Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Подходы к пониманию сущности государства.
Из общего анализа множества теорий происхождения и сущности государства можно выделить подходы к пониманию государства: 1) сущностная характеристика государства заключается, во-первых, в том, что есть два основных подхода к рассмотрению всех правовых явлений, в т.ч. и государства, — это позитивизм и непозитивизм. В зависимости от правопонимания различают: · социологический подход к государству в рамках позитивисткого правопонимания, рассматривающий государство есть самую сильную в обществе организацию власти, суверенную, самоограничивающую себя законом, а не дозаконотворческими естественными правами человека. Оно само создает законы для государственных служащих и граждан и может в любой момент их изменить (отменить) или ограничить свою власть. Правовое государство в таком понимании в силу отождествления права и закона невозможно, а любое государство есть государство законности; · легистский подход к государству в рамках позитивисткого правопонимания, наоборот, всякое государство считает правовым, поскольку сущность и пределы государства определены в законах о государстве. Классический позитивизм (легизм) предлагает юридическое определение государства как совокупности законов о государстве, предписывающие каким ему быть. В этом подходе любая деспотия является правовой, если основана на законах; · правовой (юридический) подход в рамках непозитивисткого правопонимания ограничивает государство правами человека и правом. Этот подход подразумевает минимальное государство (либеральное) и максимум гражданского общества. В нем действуют свобода граждан от всякого государственного вмешательства, а равно социальная ответственность и партнерские отношения с государством; 2) основные подходы к пониманию сущности государства отражают два аспекта сущности государства [44, с. 28]: · с общефилософских позиций — чем государство как организация отличается от других (формальная сторона); · по социальной сущности — кому принадлежит власть, и чьи интересы государство выражает, прежде всего (феодальное, капиталистическое, социалистическое и др.) (содержательная сторона); 3) можно выделить подходы к определению сущности государства: · классовый подход, широко применяемый еще задолго до К.Маркса, видит сущность государства в том, что один экономически господствующий класс навязывает свою волю всему обществу;
· общесоциальный подход сущность государства видит в том, что оно объединяет все общество, разрешает возникающие противоречия и конфликты, служит средством достижения согласия и компромисса. Демократическое государство должно действовать во имя всеобщего блага. По своему содержанию государство должно выступать средством социального компромисса, а по форме быть правовым. Роль государства заключает в том, чтобы служить обществу и ответственно управлять им; 4) современные подходы к сущности государства таковы: · теологический подход трактует государство как богоустановленное явление (например, в исламе действует теория халифата); · арифметический (классический) подход рассматривает государство как совокупность трех элементов: власти, территории и населения. Закон (но не право) здесь присутствует для формализации составляющих государство элементов; · юридический подход рассматривает государство в связи с правом как юридическое явление, юридическое лицо, участвующее в различных правоотношениях. Ныне этот подход включает в себя два направления развития: законническое (легистское), получившее в рамках позитивистского правопонимания, и правовое или либертарное в рамках непозитивизма. Последний считает государство юридической персонификацией нации (здесь нация есть все население страны) с позиции нормативного единства. Персонификация коренится в необходимости централизации политической жизни нации; · социологический подход, при котором государство рассматривается как часть социальной системы, как политический режим. Среди признаков государства называется и право, подразумеваемое как особая система общеобязательных норм, исходящих от государства и им же охраняемая. Этот подход охватывает наибольшее число сторонников: от Т.Гоббса и Ж.Ж. Руссо до К. Маркса, Ф.Энгельса и В.И. Ленина; · информационно-кибернетический (технико-кибернетический) подход оценивает государство как структуру, действующую на основе движения информации (системы ввода-вывода, прямых и обратных связей и др.). Данный подход возник недавно, в период перехода к постиндустриальному, информационному обществу и право выполняет здесь технологическую функцию.
Термин «государство» возник в европейской персоноцентристской цивилизации для обозначения публичной политической власти организованной и действующей именно в условиях персоноцентризма, где свободный человек является и целью, и источником развития общества и государства.Античный подход оценивает государство как средство решения общих дел в республике и средство регулирования отношений правителей (власти) и народа (общества), а также средство, обеспечивающее политическую жизнь самого народа и человека (Аристотель).
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 1222; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.181.231 (0.006 с.) |