Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Правовое регулирование: понятие, структура, субъекты, метод, способы, типы.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Различаются узкий и широкий подходы к понятию «правовое регулирование». Соответственно они определяют правовое регулирование как: 1) упорядочение общественных отношений посредством права, т.е. правовых средств (норм, правоотношений, предписаний, запретов и др.) [5, с. 209]; 2) правовое воздействие, т.е. все пути, формы, способы влияния права на общественные отношения путем закрепления за участниками этих отношений определенных прав и обязанностей. Соотношение правового воздействия и правового регулирования заключается в следующем. Правовое воздействие означает весь процесс влияния права на социальную жизнь общества. Такое влияние комплексное, поскольку включает стихийный и организованный момент, а также все правовые средства и формы влияния права на поведение человека. В широком подходе воздействие оказывается на предмет правового регулирования и социальные отношения, которые правом напрямую не регулируются, но на которые оно так или иначе оказывает влияние. В отличие от правового регулирования характер правового воздействия бывает не только нормативным, но и психологическим, воспитательным, идеологическим, информационным и др. Правовое регулирование (от лат. regula) указывает на узкое профессионально-юридическое понимание упорядочивания общественных отношений исключительно при помощи исключительно специальных правовых средств и методов. Структура правового регулирования включает: субъект;объект, т.е. общественные отношения или социальное поведение субъекта; объективную и субъективную стороны. Способы правового регулирования — это приемы правового регулирования. Основные способы правового регулирования охватывают [5, с. 225]: [23] 1) дозволение — установление права на активные правомерные действия (через уполномочивающие нормы). Например, работодателю запрещено привлекать к сверхурочным работам несовершеннолетних; 2) обязывание (предписание) — возложение обязанности совершить положительные действия (обязывающие нормы). Например, собственник имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться предметом собственности; 3) запреты — возложение обязанности воздержаться от запрещенных действий (запрещающие нормы). Например, собственник транспортного средства обязан проходить техосмотр и уплачивать дорожный сбор. В юриспруденции иногда ученые указывают и четвертый способ правового регулирования — установление прав, что оправданно при разделении права и свободы.[24] Представляется обоснованным в рамках дозволения как способа правового регулирования выделять простое и квалифицированное дозволение, т.е. установление прав. [25]В отличие от квалифицированного дозволения простое дозволение не обеспечено конкретной юридической обязанностью и соотносится со свободой, а не правом. Дополнительные приемы правового регулирования охватывают поощерения (награждения субъектов за заслуги) и рекомендации (предложения избрать наиболее целесообразный вариант поведения). Различают следующие методы правового регулирования: 1) авторитарный (императивный, централизованный) предполагает вертикальные отношения, власть и подчинение, защищают государственный и общественный интерес в публичных отраслях права. Императивный метод регулирования характеризуется: жесткой регламентацией поведения субъектов правоотношения; властным, административным методом; неравным положением субъектов правоотношения, отношения власти и подчинения; невозможностью отступления от правовых предписаний; штрафным характером санкций; доминированием в отраслях публичного права; 2) автономный (диспозитивный, децентрализованный) предполагает горизонтальные отношения, равноправие субъектов, защищает частный интерес в частноправовых отраслях права. Диспозитивный метод регулирования — автономный, гражданско-правовой метод; характеризуется относительной свободой поведения; возможностью избрания того или иного типа поведения; равным положением субъектов правоотношения; правовосстановительным характером санкций. Типы правового регулирования бывают: 1) общедозволительный, когдаразрешено все, кроме того, что прямо не запрещено законом. Разрешены все способы умножения материальных благ, кроме прямо запрещенных законом. Запреты формулируются четко, их мало; 2) разрешительный, когдазапрещено все, кроме того, что прямо не разрешено законом. Разрешительный тип правового регулирования — единственный при применении мер юридической ответственности и других мер государственного принуждения. Правовой режим — это сочетание способов, методов, типов правового регулирования. Своеобразие правовых режимов наблюдается как внутри отрасли, в правовом институте, частном или публичном праве или в праве в целом. Он может включать все методы правового регулирования в различном сочетании. Разные отрасли склонны к разным типам правого регулирования, но нет отраслей права, построенных на одном типе правового регулирования или правовом режиме. Различают этапы развития правового регулирования: 1) зарождение правового регулирования в обществах производящих форм экономики; 2) оформление правового регулирования как совокупности нормативных правовых актов в обществах, где господствовала производящая экономика (законы XII таблиц в Древнем Риме); 3) систематизация нормативных правовых актов в форме кодексов; 4) XX–XXI в. — новые подходы к правовому регулированию обозначились с развитием и распространением общечеловеческих ценностей. Последнему этапу характерно: а) наделение субъектов права всеми общепринятыми правами человека и гражданина; б) возможность использования субъектами права различных способов для защиты своих прав (от самозащиты до обращения в международные судебные органы); в) регламентирование процесса деятельности органов государственной власти и др.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 709; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.44.145 (0.008 с.) |