Государство и население: этническое, национальное, культурное измерение государства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государство и население: этническое, национальное, культурное измерение государства.



Население — это совокупность людей, проживающих на территории государства и объединенных подчинением государственной власти. В соотношении государства и населения можно сделать следующие акценты:

1) государства распространяют свою власть на всё население на своей территории и стремятся организовать его жизнь наилучшим образом с целью социального прогресса;

2) государство располагает суверенитетом независимо численности населения и не отождествляется с населением. Государство есть особая, отделённая от населения, организация власти, управляющая определенными территорией и населением вне зависимости от согласия последнего;

3)  вопреки устоявшемуся мнению, население не может выступать в качестве отличительного признака государства, поскольку является элементом не только государственной, но и догосударственной организации общества;

4) население и народ (нация) — понятия не тождественные. Термин «нация» употребляется в двух значениях: 1) как синоним термина «этнос»; 2) как синоним термина «государство» в международном праве. «Нация» в международном праве — это «государствообразующий» народ, уже реализовавший свое право на внешнее политическое самоопределение, в состав которого входят все, кто относится к определенному государству, независимо от этнической принадлежности. В этом смысле ООН есть это объединение государств, но не этносов. Этнос — собирательный термин для обозначения этнических общностей [35] [84, с. 176]. Народ (нация) как этнос— это социальная общность поколений, члены которой обладают чувством сообщества и принадлежности к государству благодаря общим чертам культуры и историческому сознанию; это историческая общность людей, складывающаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, языка и культуры;

5) народ органически связан с государством. Нет народа вне государства. Отношения государства к народу есть отношения причины и следствия;

6) этнос оказывает все возрастающее влияние на государство, поскольку современный мир переживает «этнический ренессанс». Процесс жизнедеятельности современных государств и народов характеризуется влиянием на него двух противоположных тенденций: а) экономико-политической интеграции и б) этнической дифференциации, обеспечивающих гармоничное развитие мира лишь при их относительном равновесии. Первую тенденцию стимулирует экономика, а вторую — общие закономерности процесса возникновения, развития и распада этносов. Научно-технический прогресс «двигает» обе тенденции как дополнительный фактор. Поскольку интеграция протекает практически без учета этнических особенностей народов и государств, под лозунгами преимущества западных идей (индивидуализма, либерализма, равенства прав и свобод человека, конституционализма, демократии, верховенства и др.) существует опасность непримиримого противостояния различных этносов. Состояние существующих этносов, этнокультурный облик мира в целом, отдельных государств и регионов становятся проблемой, без решения которой развитие современного общества заходит в тупик [84, с. 173–175];

7) в случае конфликта между этносами государства используют различные средства. Помимо более эффективных средств типа федерализации и автономизации, право любого этноса на самоопределение означает крайнее средство — отделение этноса от государства с целью: 1) либо создания своего национального государства; 2) либо присоединения к другому, уже существующему государству (с согласия последнего);

8) население государства может состоять из одного народа или быть многонациональным. Национальное государство (государство-нация) — такой конституционно-правовой тип государства, когда форма самоопределения и организации нации на определённой суверенной территории и выражает волю этой нации. В многонациональном обществе однонациональное государство рискуета вызвать национальную рознь. Поэтому положение о национальном характере государства редко закреплено в современных конституциях (например, в Румынии). В идеале понятие «национальное государство» предполагает, что все его граждане (или подданные) имеют общий язык, культуру и ценности, а также, что все они являются частью единого общества. Таких стран по миру насчитывается менее 10 %, однако большинство современных государств обладают многими элементами национального государства.

Этнически государство составляет т.н. «титульная нация» и национальные меньшинства. Национальное государство создается титульной нацией, как «государствообразующим» народом. Титульная нация — это этнос, создавший свое независимое государство, дающий государству название, официальный язык, культуру и т.д.

Этнические меньшинства бывают двух типов: 1) этносы или их части, живущие на своей исконной территории и не имеющие своей национальной государственности за пределами данного государства (например, крымские татары); 2) часть этноса, имеющего свою национальную государственность за пределами государства, в котором оно составляет меньшинство (итальянцы в Беларуси). Этнические меньшинства вправе территориально отделиться от государства только с его согласия, но они имеют право пользоваться своим языком и развивать свою культуру. Право национальных меньшинств на государственное самоопределение реализуется путем сецессии (отделения от государства его части) [7, с. 26];

Государство можно рассматривать как всеобщий и локальный феномен. Национальное государство и его национальная культура — это одно из наиболее ярких проявлений феномена локального. Государство не может существовать в качестве единого целого, если существует угроза разрушения идентичности его членов, прежде всего, национальной. Это означает следующую взаимозависимость. С одной стороны, идентичность государства определяется локальным (история государства — моя история). С другой стороны, локальное определяется идентичностью как основой существования локального (история государства — история его граждан).

