Монархия как форма правления. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Монархия как форма правления.



Монархия (единовластие) — форма государственного правления, где источником государственной власти является монарх, наследующий государственную власть на всю жизнь и пользующийся ею по собственному усмотрению.

 Общие черты монархий таковы: государство возглавляет монарх с наследуемой властью; власть он приобретает по принципу крови, наследуя по собственному праву; он не несет юридической ответственности за свои политические действия (отвечает перед Богом); в его руках сосредоточена вся полнота власти; он — источник всякого права, только с его волеизъявления акты приобретают силу закона; монарх находится во главе исполнительной власти, от его имени вершится правосудие, ему принадлежит право помилования; он единолично представляет свое государство на международной арене в сношениях с другими государствами; он пользуется титулом (герцога, князя, царя, короля, императора), получает значительное содержание из государственной казны, имеет право на особую охрану.

Монархии делятся на абсолютные и ограниченные (конституционные).В абсолютной монархии монарх пользуется всеми указанными правами безусловно и неограниченно, независимо от какой-либо власти, а в ограниченной (конституционной) — посредством или при обязательном содействии каких-либо органов, властей, существующих независимо от монарха.

Признаками ограниченной монархии считают то, что: 1) правительство формируется из представителей партии (или партий), получившей большинство голосов на выборах в парламент; 2) лидер партии с наибольшим числом депутатских мест, становится главой правительства; 3) в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически отсутствует или символическая; 4) законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом; 5) правительство, согласно конституции, несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом.

Различаются следующие способы ограничения власти монарха: 1) выборным органом (парламентом); 2) особым правовым актом (конституцией); 3) сочетанием обеих способов ограничения монархии (парламента и конституции).

Существуют следующие разновидности ограниченных монархий:

1) сословно-представительная монархия — власть монарха ограничена сословно-представительным органом, состоящим из представителей разных сословий (Россия);

2) конституционная монархия — власть монарха ограничена конституцией и каким-то представительным органом (Великобритания, Дания, Швеция, Норвегия, Испания, Япония). Конституционная монархия бывает также двух видов: 1) дуалистическая (представительная); 2) парламентарная.

В дуалистической монархии высшая законодательная и исполнительная власть в приблизительно равных пропорциях делится между монархом и парламентом (в ряде стран Азии и Африки).

Парламентская монархия характеризуется тем, что монарх существует, но не правит, выполняет чисто номинальные, представительные функции, а законодательная власть в стране принадлежит выборному органу — парламенту; высшая исполнительная власть у правительства, формируемого парламентом и ему подотчетного. Эта форма правления формально считается монархией, а на деле у нее все признаки республики. Сохранение в этих государствах поста главы государства в лице монарха — дань традиции, поскольку он является символом стабильности этих государств, их уважения к историческому прошлому и собственной государственности.

Разновидностями абсолютной монархии являются:

1) деспотическая монархия — как государство, управляемое деспотом, отличается произволом (неправовыми формами правления), жестокостью монарха при полном бесправии подданных. Иногда деспотия рассматривается как вид политического режима или вообще противопоставляется государству;

2) теократическая монархия — монархия, при которой монарх соединяет в своих руках светскую и религиозную власть. В Саудовской Аравии глава (монарх) возглавляет не только светское, но и религиозное управление государством. Особенность ее состоит в том, что глава государства получает авторитет только от Бога и управляет по подобию Бога. Иногда теократию считают формой государства или самостоятельной формой правления, или одним из видов монархии или республики.

 10.3. Республика и ее виды.

Республиканская форма правления — форма правления, гдеединственным источником власти по закону является народное большинство, а власть осуществляется избранными народом на определенный срок представительными органами.

При этой форме правления: 1) высшая власть в стране принадлежит выборным органам (парламенту, президенту), избранным на определенный срок; 2) они осуществляют контроль за правительством и ответственны перед обществом; 3) существуют независимое правосудие и местное самоуправление.

Известны следующие виды республик: парламентарные; президентские (дуалистические);   смешанные республики.

«Чисто» парламентских республик в мире немного (ФРГ, Италия, Индия и некоторые другие). Специфика парламентарной (парламентской) республики состоит в следующем:

1) ведущая роль парламента в государстве, который не только принимает законы, но и сильно влияет на правительство и другие органы государственного управления;

2) единство высших эшалонов власти, так как глава исполнительной власти и его кабинет назначаются и контролируются парламентским большинством;

3) зависимость исполнительной власти от законодательной и ответственность правительства перед парламентом при существующем разделении властей — парламент определяет состав правительства, влияет на его решения, производит перестановки в его составе, отправляет в отставку правительство в полном составе или отдельных его членов;

4) формирование правительства по принципу партийного парламентского большинства, принадлежащим одной партии и коалиции партий;

5) отставка правительства в связи с потерей парламентского большинства, отставкой парламента;

6) полномочия президента как главы государства носят чисто формальный характер (по типу монарха в парламентских монархиях), реальной властью обладает глава правительства — премьер-министр.

Президентской республике характерно следующее: 1) она возникает преимущественно в странах со слаборазвитой многопартийной системой (например, США), где население избирает не только высший законодательный орган государственной власти, но и главу государства — президента; 2) избранный на определенный срок президент является одновременно главой исполнительной власти и занимает сильные позиции в руководстве государством; 3) он самостоятельно при известном парламентском контроле (с согласия парламента или одной из его палат) назначает министров и может отправить их в отставку; 4) он обладает большой самостоятельностью действий и определенной независимостью от парламента; 5) президент отвечает перед судом за противоправные действия.

В президентской республике велика вероятность установления авторитарного, жесткого президентского правления, означающего сворачивание демократических свобод: роспуск или ограничение полномочий представительных органов государственной власти, приостановление или препятствование деятельности политических партий, ограничение политических и личных прав и свобод граждан. Для недопущения этого используется система «сдержек и противовесов», которая включает следующие механизмы: 1) отлагательное вето, налагаемое президентом на законы, принятые парламентом, которое может быть преодолено квалифицированным большинством голосов депутатов парламента; 2) импичмент (досрочное отстранение президента от должности); 3) судебный контроль за деятельностью президента и парламента; 4) срочность государственных полномочий и др.

Президентские (дуалистические) республики (распространены в Латинской Америке) напоминают дуалистическую монархию, однако имеются существенные отличия от нее: 1) здесь наиболее последовательно проведены принцип разделения властей и система сдержек и противовесов; 2) отсутствие ответственности исполнительной власти перед парламентом за проводимую политику.

  Смешанная республика демонстрирует элементы президентской и парламентской республики: 1) парламент и президент в той или иной пропорции делят свой контроль и свою ответственность по отношению к правительству; 2) есть тенденция к большей самостоятельности и «собственной» ответственности правительства, глава которого занимает самостоятельное высокое положение среди высших должностных лиц государства; 3) в конституции закрепляется возможность роспуска парламента или его нижней палаты по инициативе президента в случае возникновения непреодолимого конфликта между органами исполнительной власти и парламентом одного уровня (в Республике Беларусь, Российской Федерации, Франции).

Термин «республика» прошел следующую эволюцию. В позднем Средневековье гуманисты (например, Дж.Виллани) задумались об отличиях средневековых городов-государств (коммун или синьорий) Северной Италии от монархий. В XV в. в связи с новым интересом к трудам римских юристов вернулась классическая терминология. Для описания немонархических государств авторы вводят в употребление латинскую фразу «республика» (от лат. res publica). Сейчас «республика» по-прежнему означает форму правления, которая получает свою власть от народа, а не от престолонаследия или божественного права.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 492; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.96.146 (0.009 с.)