Подходы к пониманию сущности государства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Подходы к пониманию сущности государства.



Из общего анализа множества теорий происхождения и сущности государства можно выделить подходы к пониманию государства:

1) сущностная характеристика государства заключается, во-первых, в том, что есть два основных подхода к рассмотрению всех правовых явлений, в т.ч. и государства, — это позитивизм и непозитивизм. В зависимости от правопонимания различают:

· социологический подход к государству в рамках позитивисткого правопонимания, рассматривающий государство есть самую сильную в обществе организацию власти, суверенную, самоограничивающую себя законом, а не дозаконотворческими естественными правами человека. Оно само создает законы для государственных служащих и граждан и может в любой момент их изменить (отменить) или ограничить свою власть. Правовое государство в таком понимании в силу отождествления права и закона невозможно, а любое государство есть государство законности;

· легистский подход к государству в рамках позитивисткого правопонимания, наоборот, всякое государство считает правовым, поскольку сущность и пределы государства определены в законах о государстве. Классический позитивизм (легизм) предлагает   юридическое определение государства как совокупности законов о государстве, предписывающие каким ему быть. В этом подходе любая деспотия является правовой, если основана на законах;

· правовой (юридический) подход в рамках непозитивисткого правопонимания ограничивает государство правами человека и правом. Этот подход подразумевает минимальное государство (либеральное) и максимум гражданского общества. В нем действуют свобода граждан от всякого государственного вмешательства, а равно социальная ответственность и партнерские отношения с государством;

2) основные подходы к пониманию сущности государства отражают два аспекта сущности государства [44, с. 28]:

· с общефилософских позиций — чем государство как организация отличается от других (формальная сторона);

·  по социальной сущности — кому принадлежит власть, и чьи интересы государство выражает, прежде всего (феодальное, капиталистическое, социалистическое и др.) (содержательная сторона);

3) можно выделить подходы к определению сущности государства:

· классовый подход, широко применяемый еще задолго до К.Маркса, видит сущность государства в том, что один экономически господствующий класс навязывает свою волю всему обществу;

· общесоциальный подход сущность государства видит в том, что оно объединяет все общество, разрешает возникающие противоречия и конфликты, служит средством достижения согласия и компромисса. Демократическое государство должно действовать во имя всеобщего блага. По своему содержанию государство должно выступать средством социального компромисса, а по форме быть правовым. Роль государства заключает в том, чтобы служить обществу и ответственно управлять им; 

4) современные подходы к сущности государства таковы:

· теологический подход трактует государство как богоустановленное явление (например, в исламе действует теория халифата);

· арифметический (классический) подход рассматривает государство как совокупность трех элементов: власти, территории и населения. Закон (но не право) здесь присутствует для формализации составляющих государство элементов;

· юридический подход рассматривает государство в связи с правом как юридическое явление, юридическое лицо, участвующее в различных правоотношениях. Ныне этот подход включает в себя два направления развития: законническое (легистское), получившее в рамках позитивистского правопонимания, и правовое или либертарное в рамках непозитивизма. Последний считает государство юридической персонификацией нации (здесь нация есть все население страны) с позиции нормативного единства. Персонификация коренится в необходимости централизации политической жизни нации;

· социологический подход, при котором государство рассматривается как часть социальной системы, как политический режим. Среди признаков государства называется и право, подразумеваемое как особая система общеобязательных норм, исходящих от государства и им же охраняемая. Этот подход охватывает наибольшее число сторонников: от Т.Гоббса и Ж.Ж. Руссо до К. Маркса, Ф.Энгельса и В.И. Ленина;

· информационно-кибернетический (технико-кибернетический) подход оценивает государство как структуру, действующую на основе движения информации (системы ввода-вывода, прямых и обратных связей и др.). Данный подход возник недавно, в период перехода к постиндустриальному, информационному обществу и право выполняет здесь технологическую функцию.

Термин «государство» возник в европейской персоноцентристской цивилизации для обозначения публичной политической власти организованной и действующей именно в условиях персоноцентризма, где свободный человек является и целью, и источником развития общества и государства.Античный подход оценивает государство как средство решения общих дел в республике и средство регулирования отношений правителей (власти) и народа (общества), а также средство, обеспечивающее политическую жизнь самого народа и человека (Аристотель).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 1222; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.181.231 (0.006 с.)