Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Механизм правового регулирования: понятие, стадии и элементы.
Механизм правового регулирования — это взятая в единстве система правовых средств, с помощью которых осуществляется правовое регулирование общественных отношений. Он обозначает движение, функционирование правовой формы, выражает деятельную сторону процесса перевода норм права в упорядоченность общественных отношений. Логичнее называть его «механизм правового действия», поскольку он охватывает и реализацию права, т.е. шире механизма собственно правового регулирования. Стадии механизма правового регулирования таковы: 1) стадия регламентации общественных отношений, возникновения объективного права, издания норм права — включает правотворчество, формулировку и закрепление норм прав в нормативных правовых актах (нормативное регулирование); 2) возникновение субъективных прав и обязанностей происходит на основании юридических фактов (фактический состав), что указывает на движение от общего к конкретному типу поведения.; 3) реализация права — осуществление в определенной правовой форме интересов, потребностей субъекта в ходе достижения целей, предусмотренных законодателем. Различают способы реализации права: в силу его адекватности правообразующему интересу (самореализация) и в силу механизма принуждения. Предпосылки правореализации: наличие правовой нормы (юридическое основание) и наличие ситуации, к которой она относится (фактическое основание). Не всегда субъективные права и обязанности возникают только из правовых норм: часто требуется специфическая форма реализации права — правоприменение. Правоприменение — это факультативная, дополнительная стадия механизма правового регулирования, где регулировние носит индивидуальный, казуальный характер. Правоприменение требует участия компетентных органов в разрешении дела и вынесения официального правоприменительного акта, который может издаваться после любой стадии механизма правового регулирования. Каждая стадия механизма правового регулирования обеспечивает последовательное выполнение специфических функций и целей правового регулирования, и только согласованное взаимодействие всех стадий обеспечивает действие юридического механизма правового регулирования. Элементами механизма правового регулирования выступают:
1) норма права — исходная юридическая база для правового регулирования, т.к. в диспозиции указана модель нужного поведения, модель правоотношений, общее правило в типичной ситуации. Она определяет круг субъектов, их правовой статус и правовое положение, взаимные права и обязанности, меры ответственности. 2) юридические факты — факты реальной действительности, с которыми нормы права связывают движение правоотношений. Как самостоятельный элемент механизма правового регулирования они признаются не всеми [38, с. 225]. 3) правоотношение — главное средство, определяющее кто и как будет выполнять требования нормы права. Здесь общая модель поведения конкретизируется применительно к субъектам, фиксируются их субъективные права и обязанности. 4) акты реализации прав и обязанностей — фактическое поведение субъектов. Здесь достигается желаемый законодателем результат. 5) акты применения права — властные веления компетентных органов как факультативный элемент механизма правового регулирования. В зависимости от элементов механизма правового регулирования говорят о простом и сложном правовом регулировании. Простое правовое регулирование имеет место, когда используется один властный государственный акт — нормативный правовой, а индивидуализацию прав и обязанностей осуществляют сами субъекты, к которым акт обращен. Сложное правовое регулирование использует два акта государственно-властного характера: нормативный правовой акт и правоприменительный акт. К слову, малейшее ужесточение правового режима влечет усложнение механизма правового регулирования и увеличение расходов на поддержание законности. 7.4. Государство в системе правового регулирования, управления и правовой политики. Государство в системе правового регулирования занимает особое место. С одной стороны, государство является важнейшим субъектом правового регулирования; отдельные стадии механизма правового регулирования (регламентация общественных отношений, правоприменение) напрямую связаны с государственной властью (государственным принуждением). С другой стороны, государство является объектом правового регулирования. Например, в конституционном и административном праве строго регламентирован процесс деятельности органов государства.
