Легальность, легитимность и принуждение в государственной власти. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Легальность, легитимность и принуждение в государственной власти.



Государственная власть устойчива, если она результативна и легитимна. Легитимность — это неюридический термин, означающий этическую, оценочнаую характеристику власти (власть является хорошей или плохой, справедливой или несправедливой, честной или нечестной и т.п.); процедура общественного признания власти, выражающаяся в добровольном принятии ее решений, лидеров и организаций.

Легитимность власти означает совокупность четырех элементов: 1) признание власти населением; 2) принятие власти как правомерной и справедливой; 3) наличие у власти авторитета в глазах населения; 4) готовность добровольно ей подчиняться. Классификация легитимности и власти по М.Веберу та же, что и типы господства: традиционная, харизматическая и рационально-правовая (характерная для демократических государств).

Легитимность и легальность власти — это близкие, но не тождественные понятия. Легальность власти —понятие юридическое, этически нейтральное, которое означает: 1) юридическое обоснование власти и её соответствие правовым нормам; 2) нормативность, способность воплощаться в нормах права, ограничиваться законом, функционировать в рамках законности. Власть легальна, если: а) имеет законное происхождение; б) осуществляется посредством закона (а не путем произвола, насилия и т.п.); в) сама подчиняется закону.

Форма легализации власти — законодательная (конституция). Нелегальная, мафиозно-преступная власть, тяготеющая к жестким формам принуждения, насилия, опирается на «теневое право». Но и легальная власть может на определенном этапе стать нелегитимной в глазах населения. Поэтому в западной политологии разработан показатель «30%-ый порог легитимности власти», который определяется по результатам социологических опросов населения. Когда власть становится нелигитимной в глазах населения, возрастает вероятность противодействия этой власти. В демократической практике распространена такая форма сопротивления власти, выражения ей своего недоверия, как акции гражданского неповиновения и другие средства ненасильственной борьбы. Поскольку общественное мнение в странах западной демократии рассматривается как политический институт общества, то политик с рейтингом меньше 30%, как правило, уходит в отставку. Претенденты на должность президента США накануне выборов имеют рейтинг порядка 60-70% и постоянно следят за тем, чтобы в течение их президентства он оставался достаточно высоким, т.е. не опускался ниже отметки в 50%.

Власть сильна поддержкой, доверием народных масс, т.е. опирается на силу авторитета. Но власть, особенно государственная, имеет предметно-материальные источники силы, аппарат принуждения — это отряды вооруженных людей в виде армии, полиции, разведки, контрразведки, а также из всякого рода принудительных учреждений (тюрем, лагерей). Государство — также институт легального принуждения. Надо помнить, что принуждение – это специфика государственной власти, но не определяющий признак. Легальность принуждения подразумевает его законность всех его сторон: нормативное закрепление в законном процедурном порядке в нормативных правовых актах государства уполномоченными на то органами государства, а также реализованное строго в рамках законности уполномоченными законом субъектами в отношении к точно определенным субъектам и объеме, порядке, установленных законом. Различают такие виды принуждения, как: 1) физическое (лишение свободы, исключение из партии); 2) психологическое (боязнь наказания); 3) материальное (штраф).

До недавнего монопольное право государства на применение принуждения считалось бесспорным (М.Вебер, Н.М. Коркунов). Дескать, государство обладает монопольным правом налогообложения лиц, находящихся на территории государства (для формирования бюджета государства); монопольно издает нормативные правовые акты, действующие на всех лиц (физических и юридических), находящихся на территории государства; только государство имеет законные основания для того, чтобы ограничивать права и свободы граждан и даже лишать их жизни. Ранее считалось, что государственный порядок тем и отличается от любого иного порядка, что это порядок, не допускающий частного насилия и самоуправства.

Сегодня уместно говорить о том, что элементами принуждения в отношении к своим членам обладают в ограниченных пределах, санкционируемых государством, и негосударственные образования. Например, в корпоративном праве решение дисциплинарной комиссии обязательно для всех членов федерации велоспорта. Различные организации могут исключить из рядов своих членов или применить иные принудительные меры без прямого указания государства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 316; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.55.14 (0.005 с.)