Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Регулирование: сущность, виды, функции и структура.
Регулировать (в социальной жизни)означаетнаправлять деятельность людей и социальных общностей, органов и организаций, вводить их в определенные рамки, целенаправленно их упорядочивать [5, с. 31]. В обществе как необходимое условие нормальной жизнедеятельности действуют две закономерные, но противоположные тенденции: стремление к беспорядку и стремление к порядку. Порядок не возникает сам по себе, он — следствие урегулированности, упорядоченности социальных отношений. Социальное регулирование обеспечивает единство, согласованность, взаимосвязь деятельности людей в интересах общества и личности человека, сохранение целостности и гармоничного развития. Регулирование представляет собой форму целенаправленного, управляющего воздействия, ориентированного на поддержание равновесия в объекте и развитие его путем введения в него регуляторов (норм, правил, целей, связей). Под социальным регулированием понимаютупорядочение общественных отношений; целенаправленное воздействие на поведение людей с целью его упорядочения посредством нормы (меры, масштаба), правила поведения, нормативного установления. Социальный регулятор — средство упорядочивания общественных отношений. Cоциальные регуляторы стремятся к непротиворечивости и построению на единых принципах. Но если противоречие в социальных регуляторах все-таки возникает, то срабатывает правило иерархии социальных регуляторов. Соотношение социального и несоциального регулирования таково: при социальном регулировании социальные нормы регулируют отношения между людьми. Сущность социального регулирования заключается в трансформации мировоззрения в нормах и стереотипах поведения. Несоциальное (техническое, экономическое и др.) регулирование осуществляется посредством несоциальных норм и упорядочивает отношения людей с природой, техникой, товарами и другими материальными объектами, с механизмами и процессами на основе физических, химических и иных свойств материи. Несоциальные нормы отражаются в различного рода стандартах, правилах, инструкциях. Технические нормы в широком смысле — биологические, санитарно-гигиенические, санитарно-эпидемиологические, научно-технические, экологические и др. Их сущность заключается в обеспечении безопасной жизнедеятельности человека во взаимодействии с окружающей средой. Хотя эти нормы несоциальные, но их последствия могут иметь социальный резонанс. При закреплении в нормативных правовых актах они становятся технико-юридическими нормами.[21] Нарушение таких норм расценивается как правонарушение и влечет юридическую ответственность.
Соционормативная система включает в себя два типа регулирования: 1) персонифицированные указания к отдельным индивидам (ненормативное, казуальное регулирование); 2) неперсонофицированные правила поведения, нормой поведения, обращенные ко всем членам общества или его отдельным группам сразу (нормативное регулирование). Индивидуальное (ненормативное, казуальное) регулирование — это упорядочение поведения людей посредством персональных регулирующих акций, относящихся к конкретным обстоятельствам и лицам. Видами регулирующих акций здесь выступают: команды, приказы, директивы, индивидуальные задания, установки, которые исполняются добровольно либо принудительно. Положительным моментом является учет персональных качеств исполнителя и уникальности ситуации. Недостатки данного регулирования заключаются в том, что: поскольку проблема каждый раз решается заново, следовательно, есть затратность времени и организационных усилий управляющего субъекта; отсутствует единство порядка; возможен субъективизм, произвол управляющего субъекта. Этот вид регулирования осуществляется, например, в правоприменении, когда создаются т.н. «индивидуальные нормы» (многие правоведы отказывают в существовании индивидуальных норм). Нормативное регулирование — это упорядочение поведения людей посредством образцов, стандартов, эталонов, правил поведения, которым подчиняются все, кто окажется в сфере действия таких правил. Видами регулирующих акций здесь выступают социальные нормы. Преимуществами нормативного социального регулирования являются: создание единого порядка; снижение возможности субъективизма, произвола; экономия времени и организационных усилий. Недостатки обусловлены тем, что оно неэкономично, не вполне обеспечивает строгую организованность, необходимую одинаковость в повторяемых актах и процессах, не учитывает персональных качеств исполнителя и индивидуальности ситуации. Этот вид регулирования осуществляется, например, в правотворчестве, когда создаются абстрактные, неперсонофицированные нормы права неоднократного действия.
Управление в человеческом обществе всегда осуществляется посредством обоих видов социального регулирования, они сочетаются и компенсируют недостатки друг друга. Однако, по мере усложнения общественных отношений значение нормативного регулирования для установления стабильного и эффективного порядка возрастает. Тем не менее, индивидуальным регулированием нельзя пренебрегать: оно сопровождает нормативное регулирование, дополняет, а нередко является завершающей стадией воздействия социальных норм на объект регулирования (людей). Назовем функции социального регулирования: 1) социально-экономическая; 2) социально-политическая; 3) духовно-идеологическая; 4) социальная функция управления в узком смысле — посредством регулирования отношений между отдельными социальными общностями в соответствии с целями развития конкретного общества. Структура социального регулирования включает: субъект, объект, средства регулирования.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 504; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.150.56 (0.009 с.) |