Формы осуществления функций государства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формы осуществления функций государства.



Формы осуществления функций государства —специфические виды государственной деятельности, посредством которых реализуются функции государства. Таковыми являются следующие виды деятельности государства:

1) правотворческая деятельность — это форма осуществления функций государства путем издания, санкционирования, изменения или отмены нормативных правовых актов и норм других источников права. Ядро правотворчества составляет законодательная деятельность — деятельность уполномоченных органов государства по изданию законов. Особенностями законодательной деятельности являются строго очерченный круг ее субъектов и строгая процедура законотворчества. Формами правотворчества выступают: принятие нормативных правовых актов; заключение нормативных договоров; создание судебных прецедентов и др.[36];

2) управленческая деятельность (исполнительная, административная, исполнительно-распорядительная)— основанная на законах оперативная, повседневная реализация органами исполнительной власти (государственного управления) функций государства в различных предметных сферах;

3) судебная деятельность —осуществление правосудия всеми судами судебной системы государства. Она осуществляется от имени государства судами путем существления правосудия: рассмотрения в судебном заседании гражданских, уголовных и иных дел в установленном законом процессуальном порядке судопроизводства, и в применении судом правовых санкций к правонарушителям;

4) контрольно-надзорная деятельность — все виды государственного контроля и надзора за законностью.

В правовой науке и в законодательстве нет однозначного толкования понятий «контроль» и «надзор». Нежелательно отждествление понятий «контроль» и «надзор» в силу отсутствия единых принципов и компетенции контрольных и надзорных органов.[37] Соотношение контроля и надзора таково:

· контроль — это система наблюдения и проверки процесса функционирования объекта с целью устранения его отклонения от заданных параметров. Признаками контроля выступают такие моменты, как: 1) наличие в большинстве случаев отношения подчиненности или подведомственности между контролирующим органом (должностным лицом) и подконтрольным объектом; 2) признание объектом контроля законности и целесообразности деятельности контролируемого; 3) право контролирующего вмешиваться в текущую оперативную деятельность контролируемого, отменять решения контролируемого и применять меры воздействия к контролируемому за допущенные нарушения. Государственный контроль различается по видам: парламентский, президентский, судебный контроль, контроль органов исполнительной власти, конституционный контроль Конституционного Суда, финансовый контроль и контроль за соблюдением прав человека (Уполномоченным по правам человека);

· надзор заключается в постоянном, систематическом наблюдении специальными государственными органами за деятельностью неподчиненных им органов или лиц с целью выявления нарушений законности. Особенность контрольно-надзорной деятельностипрокуратуры заключается в том, что прокуратура не наделена административными функциями, не решает дел о нарушении законности по существу и не применяет правовых санкций к нарушителям законности.

 Правоприменительная деятельность — это властная организационно-распорядительная деятельность компетентных государственных органов по выполнению законов и подзаконных нормативных правовых актов путем издания актов применения права для разрешения юридического дела. Различают виды правоприменительной деятельности:

· оперативно-исполнительная деятельность — повседневное разрешение разносторонних вопросов управления делами общества властная, исполнительно-распорядительная работа государственных органов по осуществлению функций государства путем издания актов применения норм права;

· правоохранительная деятельность — это форма осуществления функций государства посредством властной оперативной работы государственных органов: по охране норм права от нарушений, защите субъективных прав граждан и обеспечению выполнения ими юридических обязанностей, применение мер государственного принуждения к правонарушителям, обеспечение исполнения назначенных мер наказания, принятие мер по предупреждению нарушений.

Все формы осуществления государственных функций можно свести к двум: 1) к правовым формам (правотворческая и правоприменительная деятельность государственных органов); 2) к неправовым (организационным) формам.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 131; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.66.206 (0.006 с.)