Теории происхождения права и государства: теологическая, договорная, экономическая, институциональная. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теории происхождения права и государства: теологическая, договорная, экономическая, институциональная.



Теологическая (теократическая) теория происхождения права (государства), возникнув в древних Египте, Вавилоне, Китае, Индии, сложилось в иудаизме, христианстве, исламе и ныне существует в религиозной доктрине. Онапровозглашает о создании государства и права и предопределении их сущности Богом. Поэтому вся государственно-правовая жизнь должна сообразовываться с религиозными догмами и заветами, которые в той или иной мере базируются на человеческих ценностях, среди которых однако свобода и независимость отсутствуют.

Христианские представители теологической концепции А.Блаженный и Ф.Аквинский — монах-доминиканец, в 1323 г. причисленный католической церковью к лику святых, утверждали, что право и государство являются результатом проявления как божественной воли и продолжением божественного правопорядка, так и воли человеческой. 

А.Блаженный, будучи епископом в Северной Африке в 426 г. написал труд «О граде Божием» [8], где развил христианскую концепцию всемирной истории как результат божественного предопределения. «Земному, греховному граду», светскому государству он противопоставил «град божий» как всемирное господство церкви. «Когда человек живет по человеку, а не по Богу, он подобен дьяволу», так как именно Бог, а не человек является «творцом вечного закона».

Согласно учению Ф.Аквинского, объявленному в 1879 г. «единственно истинной философией католицизма», процесс возникновения и развития государства и права аналогичен процессу сотворения мира Богом, все сущее укладывается в созданный Богом иерархический порядок, и основу действующего права составляет высший божественный закон. Существует высший божественный закон, составляющий основу права действующего. 

Теологическая теория происхождения и сущности государства не раскрывает конкретных путей, способов реализации этой божественной воли, поэтому «вписывается» в любую из последующих религиозных концепций. Она проповедовала идеи о вечности государства и права, зависимости государственной власти от власти божественной, которая проявляется через церковь. Теологическая теория никогда не отвергала необходимости создания и функционирования земного государства, обеспечения надлежащего правопорядка. Ею утверждалась необходимость всеобщего подчинения государственной воле как власти от Бога, за исключением случаев богопротивной и тиранической власти, которым призывала не подчиняться как несоответствующим божественному закону. Идеалом являются те государство и право, которые согласуют свои решения с высшими религиозными принципами, которые ответственны и авторитетны в обществе, способствуют порядку и духовности.

Положительное в теологической теории обусловлено тем, что она ориентировала на незыблемость системы общечеловеческих ценностей, причем одной из первых связала понятие права с добром и справедливостью. Теологи рассматривают естественное право как неотчуждаемое и неизменное. Она имеет универсальный характер, поскольку содержит не только антропологическое, но и метафизическое измерение в объяснении происхождения государства (права). Кроме того, многие первые государства имели религиозные формы, а их системы права были либо одновременно религиозными, либо вытекали из последних.

Слабость теологической теории проявляется в объективно-идеалистическом характере, поскольку она ставит государство и право в зависимость от воли Бога. Было время, когда идея божественной природы власти в государстве одновременно тормозило общественное развитие, оправдывала жестокость и произвол «земных» властей, преследование политического инакомыслия, сдерживала общественную инициативу и демократию.

Договорная теория происхождения и сущности государства XVII–XVIII вв. (Г.Гроций, Т.Гоббс, Дж.Локк, Б.Спиноза, Ж.-Ж.Руссо, А.Н. Радищев) близка теории естественного права. Cуть общественного договора заключалась в том, что люди от естественного состояния перешли к правовому и добровольно передали организовывавшемуся государству часть своих естественных прав. Государство же обязуется обеспечить естественные права и представлять их общие интересы. Если условия общественного договора нарушены, то народ вправе расторгнуть его даже революционным путем. Согласно Ж.-Ж.Руссо, власть, направляемая общей волей, и есть единый, неделимый и неотчуждаемый суверенитет народа. Но Ж.-Ж.Руссо отвергает принцип разделения властей и иные гарантии соблюдения прав и свобод человека.

Представители договорной теории расходятся во мнении по вопросам о сути естественного состояния и причинах резкого перехода к правовому (государственному): 1) из-за природной склонности к общежитию (Г.Гроций); 2) чтобы устранить природную войну всех против всех (Т.Гоббс писал, что государство создано не для того, чтобы сделать жизнь людей раем, а для того, чтобы она не стала адом); 3) чтоб улучшить защиту своих естественных прав, процветавших в золотом веке человечества и постепенно пришедших в упадок (Ж.-Ж.Руссо).

Прогрессивность теории общественного договора состояла в противостоянии феодальному сословному государству, произволу, неравенству людей перед законом. Слабость теории — в нереальности факта договора десятков тысяч людей при имеющихся социальных противоречиях и при отсутствии властных структур. Кроме того, здесь игнорируются объективные экономические, материальные предпосылки возникновения государства.

Эти слабости преодолела э кономическая концепция происхождения государства и права (А.Б. Венгеров). Согласно этой теории, государство и право формировались в процессе перехода общества от присваивающей экономики к производящей (IV-III-е тыс. до н. э.). Производящая экономика объединила значительные массы людей, создала новые способы существования (оседлость, производство, обмен), усложнила организацию общества. Из представителей богатых семей сформировался особый слой людей — аппарат управления. Власть переходила по наследству либо покупалась. Аппарат управления для решения государственных задач в необходимых случаях стал использовать принуждение и насилие. Когда власть приобрела политический характер, родоплеменную организацию общества сменило государство — общество, разделенное на управляющих и управляемых. Одновременно с образованием государства происходил процесс формирования права. Этот процесс шел двумя путями: санкционирования обычаев, способствовавших защите и осуществлению государственных интересов, а также путем создания новых норм, выражавших волю правящего класса (институционирование).

Постепенно т.н. обычное право сменяется прецедентным, основой которого становятся административные и судебные решения. Когда на смену прецедентному праву приходит статутное право (законы), первичное право получает письменные формы выражения и государственное обеспечение путем принуждения.

Теория институционализма (М.Ориу) — одна из теорий социологической юриспруденции. Ее сторонники ввели понятие социального института как организации, в которую для совместных действий объединяются люди, осознав единство цели. Институт — это направляющая идея дела, осуществляемая правовыми средствами. Например, государство реализует идеи защиты частной собственности или прав и свобод человека. М.Ориу различал два типа институтов: корпоративные (ассоциации, государство) и вещные (правовые нормы): первые инкорпорированы в социальные коллективы, вторые могут применяться в любых объединениях.

Согласно институциональной теории, право — это тотальный регулятор, уравновешивающий все сферы жизнедеятельности общества. Правопорядок понимается как система бесчисленных социальных равновесий наподобие системы физического равновесия. Понятия власти, управления, права М.Ориу распространял на все корпоративные институты, поэтому право творят все, кто управляет группами. Тем самым, все организации воспринимались явлениями одного порядка.

Государственный режим олицетворяет государство, как публичную службу, и представляет собой одновременно политический, экономический и правовой режим. Задача государства направлять и контролировать экономику, оставаясь в то же время общенациональным институтом, т.е. нейтральной посреднической силой по принципу «первый среди равных».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 366; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.172.249 (0.005 с.)