Организация обслуживания рабочего места 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация обслуживания рабочего места



 

Система обслуживания является составной частью общезаводского процесса производства и имеет своей целью обеспечение его бесперебойного и эффективного функционирования. От организации обслуживания во многом зависит производительность труда, ритмичность производства, его эффек­тивность.

Система обслуживания производства представляет собой совокупность взаимосвязанных функций обслуживания, вы­полняемых по установленному регламенту для обеспечения нормального хода производственных процессов. Функция об­служивания – это сфера деятельности определенной группы обслуживающих рабочих, обособленных по признаку техно­логической однородности работ.

По своей структуре обслуживание в условиях любого предприятия и отрасли промышленного производства обычно сводится к трем группам основных функций: 1) по обслужи­ванию средств труда; 2) по обслуживанию предметов труда; 3) по обслуживанию работника производства (рис. 4.3.)

Выделение всех указанных в схеме функций как самостоя­тельных не является обязательным для всех отраслей про­мышленности, кроме того, при определенных производствен­ных условиях возможно и их объединение. Все функции об­служивания, особенно из состава первых двух групп, непо­средственно влияют на производительность труда и уровень использования оборудования.

По объекту своего воздействия системы обслуживания могут быть предназначены для:

-  рабочего места;

-  производственного участка (цеха);

-  предприятия в целом.

После установления общего состава работ по обслужива­нию важно правильно определить, какая часть из них оста­нется за основными рабочими и какие виды обслуживания должны выполняться силами рабочих служб обслуживания.

Для большинства производств правильным направле­нием будет дальнейшая специализация основных производ­ственных рабочих путем освобождения их от выполнения всех или значительной части обслуживающих операций и их передачи соответствующим службам обслуживания. Это обеспечит эффективное использование рабочего времени основных рабочих, сократит простои оборудования.

 

 

Рисунок 4.3. Структура функций обслуживания

 

Состав функций обслуживания, подлежащих выполнению в каждом производственном подразделении предприятия, должен быть увязан с общей его структурой, с действующи­ми или вновь создаваемыми службами обслуживания.

В зависимости от степени централизации могут приме­няться следующие системы обслуживания рабочих мест:

1. Централизованная – организация и управление обслужи­ванием осуществляется единой общезаводской службой;

2. Децентрализованная – функции обслуживания выполня­ются либо самими производственными рабочими, либо обслу­живающими рабочими данных подразделений (участка, линии, цеха);

3. Смешанная (комбинированная) – часть функций обслуживания осуществляется централизованно, часть – децен­трализованно.

Ту или иную систему обслуживания следует применять, руководствуясь конкретными производственными условиями. Оптимальным критерием выбора вида системы обслужива­ния рабочих мест может быть минимум затрат рабочего вре­мени и расходов на обслуживание при высоком его качестве.

Обслуживание рабочих мест по функциям осуществляет­ся в форме дежурного, планово-предупредительного и стан­дартного обслуживания.

Дежурное обслуживание обычно организуется в условиях единичного и мелкосерийного производства. При этом обслу­живающий персонал (наладчики, транспортные и ремонтные рабочие) вызывается на рабочее место по мере необходи­мости с помощью соответствующих специальных устройств. Такое обслуживание не всегда гарантирует его своевремен­ность и, следовательно, возможность беспростойной работы основного рабочего, но отличается относительной простотой его организации.

Планово-предупредительное обслуживание наиболее при­менимо для условий серийного производства. Здесь обслу­живание рабочего места производится на основе соответству­ющих планов-графиков и расписаний. Эта система характе­ризуется большой подготовительной работой по ее внедрению, четким ритмом работы служб обслуживания и минимальной вероятностью простоев обслуживаемого рабочего и оборудо­вания.

Стандартное обслуживание применяется в поточно-мас­совых производствах и является наиболее совершенной фор­мой планово-предупредительного обслуживания рабочих мест. Та­кое обслуживание характеризуется высокой экономичностью, полной ликвидацией простоев на рабочем месте из-за обслу­живания, но требует жесткой ритмичности основного произ­водства.

При выборе форм обслуживания целесообразно пользо­ваться рис. 4.4.

Рабочие места обслуживающих (вспомогательных) рабо­чих организуются на основе тех же принципов, что и рабочие места рабочих основного производства.

 

 

Характер специализации или форма организации производственного процесса на участке

Номенклатурность производ­ства

 

 

Тип производства

Единичное и мелкосерийное пр-во серийное крупно­серий­ное массовое
Технологически специализиро­ванный учас­ток Любая ДО ДО или ППО ППО ППО или СО

Предметно-специализированный учас­ток

Малономенклатурное ДО ДО или ППО ППО СО
Многонаменклатурное до ДО или ППО  ППО ППО или СО
Участок груп­повой обработки дета­лей - ДО ППО ППО ППО

Поточные ли­нии

Однономенклатурное - ППО ППО СО

Многономенклатурное

-

без догрузок – ППО

   

с догрузкой – ДО

-
Автоматичес­кие линии Любая - ППО ППО СО

Рис 4.4. Выбор системы обслуживания рабочих мест (ДО – дежурное обслуживание, ППО – планово-предупредительное обслуживание, СО – стандартное обслуживание)

 

Эффективное функционирование систем обслуживания производства может осуществляться лишь на основе центра­лизации и специализации служб обслуживания. Благодаря этому обеспечивается необходимая управляемость системой обслуживания, создаются предпосылки для широкой механи­зации вспомогательных работ и применения передовой техно­логии при их выполнении (по опыту предприятий автомо­бильной промышленности, тракторного и сельскохозяйствен­ного машиностроения).

Обязательным условием рациональной организации про­цессов обслуживания на предприятиях является их механиза­ция, так как производимые при этом затраты обеспечивают в 3-5 раз больший экономический эффект, чем затраты на механизацию основных работ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 242; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.244.14 (0.009 с.)