принятии решения о заключении с ними Договоров на закупку их продукции. В целях систематизации данных о поставщиках и обеспечения возможности их обоснованного выбора для заключения Договоров, на предприятии должен вестись специальный реестр поставщиков. Рис.23.3. Оценка состояния поставщиков
Рис.23.4. Реестр поставщиков
При этом отнесение осуществляется с учетом следующих значений сумм баллов: а) при проведении «текущей оценки»; б) при проведении «первичной оценки» В результате анализа и оценки поставщиков в соответствии с установленными критерия-ми они, в зависимости от полученных текущих результатов оценки качества и надежности их поставок, могут быть отнесены к другой категории и, при необходимости, с ними могут быть, в крайнем случае, прекращены деловые отношения. В соответствии с зарубежным опытом взаимодействия фирм с их субподрядчиками, наличие текущих данных об ухудшении качества продукции у одного из постоянных партнеров-поставщиков не обязательно служит причиной отказа от его услуг, от делового сотрудничества или зачисления его в «нежелательные» партнеры. Однако, при этом поставщиком должны быть приняты все возможные меры по восстановлению его деловой репутации и улучшению качества продукции и только если они окажутся тщетными - можно менять поставщика. Для осуществления надзора за поставщиками в рамках систематического наблюдения за качеством и надежностью поставок, особенно отнесенным к категориям Б и В, специалистами Службы качества предприятия проводятся периодические аудиты поставщика (периодичность устанавливается индивидуально для каждого поставщика) с целью оценки их Системы качества (при ее наличии) или состояния производства и контроля качества продукции с последующим документальным оформлением результатов аудита и уведомлением о них поставщика. Балльная оценка поставщиков. Балльная оценка поставщиков продукции предназначена для обеспечения возможности «количественной оценки» способности конкретного поставщика осуществлять поставки в точном соответствии с требованиями заказчика к качеству продукции и соблюдением договорных обязательств по срокам, цене и условиям поставок. Она базируется на экспертном установлении видов и величин критериев, позволяющих «объективно отнести» конкретного поставщика к той или иной категории. Состав оцениваемых критериев разделен на 2 группы: критерии «первичной оценки» и критерии «текущей оценки». Естественно, что количество оцениваемых критериев во 2-ой группе превышает их количество при «первичной оценке», что связано с возможностью получения при «текущей оценке» более полной информации о поставщиках, с которыми уже установлены деловые связи и их продукция используется в производстве. Экспертная оценка величины каждого критерия должна осуществляться компетентными специалистами соответствующих служб предприятия. Каждый из указанных критериев на основе информации о его состоянии, применительно к конкретным поставщикам, экспертно оценивается по следующей рекомендуемой системе: На основе полученных по каждому критерию количественных оценок в баллах определяется сумма баллов для каждого поставщика (потенциального, либо действующего), которая является основанием для его отнесения к той или иной категории.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 517; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.60.19 (0.008 с.) |