Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социальные нормы первобытного общества.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте Западные антропологи и этнографы (К.Леви-Стросс, Б.Малиновский, М.Месс, Н.Рулан) при изучении нормативной системы первобытного общества пытались избегать термина «право», но вынуждены были вернуться к этому термину, поскольку вынуждены были оценить первобытную нормативную систему как право, либо как протоправо (как ступень к праву). Они пришли к выводу, что древнее право такое же разумное, как и современное. Между тем, русскоязычное правоведение, согласно марксисткой традиции, отрицает существование права в родоплеменном обществе. Специфика родоплеменной организации первобытного общества заключалась в: · отсутствии политической организации и правовых норм как инструмента государственного управления; · потестарной власти вождей или совета старейшин (не имеющей политического характера, власть, опиравшейся на личный авторитет); · «мононормах» (западные антропологи первобытные нормы называют обычаем). Потестарная власть — это общественная, неполитическя власть, при которой отсутствовал особый аппарат власти занимающийся только управлением; она распространялась на эгалитарное сообщество, члены которого были равны. Первобытное общество, основанное на присваивающей экономике (охота, рыболовство, собирательство), не знало политического деления на управляющих и управляемых и не нуждалось в нем, так как социальные нормы в первобытном обществе выполнялись в основном добровольно. В родовом обществе существовало половозрастное разделение, необходимое для занятия различными видами хозяйственной деятельности, распределения пищи и вступления в брачные отношения. Говоря о примитивном праве, имеют в виду: протоправо, регулятивную систему эпохи распада первобытного строя, имеющую квазиюридический характер, «бесформенную груду» норм, являющихся эмбрионально правовыми, с помощью которых примитивные культуры решали конфликты. Примитивное право выражается в решениях родоплеменного авторитета, не имеет письменной формы. Оно мононормативно и синкретично. Протоправо включает в себя отношения между двумя сторонами спора, характеризуется регулярностью применения, может обеспечиваться санкциями, еще не способно было интегрировать общество в единый социальный организм. В Англии и США сформировались два подхода к проблеме протоправа: · позитивисты считают, что примитивное право возникает во всяком первобытном обществе и существует вплоть до появления писаных законов; · аналитическая юриспруденция (У.Сигл, Д.Салмонд и др.) считают, что примитивное право есть проявление племенной жизни. Оно так же нераздельно, и не является юридическим феноменом, т.к. в нем есть лишь крупинки, зачаточные формы, которые только в последующем могут развиться в настоящее право. Концом примитивного права сторонники аналитической юриспруденции считают появление судов. Функции примитивного права, согласно антропологу Е.Хоубелу, таковы: 1) устанавливать, какая деятельность дозволена или запрещена; 2) усмирять насилие и направлять силу на установление порядка, санкционировать насилие, т.е. определять, кто может применять принуждение; 3) обеспечивать приспособляемость людей при изменяющихся условиях. Примитивное право в советской традиции называлось мононормами — это единые, нерасчлененные нормы морали, предправа, религии, обычаев, традиций, регулирующие жизнь первобытного общества[6]. Они обеспечивали существование присваивающей экономики и продолжение рода и племени; распространялись только на данный родовой коллектив (нарушение обычая — «родственное дело»); регулировались обычаями, традициями, ритуалами, обрядами и мифами (все они закрепляли неписанные правила поведения членов рода в различных ситуациях, являясь средством передачи социального и культурного опыта от поколения к поколению). Мононормы обеспечивались в основном силой привычки, подражания (имитации). Они не разграничивали права и обязанности, не имели представительно-обязывающего характера: их требования были выражением социально необходимых, естественных условий жизнедеятельности человека и организации потестарной власти. Мононормы синкретичны, т.е. заключают в себе религиозные, моральные, правовые и иные начала социальных норм, единство материального и идеального, реального и религиозного, рационального и иррационального. Способами регулирования в древнем обществе были: · непререкаемые запреты совершать определенные действия, нарушение которых карается сверхъестественными силами в виде табу на убийство, поедание (каннибализм) соплеменника, членовредительство, воровство, применения оружия на стоянках, инцест (кровосмесительство), тотемы общих прародителей, животных, растений, почитаемых за священные, которых нельзя убивать и употреблять в пищу; · дозволения (регламенты) разрешали определенное время охоты, рыболовства, сбора плодов растений, вступления в брак, право обмена и т.д.; · позитивное обязывание предусматривало необходимое поведение во время войны, охоты, изготовления орудий труда, строительства жилищ, распределения пищи и т.д.; · мифы, саги, былины, сказания и иные формы художественного общественного сознания, имевшие нормативно-регулятивное значение. Антрополог Н.Рулан утверждал, что в любом обществе право одновременно репресссивное (табу) и реститутивное (установительное). Любое табу несло сакральный смысл, и не только устанавливало запрет, но и предоставляло право действовать, а в случае нарушения табу применять к нарушителю санкции, хотя первобытные запреты доминировали. Племенная организация есть образец социального права без всякого внешнего принуждения и без всякой централизованной власти и юридических атрибутов. Как правило, мононормы выполнялись добровольно: по привычке, обычаю, как подражание другим членам общества или в силу их полезности. Они предусматривали специфическое наказание: «общественное порицание», изгнания из общины — остракизм (человек оказывался «без роду и племени», что практически неминуемо приводило к смерти изгнанного), также телесные повреждения и смертную казнь.
|
||
|
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 675; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.102 (0.01 с.) |