Системный, функциональный, структурный, структурно-функциональный анализ в изучении права. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Системный, функциональный, структурный, структурно-функциональный анализ в изучении права.



Системный метод предполагает рассмотрение государства и права, отдельных государственно-правовых явлений как целостных систем, состоящих из взаимодействующих и взаимосвязанных элементов (подсистем) с многообразными типами связей, и важен для изучения системы права, правовой системы, системы законодательства.

Системный анализ(системный подход),сравнительно недавно позаимствованный у социологии, уже получил заметное распространение в юриспруденции. Сложность системного анализа права заключается в терминологической неопределенности понятий «право», «государство», «система», «функция» и др. 

Система (от греч. systema — составленное из частей, соединенное) — совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, т.е. феномен исследуется как органическая система. Основные положения методики исследования органической системы таковы: целое (система) существует обособленно и обладает интегральными свойствами, не сводящимися к свойствам или сумме свойств составных частей; целое влияет на свои части; для целого свойственна саморегуляция; направления функционирования частей целого не может противоречить направлению развития целого; есть функциональные связи между элементами системы и др.

Все в праве и государстве организуется системно. Системность присуща им объективно, например, система права не возникает произвольно, она обусловлена закономерностями общественной жизни. Системность права и государства предполагает следующие характеристики: единство, целостность; внутреннюю расчлененность, дифференцированность, то есть наличие элементов; наличие структуры — целесообразного способа связи элементов; наличие цели (как системообразующего фактора). И право, и государство представляют собой универсальные, идеальные, сложные, многоуровневые, преимущественно объективные, иерархически организованные системы, т.е. то, что на одном уровне выступает как элемент, на другом уровне уже есть система (подсистема) со своими элементами и функциями. Например, государство, как социальная подсистема, в свою очередь, есть система государственных органов и организаций.

В итоге системный метод позволяет рассматривать государство как органические саморегулирующиеся неравновесные системы, пребывающие в состоянии непрерывного наращивания своей сложности и дифференциации своих частей (функций) [70, с. 28].

Представители системного анализа (Т.Парсонс, Н.Луман), рассматривая государство и право как системные объекты, классифицируют их как: объективные и созданные человеком; открытые или закрытые системы; естественные или моделируемые системы; механические, саморегулируемые или саморазвивающиеся системы; органические или суммативные; идеальные и неидеальные и др. При создании идеальных систем цель присутствует обязательно.

Можно выделить два системных подхода к государству и праву:

юридический позитивизм (формализм — Г.Кельзен, Г.Харт),рассматривающий право как независимую во вне, автономную, полную, без пробелов систему абстрактных и общих норм, уверенную в своих позициях, ограничивающую своих интерпретаторов чисто декларативной функцией, механическим правоприменением нормы к юридическому факту;

 юридический непозитивизм (антиформализм — Р.Иеринг, Е.Эрлих, Р.Паунд, Н.Луман), оценивающий право как открытую и зависимую от внешних факторов система, состоящую из конкретных решений на основе свободно толкуемых правовых принципов, неуверенную в своих значениях и не способную ограничить толкователей, кроме как чисто этически. Здесь право есть постоянное взаимодействие субъектов в их многообразии связей, интересов, конфликтов. Юридический непозитивизм преобладал со второй половины XIX в.  

Согласно Н.Луману, право — закрытая система, и нет никакого права вне права. Юридические понятия получают свое значение только со ссылкой на другие юридические понятия, не выходя из юридической системы. Но чтобы понять смысл отдельных актов, действий внутри системы смыслов, необходимо выйти на внешний источник из другой системы. Системы между собой сообщаются через зоны взаимопроникновения, и закрытость систем ограничивается их деятельностью, оперативностью. Системы воспринимают информацию из окружающей среды и усваивают, перерабатывают ее согласно своей специфике: для правовой системы информация делится по критерию «право — неправо». Но общая теория права веками вырабатывала пограничные понятия («дозволение», «вина» и др.).

Мы понимаем государство как гиперциклическую систему: оно — не вечный спутник общества. Государство возникло в какой-то момент и когда-то уйдет, по крайней мере, как доминирующий политический игрок, задающий параметры всей политической системе общества. Было право догосударственное (социальное право), существует право внегосударственное (например, международное или корпоративное). В далекой перспективе предполагается постгосударственное и внегосударственное право, не менее юридическое, чем право, производное от государства.

Метод системного анализа подразделяется на структурный и функциональный подходы [31, с. 15].

Функциональный подход (функциональный или структурно-функциональный метод) позволяет изучать функции и дисфункции права, государственных органов, юридической ответственности и др. Системность предполагает не только целостное единство однородных явлений, но и функцию, которую выполняет каждый элемент по поддержанию целостности и устойчивости системы, частью которой он является. Функции есть основанные на целесообразных свойствах системы способы достижения цели, реализации предназначения системы вовне.

Структурно-функциональный метод является определяющим методом для социологической юриспруденции (Т.Парсонс, Р.Мертон) и состоит в трактовке права как системы, имеющей механизмы взаимодействия ее структурных элементов, каждый из которых выполняет собственную функцию. Так, ликвидируются элементы, не работающие на реализацию всей системы.

Структурный метод (структурно-функционализм) предполагает выявление структуры объекта исследования как совокупности отношений, неизменяемых при преобразованиях данного объекта. Структуралисты (К.Леви-Стросс) переносят внимание с элементов объекта и их природных свойств на отношения между элементами и зависящие от них свойства.Структурный подход позволяет изучать систему законодательства, выраженную через Единый правовой классификатор, систему органов государства, систему норм и их структуру и др.

Критика положений структурализма в 1960-х гг. привела к появлению постструктурализма (М.Фуко), согласно которому, существует лишь поверхностный, внешний мир, лишенный каких-либо глубинных связей, и у социального мира нет основополагающей логики или структуры.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 1162; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.34.0 (0.006 с.)