Всеобщий феномен государства заключается в то, что современное общество, как правило, организовано на государственной основе, что предполагает наличие одинаковых признаков и сущностных элементов, реализованных во всех государствах мира всех эпох. Локальный феномен состоит в том, что все государства уникальны и имеют «привязку» к определенному месту и времени. Право конкретного исторического государства — неповторимое конкретно-историческое социальное явление.

Национальное государство в современном мире «включает» механизм самозащиты перед лицом стирания его основ — национально-культурных признаков — перед угрозой потери национально-государственной идентичности. Право отражает интересы, историю и культуру титульной нации, в первую очередь, не допуская при этом какой-либо дискриминации национальных меньшинств. Законодательство Республики Беларусь в сфере гарантий прав национальных общностей полностью соответствует международным стандартам. Наше государство: 1) регулирует отношения между социальными, национальными и другими общностями на основе принципов равенства перед законом, уважения их прав и интересов; 2) ответственно за сохранение историко-культурного и духовного наследия, свободное развитие культур всех национальных общностей, проживающих в стране.

Все равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов. Никто не может пользоваться преимуществами и привилегиями, противоречащими закону. Каждый имеет право на свободу объединений, сохранять свою национальную принадлежность, равно как никто не может быть принужден к определению и указанию национальной принадлежности. Оскорбление национального достоинства преследуется по закону. Каждый имеет право пользоваться родным языком, выбирать язык общения, воспитания и обучения. Не допускается прямое или косвенное ограничение прав и свобод граждан за их национальную принадлежность, а также попытки насильственной ассимиляции. Никто ни при каких обстоятельствах не может требовать от гражданина указания его национальной принадлежности ни устно, ни письменно. Законодательством предусматривается равенство лиц, принадлежащих к национальным общностям, без их разделения по принципу давности проживания. Права представителей народов, проживающих на территории Беларуси на протяжении нескольких столетий, не отличаются от прав новых мигрантов.

Государство и территория.

Территориальный признак государства как физической, материальной опоры последнего означает, что: 1) действие государственной власти распространяется на всех лиц, находящихся на территории данного государства; 2) население и власть организованы территориально (по территориальным единицам); 3) территориальная принадлежность человека выражается терминами «подданный», «гражданин», «иностранец», «лицо без гражданства», «бипатрид» и др.; 4) граждане государства, проживающие на его территории и вне ее, равно как и сама территория государства, находятся под защитой государства; 5) на своей территории государство поддерживает свою суверенную власть и имеет право защищать ее от внешнего вторжения; 5) без территории государство не существует, хотя она может изменяться со временем (уменьшаться в результате поражения в войне или увеличиваться в процессе экспансии).

Принцип экстерриториальности означает, что по нормам международного права в границах любого государства могут находится отдельные территории и лица, на которых не распространяется юрисдикция данного государства. Поэтому различаются реальная (физическая) и условная (юридическая) территория государства.

Составными частями территории государства являются следующие территории и приравненные к ним объекты, отражающие многомерность территории государства:

1) сухопутная территория, в т.ч.: земля, недра земли, анклавы (Калининград) — это часть сухопутной территории государства, окруженная сухопутной территорией других государств и не имеющая береговой линии.

2) водная территория: реки; озера; искусственные водохранилища; внутренние моря; территориальные воды — граница которых распространяется на 12 морских миль от линии максимального отлива.

3) воздушная территория: атмосфера или пространство над сухопутной и водной территорией государства. 100-110 км над землей.

4) объекты, приравненные к территории государства: космические корабли и станции, дипломатические представительства (посольства и консульства), военные базы, судна в открытом море, самолеты в полете.

В государственно организованном обществе население разделяется по административно территориальному признаку, на базе которого организуется и сама государственная власть. Поэтому государственные органы имеют территориальные пределы выполнения своих полномочий и управляют определенными административно-территориальными единицами. Такими единицами могут быть: административно-территориальные образования в унитарном государстве; государственные образования; национально-территориальные образования.

В политической географии применяется классификация стран мира по размерам их площади. Группа крупнейших стран, размером более 2,5 млн. кв. км, объединяет всего 9 государств (Российская Федерация, Канада, Китай, США, Бразилия, Австралия и др.). Вместе они занимают 55,8 % поверхности суши. На долю самой многочисленной группы очень малых стран менее 30 тыс. кв. км, приходится всего1,3 %.

Эффективная территория —это территория, где функционируют основные экономические ареалы, центры, системы коммуникаций и экологические сети государства. Так, более 1/3 территории Австралии занимают пустыни, около 3/5 площади России расположено в трудных для проживания и ведения хозяйства районах.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 490; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.85.76 (0.012 с.)