Механизм правового регулирования: понятие,  стадии и элементы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Механизм правового регулирования: понятие,  стадии и элементы.



Механизм правового регулирования — это взятая в единстве система правовых средств, с помощью которых осуществляется правовое регулирование общественных отношений. Он обозначает движение, функционирование правовой формы, выражает деятельную сторону процесса перевода норм права в упорядоченность общественных отношений. Логичнее называть его «механизм правового действия», поскольку он охватывает и реализацию права, т.е. шире механизма собственно правового регулирования.

Стадии механизма правового регулирования таковы:

1) стадия регламентации общественных отношений, возникновения объективного права, издания норм права — включает правотворчество, формулировку и закрепление норм прав в нормативных правовых актах (нормативное регулирование);

2) возникновение субъективных прав и обязанностей происходит на основании юридических фактов (фактический состав), что указывает на движение от общего к конкретному типу поведения.;

3) реализация права — осуществление в определенной правовой форме интересов, потребностей субъекта в ходе достижения целей, предусмотренных законодателем. Различают способы реализации права: в силу его адекватности правообразующему интересу (самореализация) и в силу механизма принуждения. Предпосылки правореализации: наличие правовой нормы (юридическое основание) и наличие ситуации, к которой она относится (фактическое основание). Не всегда субъективные права и обязанности возникают только из правовых норм: часто требуется специфическая форма реализации права — правоприменение. Правоприменение — это факультативная, дополнительная стадия механизма правового регулирования, где регулировние носит индивидуальный, казуальный характер. Правоприменение требует участия компетентных органов в разрешении дела и вынесения официального правоприменительного акта, который может издаваться после любой стадии механизма правового регулирования.

Каждая стадия механизма правового регулирования обеспечивает последовательное выполнение специфических функций и целей правового регулирования, и только согласованное взаимодействие всех стадий обеспечивает действие юридического механизма правового регулирования.

Элементами механизма правового регулирования выступают:

1) норма права — исходная юридическая база для правового регулирования, т.к. в диспозиции указана модель нужного поведения, модель правоотношений, общее правило в типичной ситуации. Она определяет круг субъектов, их правовой статус и правовое положение, взаимные права и обязанности, меры ответственности.

2) юридические факты — факты реальной действительности, с которыми нормы права связывают движение правоотношений. Как самостоятельный элемент механизма правового регулирования они признаются не всеми [38, с. 225].

3) правоотношение — главное средство, определяющее кто и как будет выполнять требования нормы права. Здесь общая модель поведения конкретизируется применительно к субъектам, фиксируются их субъективные права и обязанности.

4) акты реализации прав и обязанностей — фактическое поведение субъектов. Здесь достигается желаемый законодателем результат.

5) акты применения права — властные веления компетентных органов как факультативный элемент механизма правового регулирования.

В зависимости от элементов механизма правового регулирования говорят о простом и сложном правовом регулировании. Простое правовое регулирование имеет место, когда используется один властный государственный акт — нормативный правовой, а индивидуализацию прав и обязанностей осуществляют сами субъекты, к которым акт обращен. Сложное правовое регулирование использует два акта государственно-властного характера: нормативный правовой акт и правоприменительный акт. К слову, малейшее ужесточение правового режима влечет усложнение механизма правового регулирования и увеличение расходов на поддержание законности.

 7.4. Государство в системе правового регулирования, управления и правовой политики.

Государство в системе правового регулирования занимает особое место. С одной стороны, государство является важнейшим субъектом правового регулирования; отдельные стадии механизма правового регулирования (регламентация общественных отношений, правоприменение) напрямую связаны с государственной властью (государственным принуждением). С другой стороны, государство является объектом правового регулирования. Например, в конституционном и административном праве строго регламентирован процесс деятельности органов государства.

Есть несколько подходов к соотношению государства и правового регулирования:

· либеральный подход (предусматривает минимальное государство с минимальными функциями обеспечения правопорядка и независимого суда, а также минимальной социальной поддержкой гражданского общества);

· патерналисткий подход (наделяет государство правом регулировать все большее число отношений, вовлекая в правовую форму все новые и новые отношения). Этому подходу свойственны массивное законодательство как результат всеобъемлющего детализированного правового регулирования, жесткие процессуальные нормы, бюрократизация.

