Формационный и цивилизационный подходы к познанию права. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формационный и цивилизационный подходы к познанию права.



Формационный подход разработан К.Марксом и Ф.Энгельсом. Он признает закономерную, последовательную смену общественно-экономических формаций: первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической, коммунистической. Формация — исторически сформированный тип общества, обусловленный способом материального производства. Религиозные, политические, культурные и правовые отношения составляют надстройку, определяемую базисом. Право и государство как элементы надстройки вторичны и производны от уровня экономики.

Главная определяющая роль в формации принадлежит базису — совокупности экономических отношений, складывающихся в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Каждая формация характеризуется собственным способом производства и производственными отношениями. Способ производства — это единство производительных сил и производственных отношений. Производительные силы включают в себя предмет труда, средство труда и человека и являются содержанием способа производства, а производственные отношения формой. Источником развития общества служат противоречия между производительными силами (содержанием) и производственными отношениями (формой), разрешающиеся революционным путем. Общество развивается эволюционно (из-за постепенного развития производительных сил) и революционно (по причине борьбы антагонистических классов за установление качественно новых производственных отношений), но смена формаций всегда революционна. С изменением содержания способа производства меняется и форма, т.е. сама общественно-экономическая формация.

Сильной стороной формационного подхода является обоснование обусловленности уровня развития права и др. явлений настройки уровнем экономики. Слабой стороной является: упрощенное понимание процессов культурной, духовной жизни, как вторичных в отношении к экономическим; игнорирование роли личности и сознания в истории, и абсолютизация перехода от одной формации к другой. К слову, некоторые народы не проходили формации в указанной последовательности и, тем более, не всегда социальные изменения происходят через революции.

С начала 90-х гг. прошлого столетия в постсоветской науке активно внедрялся цивилизационный подход, пришедший на смену длительному засилью марксизма. Цивилизационный подход (О.Шпенглер и А.Дж. Тойнби, П.А. Сорокин)основным критерием в развитии общества, наоборот, подразумевает духовно-культурную сферу и рассматривает человеческую историю как историю нескольких самостоятельных, сосуществующих рядом цивилизаций, находящихся на различных этапах своего жизненного цикла. Этот подход до конца не сформирован: даже основополагающая категория «цивилизация» имеет более 200 авторских значений; авторы выделяют разное количество цивилизаций, по разному их классифицируют.  

Цивилизация (от лат. сivilis — гражданский) — это целостная система материальных и духовных ценностей, достижений общества, обеспечивающих устойчивое функционирование общества и жизнедеятельность человека. А.Дж. Тойнби определял цивилизацию как относительно устойчивое состояние общества, которое отличается общностью религиозных, культурных, психологических и иных признаков. Экономические и политические факторы кажутся ему несущественными по сравнению с духовными и культурными. Поэтому требуется всестороннее воспитание молодых поколений в духовности, поскольку она обеспечивает общественный прогресс.

Цивилизации отличаются длительностью существования, охватываемостью обширной территории и огромного населения. Каждая цивилизация, сосуществующая рядом с другими, придает устойчивую общность всем государствам в ее рамках. А.Дж. Тойнби обосновал теорию круговорота сменяющих друг друга замкнутых цивилизаций: динамические изменения (возникновение, рост, надлом и разложение) происходят только внутри отдельной цивилизации, а не в человеческой цивилизации вообще. Движущей силой круговорота цивилизаций выступает творческая элита, которая увлекает за собой инертное большинство и передает духовное знание.

Сильной стороной цивилизационного подхода являются: обоснование единства, целостности современного мира; приоритет идеально-духовных факторов; понимание человека как творческой личности, а не только как представителя определенного класса; видение не только противостояния классов и социальных групп, но и сферы их взаимодействия и согласия; понимание государства не как инструмента политической власти  доминирующего класса, а как важнейший фактор социально-экономического и духовного развития общества, консолидации людей, удовлетворения потребностей человека. Это помогает понять историческую эпоху.

Недостатки цивилизационного подхода определены тем, что он отрицает цельность, единство человеческой истории, всеобщие исторические закономерности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 808; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.171.136 (0.006 с.)