Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 19. Решение проблем. Производственный анализ
Что такое проблема в бережливом производстве? В бережливом производстве продукция изготавливается в точном соответствии с запросами потребителей. Таким образом, стандарты изготовления продукции формируются на основе требований заказчика. Поэтому всякое отклонение от стандарта считается проблемой. Проблема - отклонение от стандарта изготовления продукции, сформированного на основании требований заказчика. Проблемы в производственном процессе приводят к существенным денежным потерям и не только. Они блокируют ресурсы, являются причиной больших складских запасов, приводят к снижению качества продукции. Что касается отношения людей к производственным проблемам, то оно может выражаться в разных формах. Для одних производственные проблемы — нормальное явление, для других — неизбежность, отсутствие решения. Третьи их игнорируют или не находят времени для того, чтобы заняться решением возникающих проблем. Очень часто при возникновении проблемы ведется борьба с симптомами, а не с причинами возникновения проблем, их решение не доводится до конца. Часто решение проблем перекладывается на «чужие плечи»: «Пусть этим занимаются другие люди». Такое отношение приводит к тому, что проблемы не решаются, а это, в свою очередь, говорит о том, что существует большая проблема — проблема управления! Необходимо помнить об отличительном свойстве бережливого производства — его прозрачности. А это значит, что для решения проблем необходимо создание атмосферы, в которой проблемы не скрываются, а последовательно разрешаются. Что для этого необходимо? - Визуализация проблем (например, по сигналу андон, показаниям приборов и датчиков). - Четкая постановка цели. - Командная работа. - Ответственность. - Интерес и поддержка со стороны руководства. - Понимание методики решения проблем. Сокращать объем запасов, выявлять и решать скрытые проблемы можно лишь с помощью рабочих. Если они недостаточно ответственны, не понимают стоящей перед ними задачи и не умеют работать в команде, начнутся простои и накопление запасов. Изо дня в день инженеры, квалифицированные рабочие, специалисты по качеству, поставщики, руководители групп и, главное, операторы постоянно занимаются решением проблем, и это позволяет каждому научиться решать их.
Подход к решению проблем
Надо сказать, что существуют производственные процессы, которые требуют практически мгновенного решения возникающих проблем. Поэтому для таких процессов необходимо найти сначала временное решение и запустить процесс. Это позволит спокойно решать проблемы. Однако бережливый подход к решению проблем является поэтапным и предполагает нахождение коренной причины проблемы. Проблемы, которые не решены в корне, повторяются. Методика решения проблем представляет собой шесть шагов: Шаг 1. Описать проблему. Прежде чем решать проблему, необходимо тщательно ее проанализировать и сформулировать. Недаром изобретатель Чарльз Кеттеринг говорил: «Правильно сформулировать проблему — значит наполовину ее решить». Очень часто первоначальное восприятие проблемы отличается от реально возникшей проблемы. К примеру, оператор, который ежедневно борется с одним и тем же затруднением, считает, что именно это подлинная проблема. Оценка важности проблемы зависит от должностных обязанностей сотрудника. Так, работники бухгалтерии считают самыми важными проблемы, связанные с затратами, снабженцы — с поставщиками. Плохо сформулированная проблема и поспешная попытка ее решения не дадут желаемых результатов. Джеффри Лайкер в своей книге «Практика ДАО Тойота» приводит пример диалога менеджера с работниками, хорошо иллюстрирующий, как обычно люди привыкли решать проблемы: «Менеджер»: В последнее время у нас просто беда с дефектами. Работник 1: Очень много деталей повреждается при транспортировке. Работник 2: Почему бы нам не обзавестись новыми тележками?» Проблема решена? Так ли это? И в чем заключалась проблема? Почему сделан вывод, что дефекты порождает транспортировка? И вообще, о каких дефектах идет речь? Ведь дефекты — понятие растяжимое. Если мы хотим добиться ощутимых результатов, необходимо начать с внимательного определения и анализа проблемы. Для реализации первого шага на пути решения проблемы можно применить анализ 5W+1Н (Who, What, Where, When, Why + How, или «Кто, Что, Где, Когда, Сколько, Как часто»).
Данный метод позволяет выполнить систематизированное описание проблемы и подготавливает переход к следующему шагу по решению проблемы. Шаг 2. Найти коренную причину.Проблемы и их причины связаны между собой. В результате появлении проблемы возникают симптомы.