Государственное управление (от лат. аdministratio)— организующая, исполнительно-распорядительная деятельность органов государственной власти и их должностных лиц по практическому воплощению выработанного на основе соответствующих процедур политического курса. Государственное управление — это вид социального управления, подразумевающий целенаправленное воздействие властвующих на подвластных (в этом смысле часть системы регулирования). [27] С другой стороны, он являет собой самостоятельный вид государственной деятельности наравне с законодательной, судебной деятельностью и прокурорским надзором. Государственное управление носит публичный характер с политическим оттенком. Деятельность по государственному управлению традиционно противопоставляется, с одной стороны, политической деятельности, а с другой стороны, — деятельности по формулированию политического курса.

Особенностями государственного управления являются следующие моменты: 1) в процессе его осуществления реализуются задачи, функции и интересы государства; 2) оно осуществляется государственными органами, в первую очередь, органами государственного управления; 3) реализуется в разных формах, в том числе и путем издания правовых актов; 4) акты органов государственного управления традиционно подзаконны и вторичны по отношению к законотворческой деятельности[28], основываются на законе, вытекают из сущности законодательства и изданы (приняты) строго в рамках компетенции соответствующих органов; 5) основным предназначением государственного управления является исполнение законов и иных правовых актов, т.е. реализация, исполнение предписаний норм законодательства [1, с. 54–58].

Стадии процесса государственного управления таковы: 1) подготовка и принятие управленческого решения; 2) исполнение управленческого решения; 3) контроль.

Функциями государственного управления выступают: 1) прогнозирование; 2) планирование; 3) организация; 4) регулирование; 5) руководство; 6) координация; 7) контроль; 8) учёт.

Правовая политика —это выбор наиболее общих направлений национально-государственного развития, определение основных путей такого развития; какэлемент правового регулированияона есть научно обоснованная, последовательная и системная деятельность государственных органов. Главными субъектами, разрабатывающими государственную политику Республики Беларусь, являются Президент, Национальное собрание, Правительство, другие государственные органы, а также общественные объединения. Политика не должна противоречить нормам законодательства, международного права и международным договорам Республики Беларусь. Юридическое закрепление политики осуществляется в конституционном праве. В государственном управлении политика не формируется, а реализуется, хотя оба эти феномены тесно связаны [1, с. 65].

Правовая политика есть элемент правового регулирования.В процессе ее формирования: 1) определяются виды общественных отношений, подлежащие правовому урегулированию; 2) планируется правотворческая деятельность; 3) устанавливаются режимы регулирования различных отношений, задачи правоприменительных органов; 4) разрабатываются меры по созданию эффективного механизма правового регулирования, по цивилизованному использованию юридических средств правового регулирования, по систематизации и упорядочению правовых норм, по борьбе с преступностью и т.д.

Формами реализации (направлениями) правовой политики считаются:

1) правотворческая форма — принятие, систематизация, изменение или отмена нормативных правовых актов;

2) правоприменительная форма воплощается в правоприменительных актах;

3)   правообучающая форма — подготовка юристов с творческим мышлением, нужным для принятия правильных решений в сложившей политико-правовой ситуации;

4) правотолковательная форма воплощается в актах толкования правовых норм;

5) доктринальная форма — преимущественно в проектах нормативных правовых актов.

Юридическая наука — важнейшее направление правовой политики, т.к. именно здесь разрабатывается идеология права, его цели, функции, принципы, дух и смысл, формируются новые отрасли, институты и нормы права, новые юридические конструкции, понятия, инструменты, прогнозируется эволюция юридических технологий и правовой жизни.

Принципы формирования правовой политики таковы: социальная обусловленность права; научная обоснованность; устойчивость и предсказуемость; легитимность, демократический характер; гуманность и нравственные начала; справедливость; гласность; сочетание интересов личности и государства; приоритетность прав человека; соответствие международным стандартам и др.


ЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО, ПРАВО



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 1385; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.236.199 (0.01 с.)