Есть несколько подходов к соотношению государства и правового регулирования: · либеральный подход (предусматривает минимальное государство с минимальными функциями обеспечения правопорядка и независимого суда, а также минимальной социальной поддержкой гражданского общества); · патерналисткий подход (наделяет государство правом регулировать все большее число отношений, вовлекая в правовую форму все новые и новые отношения). Этому подходу свойственны массивное законодательство как результат всеобъемлющего детализированного правового регулирования, жесткие процессуальные нормы, бюрократизация. Государственное управление (от лат. аdministratio)— организующая, исполнительно-распорядительная деятельность органов государственной власти и их должностных лиц по практическому воплощению выработанного на основе соответствующих процедур политического курса. Государственное управление — это вид социального управления, подразумевающий целенаправленное воздействие властвующих на подвластных (в этом смысле часть системы регулирования). [27] С другой стороны, он являет собой самостоятельный вид государственной деятельности наравне с законодательной, судебной деятельностью и прокурорским надзором. Государственное управление носит публичный характер с политическим оттенком. Деятельность по государственному управлению традиционно противопоставляется, с одной стороны, политической деятельности, а с другой стороны, — деятельности по формулированию политического курса. Особенностями государственного управления являются следующие моменты: 1) в процессе его осуществления реализуются задачи, функции и интересы государства; 2) оно осуществляется государственными органами, в первую очередь, органами государственного управления; 3) реализуется в разных формах, в том числе и путем издания правовых актов; 4) акты органов государственного управления традиционно подзаконны и вторичны по отношению к законотворческой деятельности[28], основываются на законе, вытекают из сущности законодательства и изданы (приняты) строго в рамках компетенции соответствующих органов; 5) основным предназначением государственного управления является исполнение законов и иных правовых актов, т.е. реализация, исполнение предписаний норм законодательства [1, с. 54–58]. Стадии процесса государственного управления таковы: 1) подготовка и принятие управленческого решения; 2) исполнение управленческого решения; 3) контроль. Функциями государственного управления выступают: 1) прогнозирование; 2) планирование; 3) организация; 4) регулирование; 5) руководство; 6) координация; 7) контроль; 8) учёт. Правовая политика —это выбор наиболее общих направлений национально-государственного развития, определение основных путей такого развития; какэлемент правового регулированияона есть научно обоснованная, последовательная и системная деятельность государственных органов. Главными субъектами, разрабатывающими государственную политику Республики Беларусь, являются Президент, Национальное собрание, Правительство, другие государственные органы, а также общественные объединения. Политика не должна противоречить нормам законодательства, международного права и международным договорам Республики Беларусь. Юридическое закрепление политики осуществляется в конституционном праве. В государственном управлении политика не формируется, а реализуется, хотя оба эти феномены тесно связаны [1, с. 65].
Правовая политика есть элемент правового регулирования.В процессе ее формирования: 1) определяются виды общественных отношений, подлежащие правовому урегулированию; 2) планируется правотворческая деятельность; 3) устанавливаются режимы регулирования различных отношений, задачи правоприменительных органов; 4) разрабатываются меры по созданию эффективного механизма правового регулирования, по цивилизованному использованию юридических средств правового регулирования, по систематизации и упорядочению правовых норм, по борьбе с преступностью и т.д. Формами реализации (направлениями) правовой политики считаются: 1) правотворческая форма — принятие, систематизация, изменение или отмена нормативных правовых актов; 2) правоприменительная форма воплощается в правоприменительных актах; 3) правообучающая форма — подготовка юристов с творческим мышлением, нужным для принятия правильных решений в сложившей политико-правовой ситуации; 4) правотолковательная форма воплощается в актах толкования правовых норм; 5) доктринальная форма — преимущественно в проектах нормативных правовых актов. Юридическая наука — важнейшее направление правовой политики, т.к. именно здесь разрабатывается идеология права, его цели, функции, принципы, дух и смысл, формируются новые отрасли, институты и нормы права, новые юридические конструкции, понятия, инструменты, прогнозируется эволюция юридических технологий и правовой жизни. Принципы формирования правовой политики таковы: социальная обусловленность права; научная обоснованность; устойчивость и предсказуемость; легитимность, демократический характер; гуманность и нравственные начала; справедливость; гласность; сочетание интересов личности и государства; приоритетность прав человека; соответствие международным стандартам и др. ЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО, ПРАВО
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 1385; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.236.199 (0.01 с.) |