Теократия как специфическая форма правления. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теократия как специфическая форма правления.



Теократия (от греч. theos – бог и kratos – власть) — форма правления внешне очень похожая на монархию, при которой: 1) государственная власть освящена религией; 2) глава государства (обычно монарх) является одновременно его религиозным главой; 3) наследование власти недопустимо, потому что ее суверенным обладателем является Бог, а глава теократии — его приемник и не может завещать верховное руководство своим потомкам; 4) для теократических лидеров предусматривается ограничения, связанные с культом, например, обет безбрачия. Как разновидность монократий, теократическая монократия ныне встречается в странах мусульманского фундаментализма (Саудовская Аравия, Катар, ОАЭ).

Среди множества видов теократии назовем:

· по историческим формам:

1) теократические родоплеменные союзы на стадии перехода к государству, которые отличаются отсутствием разделения светской и духовной сфер и наличием религиозно-политических властеотношений. Власть в племени рассматривается как проявление божественной воли. Органы политического боговластия еще не структурированы по типу государственного аппарата. Социальное регулирование в теократических родоплеменных союзах осуществляется харизматическими вождями, жрецами, пророками на основе синкретичных мононорм;

2) на теополитические корпорации, которые называют «островами священного в океане светского». Их корпоративное право действует в согласии с разрешения государства. Власть в корпорации у духовной элиты и осуществляется профессиональным аппаратом клира. Поскольку теополитические корпорации не обладают государственным суверенитетом, то в зависимости от государств, на территории которых они располагаются, теополитические корпорации либо превращаются в обычные религиозные объединения, либо, наоборот, вырастают до государств;

3) теократические государства,которыеимеют профессиональный аппарат государственной власти, организованный по территориальному признаку, суверенитет. В теократическом государстве социальным регулятором выступают религиозно-правовые нормы. Власть может находиться как у светского, так и у духовного правительства;

· по критерию соотношения духовного и светского:

1) «чистую», «нераздельную», «недифференцированную» теократию, в которой отсутствует разделение светской и духовной сфер, и в церкви и государстве главенствует одно лицо — представитель или наместник божества;

 2) «дуалистическую», «дифференцированную» теократию, где есть две обособленные главы — светский и духовный, где между религиозными и светскими институтами имеется функциональное различие. Понятая таким образом церковь имеется даже в христианской и буддийской цивилизациях;

· по религиозным основаниям:

1) монотеистические теократии (Ватикан, Иран и т.п.);

 2) политеистические (многобожие в государствах Древнего Востока и др.);

· по этническим основаниям религий теократии делятся:

 1) этнические (древнеегипетская, иудейская, теократия инков, майя);

 2) транснациональные (христианская, мусульманская, буддийская и т.п.).

 «Чистая» теократия (Г.Меншинг) — это теократия в собственном смысле слова, где государственная власть действует в полном согласии с духовенством, считая свою миссию священной (средневековая западноевропейская теократия и теократия Эхнатона).

Квазитеократические государства — это государства, где институты светской власти очень похожи на религиозно-политические структуры теократических государств, но функции религии выполняет светская государственная идеология, воспринимающаяся большинством населения как вера (Северная Корея, фашистская Германия, Советский Союз и др.). Идеология тоталитарных обществ строго регламентирует все стороны жизни общества, личности и государства, подобно квазирелигиозной регламентации. Всякое инакомыслие преследуется. «Священное писание» идеологов марксизма, национал-социализма и т.д., как и божественные каноны в теократическом государстве, считаются абсолютной неизменной истиной. Партия и ее вожди функционально аналогичны церкви теократического государств и действуют по принципу идеологического единства и несменяемости руководителей. Личность вождя, как и в теократии, в квазитеократическом государстве обожествляется, наделяется сверхчеловеческими свойствами. Так, в современной Северной Корее разработана целая философская наука — вождеведение (сурёнгван), исследующая роль вождя во всемирно-историческом процессе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 256; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.103.8 (0.005 с.)