Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Соотношение свободы личности и права.
В жизни людей, а соответственно в праве свобода имеет определяющее значение. Свобода личности — возможность самостоятельного выбора человеком своего образа жизни, деятельности, поведения в условиях данного государства и общества; установление определенных пределов, границ, дальше которых общество и государство не могут воздействовать на личность, вмешиваться в ее жизнь. Конституционное право обеспечивает создание условий защиты личности от произвола не только государства и его должностных лиц, но и негосударственных объединений. Современное понятие свободы появилось в период Ренессанса, провозгласившего человека мерой всех вещей, личность — высшей общественной ценностью, а свободу личности — неотъемлемым правом индивида на проявление его внутренней, духовной жизни, мыслей, желаний и чувств, отличающих его от других. Соотношение свободы и права неоднозначно. С одной стороны, идентичные по своей юридической природе права и свободы обусловливают и единство системы их гарантий и равную меру обеспечения правосудием. С другой стороны, в праве свобода — это тоже закрепленная в законодательстве возможность определенного поведения человека (свобода слова, свобода вероисповедания и т. д.), но термин «свобода» подчеркивает более широкие возможности индивидуального выбора, не очерчивая его конкретного результата. Свобода соотносится с простым дозволением, которое не обеспечено соответствующей юридической обязанностью. Юридическая свобода не имеет четкого механизма реализации, ей соответствует обязанность воздерживаться от совершения каких-либо нарушающих данную свободу действий, поэтому говорят о свободе от чего-либо. Одной из ипостасей сущности права выступает равновесие двух этических категорий: личной свободы и общего блага.Свобода близка праву в субъективном смысле. Право чаще всего предполагает наличие конкретной сферы применения закона, юридического механизма для реализации и обычно соответствующей обязанности государства или другого субъекта совершить какое-либо действие для реализации соответствующего права (право на что-либо, например, право на квалифицированную юридическую помощь). Право здесь соотносится с квалифицированным дозволением — установлением прав [29] в прямом смысле слова. Т.е., право уравновешено чьей-то обязанностью.
Обусловленность свободы проявляется следующими аспектами: 1) физический — «свобода» всегда относительна и предполагает осмысленную реальную возможность удовлетворения физических и биологических потребностей (иерархия базовых потребностей А.Х. Маслоу); 2) социальный — «свобода» человека как социального объекта общества относительна и предполагает осмысленную необходимость удовлетворения его социальных потребностей («свобода слова», «свобода мысли», «свобода ассоциаций»). У современного человека базовые потребности удовлетворены, если удовлетворены необходимые социальные потребности; 3) духовная сторона — истинная свобода, самая сложная и главная в понятии свободы. Она также относительна. Можно быть свободным на базовом или социальном уровне, но не быть свободным в понимании этого слова; и наоборот, человек не свободный на базовом и социальном уровне, но свободный духовно, имеет полное право называть себя свободным человеком. Свобода, в своём минимальном выражении, — это хотя бы осознание существования сил, которые её ограничивают. Различаются: 1) абсолютная и ограниченная свобода; 2) позитивная и негативная. Негативная свобода — это свобода деятельности и бытия человека или группы лиц, не подвергающаяся вмешательству или воздействию других людей, т.е. свобода от чего- то. Позитивная свобода — способность человека самому совершать какое-либо действие из исключительно его интересов, а не чьих-либо еще, т.е. свобода для чего-то. Различают уровни свободы: 1) явочный (например, проведение мероприятия спонтанно); 2) заявительный или уведомительный (например, требуется уведомление властей о готовящемся мероприятии); 3) разрешительный (лицензионный), когда определенным правом обладает лишь специальный субъект, получивший дозволение в специальном процедурном порядке. Говоря о пределах свободы,надо учитывать следующее: · абсолютная свобода невозможна, поскольку свобода — это осознанная необходимость (Г.Гегель), т.е. свобода выбора. Например, вы выбрали сами юридический факультет. Если не осознавать, что это ваш выбор, то для вас занятия превратятся в обязанность, и вы будете считать себя несвободными. Предположительно, абсолютную свободу человек находит только в Боге;
· даже в демократическом обществе человек относительно свободен. Его ограничивают, как минимум, социальные нормы. Свобода всегда соизмеряется с ответственностью. Так, свобода слова ограничена ответственностью СМИ; · есть мнимая абсолютная свобода — вседозволенность, беспредел (анархия социальная или нравственная). Здесь человек находится в рабстве у вещей, своих желаний; · пределы юридической свободы могут быть определены только законом. И.Кант писал: «Свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого». Он указывал на неразрывную связь свободы и правопорядка: человек свободен, если он должен подчиняться не другому человеку, а закону, обязательному для всех. Свобода индивида выступает в качестве главного критерия и основного итога достижений человеческой цивилизации на определенной стадии ее развития. Поскольку только право с присущими ему всеобщностью, единым масштабом, равной мерой, принципом формального равенства индивидов проводит разграничение между свободой и произволом, оформляет и нормирует свободу, то неуклонно возрастает и его роль в жизни общества; · противопоставление права, свободы и безопасности бессмысленно, поскольку, как отмечает С.А. Калинин, эти категории взаимосвязаны и должны находится в динамическом равновесии. Меры безопасности диктуют особый порядок поведения, ограничивая свободу выбора человека [32, с. 9 –99]; · прогресс в праве связан, по мнению большинства специалистов (начиная от Г.Гегеля), с гуманизацией общественных отношений и с увеличением свободы для индивида. Прогрессирующий процесс освобождения людей от различных форм личной зависимости, угнетения и подавления, принуждения — это одновременно и правовой прогресс. В.С. Нерсесянц указывает, что всемирная история — это движение ко все большей свободе для все большего числа людей[30].
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 346; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.206.68 (0.006 с.) |