Социальное и юридическое право. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальное и юридическое право.



Периодизацию происхождения права можно свести к двум этапам:

1) социальное право («общесоциальное», «предправо», «протоправо», «квазиправо», «мононормы», «универсальные нормы социальной жизни», «изначальные формы социального регулирование», «неписаное». «договорное право» и др.);

2) юридическое право («судебное», «государственное», «государственно организованное», «специально-социальное», «писаное») право.

Социальное право догосударственное, несамостоятельное (недифференцированное от иных социальных норм), не имеет письменных источников, не юридическое по процедуре, способам обеспечения и характеру.

Формирование юридического права происходит в тех же условиях, что и формирование государства. Даже если предположить возникновение обычного права до государства, все равно такое право противоречило бы формированию государственно организованного права, поскольку общины жили по своим обычаям и не были заинтересованы в общегосударственном порядке. Поэтому обычное право можно рассматривать, как переходную стадию от первобытного обычая к закону. Обычное право — это обычай в эпоху формирования государства. Государство или приспосабливается к обычаю, или, укрепившись, набирает аппарат власти и создает свои нормы. Таким образом, юридические нормы (юридическое право) возникают:

1) путем санкционирования существующих норм;

2) путем институционирования — установления государством.

Юридическое (государственное)[9] право характеризуется тем, что:

· нормы права самостоятельны и отличаются от иных социальных норм (должник может насылать богов на кредитора, но обязан уплатить долг в силу конкретных обязательств);

· от материальных норм отпочковываются процессуальные (формы ведения спора, порядок доказывания);

·  есть связь между актом нарушения нормы и санкцией к нарушителю;

· общественный механизм поддержания обычаев не ликвидируется, а совершенствуется и дополняется, становясь механизмом государственной власти.

Право юридическое устанавливалось в судебной и административной деятельности. Между тем, обычное право еще очень долго сохраняло престиж. Так, раннесредневековые варварские «правды» сплошь опираются на обычаи. Такие «правды» содержательно не соответствовали интересам государства, и только малая их часть была востребована государством. Статут Великого Княжества Литовского 1529 г. также требовал: «Старыны не рушыць, навізны не уводзіць».

Новации вводились государством очень осторожно. Для введения вновь создаваемой нормы (закон, судебный прецедент или публичный договор) поначалу были необходимы ссылки на древний обычай, авторитеты, позже — на Священное писание и т.д. Неподходящие для государства обычаи не подкрепляются принуждением.

Нормы обычая и статутные нормы отражают разные способы создания норм (одни сверху вниз, другие снизу вверх):

· обычные нормы поддерживаются силой общественного мнения, развиваются спонтанно, т.к. они конвенционные (договорные) по характеру, то являются юридическими (хотя не все правоведы с эти согласны);

· статутные происходят от воли законодателя, субъективны. Современное право в безудержной позитивации норм, их процедурализации увеличивает число статутных норм за счет обычных.

Писанное право и законодательное также отличаются:

· писанное — с появлением письменности возник писанный правовой акт – нормативный и индивидуальный, но это еще не законодательное право. Оно возникает гораздо позже, когда государство доминирует в социальном регулировании;

· законодательное — закон (в широком смысле) отличался от переработанных обычаев («правды»), публичных договоров и судебных прецедентов.

Общеправовые закономерности возникновения права, согласно С.Г. Дробязко, таковы [23, с. 3–16]:

• становление особой группы значимых обычаев для индивида и общества, служащих защите их безопасности, осуществлению производства, распределения, потребления, которым придается авторитет абсолютной непререкаемости, общеобязательности, обеспечиваемой всеми членами рода (неписаное право, «социальное» право, «предправо», «мононормы», «архаическое право»);

• возникновение по взаимной договоренности между племенами таких общих для них обязательных правил, соблюдение которых гарантировало бы нормальные межплеменные отношения по использованию природных богатств, обмену продукцией, удовлетворению других интересов и их мирное сосуществование;

• придание с появлением государства соответствующим обычаям силы закона, превращение обычного права в юридический обычай, становление юридического права в силу объективной необходимости жестче, мощнее, надежнее обеспечивать обязательное их исполнение всеми членами общества;

• установление государством новых, вызываемых объективными потребностями развивающегося общества норм путем создания судебных прецедентов и издания государственных нормативно-правовых актов;

• формирование юридического права в многообразных источниках (юридических обычаях, судебных прецедентах, нормативных договорах, нормативных актах, священных писаниях).

