Категория сущности в философии и теории права. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Категория сущности в философии и теории права.



Научная категория сущности фундаментальна для теоретического знания, поскольку с ней связаны все иные понятия. К пониманию сущности имеется множество подходов: 1) сущность как это внутренние стороны, глубинные процессы, существенные связи и отношения, наиболее характерно выражающиеся в его самых значимых признаках [70, с. 42–46]; 2) смысл существования объекта, определяющий его главное предназначение  и функционирование (внешняя характеристика); 3) интегративный подход, в контексте  которого сущность — это единство объективных, устойчивых, необходимых внутренних и внешних неизменных существенных сторон объекта. 

Относительно стабильности сущности отметим следующие подходы:

1) сущность одна и неизменна у права и/или государства вообще;

2) у права (государства) за время его существования в силу развития общества изменяется несколько сущностей (раньше была одна, теперь – другая). Так, марксисткая теория права и государства различала сущности разных исторических типов права: у права (государства) рабовладельческого одна сущность, а у государства (права) социалистического — другая. Якобы со сменой общественных формаций путем революции резко «ломается» сущность государства и права определенной общественно-экономической формации. В этом подходе уравнивают понятия сущности и содержания. Считается, что нельзя понятие сущности конкретного государства (права) распространять на государство (право) вообще, поскольку частное не определяет целое;

3) сущность изменяется (конкретизируется) и не изменяется одновременно [22, с. 46]. Содержание как конкретизирующая сущность меняется, т.к. меняются потребности общества. Конкретизация сущности (для права – это нормы, предписания) идет через содержание права, которое изменяется по ходу изменения социальных задач права. Таким образом, в этом подходе различают понятия сущности и содержания.

Есть также различия в подходах относительно мировоззрения: метафизики полагают, что пути возникновения и сущность государства и/или права не познаваемы человеческим разумом (трансцендентны); сторонники диалектики считают, что познание и дефинирование понятия «сущность права» вполне по силам человеческому разуму.

В итоге под сущностью права как научной категорией мы понимаем единую, многоуровневую, многоаспектную, транcцендентную величину, охватывающую объективные, необходимые внутренние и внешние, неизменные и существенные стороны права, отражающую его природу и предназначение в жизни общества, а именно, способность права служить социальному прогрессу.

Отражение сущности права наблюдаем в определении права, его признаках, закономерностях и принципах, в основных исторических закономерностях возникновения и развития. Сущность права лаконично формулируется в дефиниции и внешне выражается в основных признаках.[10] Раскрывая сущность, мы даем ей определение, которое и есть понятие вещи [87, с. 95].

Сущность права, согласно С.Г. Дробязко и В.С. Козлову, — это общесоциальная политическая справедливость, выражающая баланс интересов всех социальных групп, личности и общества в системе охраняемых государством норм, призванных служить обеспечению социального прогресса [22, с. 46].

Ипостаси (аспекты) сущности права таковы: 1) право как регулятор наиболее значимых внешних общественных отношений; 2) мера внешней свободы (свободы воли); 3) мера справедливости (политической или нормативно-закрепленной); 4) критерий разграничения интересов (защищенный государством интерес, компромисс интересов); 5) масштаб внешнего поведения; 6) воля (закон — государственная воля; воля народа, классовая воля, борьба и согласование воль); 7) психическое переживание; 8) правопорядок; 9) комплекс межличностных отношений и правовое поведение; 10) социальный институт; 11) способ социального контроля и т.д. Иногда для выражения сущности права смешивают несколько добродетелей. Например, либертарная теория права В.С. Нерсесянца в качестве сущности права видела свободу, справедливость и формальное равенство [48, с. 35]. Древние римляне в праве видели воплощение разума, добра и справедливости.

 Ипостасями государства выступают, например: 1) организованное общество людей; 2) государственная власть; 3) система государственных органов.

У государства и права «многогранный стержень», который состоит из множества взаимосвязанных внутренних и внешних сторон, придающих им качественную определенность универсальной управляющей системы. Основополагающим в государстве являются власть, ее принадлежность, назначение и функционирование в обществе. Раскрыть сущность государства — значит выявить главное, определяющее, то, что обусловливает его объективную необходимость в обществе, уяснить, почему общество не может существовать и развиваться без государства (внешнее свойство); ответить на вопрос о том, кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах (внутреннее свойство).[11]



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 517; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.190.144 (0.004 с.)