Рис.19.1. Пример анализа 5 W+1 H реальной проблемы
Пример Например, неисправен станок. В результате изготавливается бракованная продукция. Мы рассуждаем: «Станок неисправен, значит, изготавливается бракованная продукция. Брак ведет к снижению производительности и повышению затрат. Данную ситуацию можно представить в виде модели (см. рис. 19.2.), включающей проблемы, симптомы и причины. Проблема — это низкая производительность, причина — плохое качество, а симптом — высокие затраты. Рис.19.2. Симптомы проблемы и коренные причины
Коренную причину проблемы надо искать в одной из четырех составляющих производственного процесса: - материал; - оборудование; - метод; - персонал. Чтобы найти причины проблемы, нужно проанализировать всю имеющуюся информацию и оценить все возможные варианты. Полезным инструментом для определения основной причины проблем на рабочем месте является метод «Пять «Почему?». «Пять «Почему?» - анализ проблемы при помощи системы «вопрос-ответ», приводящий к обнаружению коренной причины проблемы. Это означает, что при обнаружении проблемы необходимо задать вопрос «Почему?». Скорее всего, этого будет достаточно для нахождения основной причины.
Пример Например, обнаружена лужа масла на полу в цехе. В соответствии с требованиями правил техники безопасности необходимо вытереть масло с пола. Для обнаружения коренной причины применим метод «Пять «Почему?». Тайити Оно, бывший вице-президент Toyota Motor, однажды привел следующий пример выявления действительной причины остановки станка. Вопрос 1: Почему остановился станок? Ответ 1: Потому что из-за перегрузки перегорел предохранитель. Вопрос 2: Почему возникла перегрузка? Ответ 2: Потому что смазка подшипникабыла недостаточной, Вопрос 3: Почему смазка была недостаточной? Ответ 3: Из-за неисправности смазочного насоса. Вопрос 4: Почему неисправен насос? Ответ 4: Потому что износилась его ось. Вопрос 5: Почему она износилась? Ответ 5: Потому что в смазке встречаются загрязняющие примеси.
Повторив почему пять раз, удалось выявить настоящую причину, а следовательно, принять правильное решение: оснастить смазочный насос фильтром. Если бы рабочие не задали все перечисленные вопросы, они, скорее всего, ограничились бы промежуточной контрмерой, заменив предохранитель. Когда подлинная проблема определена, известны ее симптомы и причины, можно говорить о способе решения. Шаг 3. Выбрать способ решения проблемы. Любая проблема имеет более одного способа решения. Процесс принятия решения состоит из следующих элементов: - оценка всех возможных решений; - исключение нецелесообразных решений и объединение сходных решений; - оценка простоты, величины затрат, быстроты реализации возможных решений; - проверка на результативность; - выбор оптимального решения.
Рис.19.3. Метод «Пять Почему»
Рис.19.4. Процесс решения проблемы Рис.19.5. Формулировка проблемы
В компании «Тойота» при разработке автомобиля Prius, несмотря на жесткие сроки, главный инженер попросил группу двигателистов проанализировать 80 технически реализуемых решений двигателей, из которых сначала были отобраны 10, а из них — 4. Каждый из четырех вариантов был проверен при помощи компьютерного моделирования, а лишь затем был сделан окончательный выбор. Предложенное решение называют контрмерой. Контрмеры бывают временными и постоянными. Временное решение может стать постоянным, если лучшего решения не удастся найти. Назначение постоянных контрмер — навсегда (надолго) устранять коренные причины проблем. В рассмотренной нами проблеме по ремню на конвейере временной контрмерой является замена ремня. Постоянными контрмерами будут:
- назначение ответственного за решение проблемы; - создание стандарта по осмотру и замене ремня; - обучение механика, обслуживающего конвейер, работе по стандарту; - определение стандартных технических условий для материала ремня. Шаг 4. Внедрить контрмеру. К этому шагу относятся разработка плана действий и внедрение решений. По своей сути данный шаг предусматривает ответы на вопросы: - «Кто?» (кто отвечает за выполнение и внедрение решений); - «Что?» (какие мероприятия необходимо выполнить); - «Где?» (на каких участках производственного процесса); - «Когда?» (в какие сроки); - «Как?» (каким способом). Надо сказать, что в бережливом производстве в ходе внедрения контрмер никогда не прекращается процесс усовершенствования. Рис.19.6. График внедрения мероприятий
Шаг 5. Контролировать результат.Чтобы убедиться, что внедренные контрмеры дали результаты, необходимо текущие показатели производственного процесса сравнить с предыдущими. Например, это можно делать с помощью построения соответствующих графиков (рис. 15.2.). Рис.19.7. График отслеживания результатов
Эффективным способом реализации данного шага является лист производственного анализа, о котором мы поговорим чуть ниже. Шаг 6. Создать или изменить стандарт. Для окончательного исключения проблемы необходимо создать новый стандарт обслуживания или работы на оборудовании. Можно внести поправки и соответствующие изменения в уже существующие стандарты (рис. 19.8.). Как анализировать производственный процесс, как регистрировать производительность, простои, а значит, выявлять проблемы? Очевидно, для этого необходимы специальные инструменты, фиксирующие возникающие проблемы в производственном процессе. Одним из таких инструментов является доска производственно го анализа.
Рис.19.8. Пример стандарта по замене ремня привода конвейера
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 2757; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.225.173 (0.034 с.) |