Типы происхождения права.

Выделяют типы генезиса права (и государства):

1) восточный тип: право как составная часть религии, предназначенная для регулирования наиболее значимых отношений в рамках конкретной религиозной доктрины даже до сего дня);

2) западный тип: право как самостоятельная регулятивная система, предназначенная для регулирования отношений между людьми на основе добра и справедливости;

3) синтез восточного и западного типов права в кодификации Юстиниана.

Восточный путь возникновения государства и права: 1) обусловлен необходимостью вести масштабные ирригационные работы. Государство стало организатором масштабных работ. Оно вынуждено постоянно принуждать работника работать; 2) социальная дифференциация в восточном обществе происходила на основе политического неравенства (функциональная система) как положения личности в системе власти; 3) экономика основана на государственной и общественной форме собственности, частная собственность слабая. Сохраняются сельские общины; 4) основным способом закрепления (формализации) правовых норм становятся сборники религиозно-нравственных поучений (законы царя Хаммурапи, законы Ману, законы XII таблиц и др.); 5) в них правовые нормы носившие, как правило, казуальный характер дополнялись в случае необходимости древними обычаями и конкретными распоряжениями монарха и высших чиновников; этиконцентризм дополнялся императивностью.

Западный путь характеризуется тем, что: 1) рабовладельческое государство возникает в результате имущественного неравенства, появления частной собственности и раскола общества на классы. Государства и создаётся для смягчения борьбы имущих и неимущих. Наиболее богатые занимают и высшие должности в государственном аппарате; 2) земля в общем находится в частной собственности; 3) для защиты прав собственников, привилегий господствующего класса постепенно формируется законодательство и судебное право, обладающее институциональностью, формализованностью, обязательностью, процедурностью, регулирующее, прежде всего, властные, имущественные и личные неимущественные отношения; 4) право выступает как основа организации власти, установления и закрепления ее структуры. Афины, Спарта, Древний Рим — классический пример западного пути возникновения государства.

Синтезный путь возникновения государства и права (Русь и Германия) ранее не выделялся как самостоятельный, а рассматривался как особенность западного типа. Он характеризуется тем, что: 1) происходит переход от родоплеменных отношений сразу к раннефеодальному государству под воздействием политического и имущественного неравенства одновременно; 2) община сохраняется из-за внешней угрозы. Рабский труд не распространен из-за неэффективности. Верхушка в лице вождя и дружины обретает богатство путём военных походов. Разорившаяся часть населения попадает под власть богатой части, оказывается зависимой; 3) в некоторых случаях на процесс образования государства оказывает решающее воздействие внешняя агрессия. Идёт активное заимствование государственности у других народов (Русь — Византия, Германия — Рим). Римское право Византии начинают изучать в университете Падуи по случайно найденному Кодексу Юстиниана. К слову, позже в Священной Римской империи германской нации римское право считалось обычным немецким правом. Кодификация Юстиниана как акт права смешанного типа формирования обладает религиозной сущностью и содержанием. Римское право было перенесено в Византию, но уже отражало влияние христианства. Правовые институты трактуются в настолько религиозном духе, что стройная логика римского права безвозвратно испорчена.

По сложности различаются следующие типы социальных и правовых структур (Н.Рулан):

1) элементарная социальная структура. Главным моментом в регулировании социальных отношений внутри группы являются родственные связи, право, а вне группы — сила. Правосудие только внутри группы. Источники права — миф и обычай;

2) полуэлементарная социальная структура. Идет дифференциация родственной и политической власти. Правоотношения внутри и вне социальной группы, хотя и являются продолжением внутригрупповых связей;

3) полусложная социальная структура. Четко разделены политическая и родственная власть. Существуют три источника права: миф, обычай и закон. Отсюда тройная организация судебной системы: семейная, общественная и политическая;

4) сложная социальная структура. Осуществление правосудия является монополией государства — «никто не вправе быть судьей в своем деле». Появляется публичное и частное право. Продолжают существовать такие формы правосудия как примирение, посредничество и арбитраж, но самой распространенной становится судебное разбирательство.

 

 


СУЩНОСТЬ ПРАВА



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 580; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.120.109 (0.007 с.)