Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Власть: понятие, виды, структура и функции.
Власть можно рассматривать как: 1) способность отдельных субъектов (властвующих) добиваться осуществления своей воли над другими субъектами (подвластными) даже вопреки сопротивлению, независимо от того, на чем такая способность основана;[18] 2) общественное отношение, охарактеризованное такой способностью. Власть («архэ») составляет антитезу безвластию («анархэ»), как символу общественного устройства, свободного от всякого принуждения. Однако наука напрямую связывает происхождение власти с формированием общества: социальная власть возникает как его неотъемлемый, систематизирующий элемент, обеспечивающий обществу жизнеспособность. Власть существовала задолго до возникновения государства и будет в той или иной форме всегда сопутствовать развитию общества. В первобытнообщинном обществе власть носила общественный (потестарный), публичный характер и осуществлялась всеми членами рода или племени, которые избирали старейшину. Власть придает общественным отношениям целенаправленность, управляемость и контролируемость связей, организованность совместной жизни, обществу — целостность. Главное в сущности власти — ее роль в целесообразной организации отношений в обществе, а ее глубинный источник — неравенство людей. С усилением социальной дифференциации и возникновением государства на смену авторитету старейшины пришел авторитет публичной государственной власти, возникли аппарат власти, особые принудительные учреждения, которые в лице государства отделились от общества и стали над ним. Много позже добавляется политическая общественная власть (партийная, профсоюзная, СМИ, другие негосударственные структуры). Социальная власть бывает двух видов: 1) неполитическая; 2) политическая (государственная и общественная). Политическая государственная власть непосредственно с населением не совпадает и осуществляется особым аппаратом посредством властвования. В понятие «власть народа» входят такие виды власти, как: 1) государственная власть (публичная, суверенная, в рамках определенной территории), осуществляемая государством в форме формальных законов, подзаконных правовых актов[19]; 2) общественная, осуществляемая организациями преимущественно через неформальное влияние на общественное мнение;
3) власть местного самоуправления (общественно-государственная власть) как форма народовластия, представляющая возможность самостоятельного решения вопросов местного значения либо населением, либо сформированным им органами местного самоуправления. В отличие от иных видов власти она распространяется на всех граждан и осуществляется непосредственно народом или органами государственной власти. Общественная власть реализуется путем добровольного подчинения членами и участниками общественных формирований коллективно установленным правилам. По широте распространения власть охватывает: международные организации (мегауровень), центральные органы государства (макроуровень), региональные организации (мезоуровень), власть в первичных организациях и малых группах (микроуровень). Уровни публичной власти охватывают: 1) международное публичное управление; 2) государственное публичное управление; 3) управление в административно-территориальных единицах с особой разновидностью публичного управления в субъектах федерации и автономиях; 4) в органах местного управления и самоуправления. По режиму правления различается власть демократическая, либеральная, авторитарная, тоталитарная. По субъектам власть делится на: государственную; партийную; профсоюзную; армейскую; семейную и т.п. В зависимости от социальной базы власти выделяются: 1) полиархия (власть многих); олигархия (власть финансистов и промышленников); 2) плутократия (власть богатой верхушки); 3) теократия (власть духовенства); 4) партократия (власть партии); 5) охлократия (власть толпы). Теория власти М.Вебера называет следующие виды власти и соответствующие виды права: 1) традиционное господство, основанное на авторитете вечно вчерашнего; право новизной не отличается; 2) харизматическое господство, основанное на личной преданности и доверии неординарному лидеру, который творит личное право; 3) рациональное легальное господство, основанное на обязательности рационально выведенных законов и установлений, обязательные для управляющих и управляемых; право создается специализированным правовым персоналом. Заслугой М.Вебера стало поднятие отношения власти до уровня социального, а не просто психологического явления.
Государственная власть —это разновидность политической, социальной власти; способность государства в лице государственных органов и должностных лиц — представителей государственной власти — подчинять себе волю и поведение индивидуальных и коллективных субъектов в интересах всего государственно организованного сообщества или отдельных его частей. Публичная власть — это универсальное средство организации совместной деятельности людей и регулирования их социальных отношений. Она безлично обращена ко всем и имела место уже в догосударственный период (потестарная власть старейшин племени). Структура власти такова: [20] 1) субъект власти — это непосредственно ее носитель. Он предписывает те или иные варианты поведения или действий, подчиняя своей власти объект; 2) объект власти — индивиды, их объединения, социальные слои, классы, общности, общество в целом. В демократически устроенном обществе объект и субъект государственной власти чаще всего совпадают, в недемократическом — резко разграничены; 3) содержание властеотношений (властной деятельности) — именно в рамках властеотношений властвующий навязывает свою волю подвластным, направляет их действия, поведение в определенное русло; 4) средства, методы (приемы), способы осуществления государственной власти зависят от интересов и волевой позиции сторон. Если интересы и воля властвующих и подвластных совпадают (чаще всего в демократическом обществе), то властеотношения реализуются без принуждения. Если они расходятся, то используются различные методы — от достижения компромисса до принуждения; 5) ресурсы власти представляют собой совокупность условий и факторов, обеспечивающих реализацию власти. Утилитарные ресурсы — материальные и иные социальные блага, связанные с повседневными интересами людей. Принудительные ресурсы — это меры властного, карательного воздействия, которые используются, когда не срабатывают утилитарные средства. Нормативные ресурсы — средства воздействия на внутренний мир, ценностные ориентации в поведении человека, регулирование отношений в обществе. Фазы процесса властвования включают в себя волевую фазу ( состоит в постановке цели властвующего субъекта) и инструментальную — практические действия по реализации поставленной цели при помощи средств властного воздействия. Различаются функции власти: 1) коммуникативная; 2) координационная; 3) управленческая; 4) контрольная. У политической власти выделяют специфические функции: 1) интеграционно-регулятивные функции — связаны с организацией взаимоотношений субъектов политики с различными политическими целями: а) достижение общественного согласия; б) поддержание общественного порядка и стабильности; в) социальный арбитраж (координация, посредничество во взаимоотношениях между различными субъектами); г) выявление и разрешение конфликтов и др.; 2) управленческая функция (руководства и управления) — обеспечивает выработку и проведение в жизнь единой для всего общества политической воли: а) подготовка, принятие и реализация решений; б) организация их выполнения; в) контроль за реализацией принятых решений; г) оценка их эффективности и корректировка предпринятых действий и решений. Основными принципами устойчивости политической власти служат ее легитимность (процедура общественного признания власти, ее решений, лидеров и организаций) и результативность.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 289; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.42.196 (0.007 с.) |