Три ветви власти в Республике Беларусь. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Три ветви власти в Республике Беларусь.



Законодательная власть — это:

· первичная государственная власть, делегированная народом своим представителям, реализуемая коллегиально путем издания высших актов, а также путем наблюдения и контроля за аппаратом исполнительной власти, в первую очередь, в сфере финансов;

· представительная власть, т.е. первичная и верховная власть представительных органов в механизме государственной власти. Избираемые народом Парламент — высший коллективный представительный орган;[42]

· делегированная коллективная, поскольку ее зависимость вытекает из делегированности народом.

Функциями законодательной власти выступают: законодательная, финансовая, распорядительная, формирующая исполнительные и судебные органы, контрольная за правительством, функция привлечения исполнительной власти к политической ответственности (импичмент).

Исполнительная власть — это вторичная, производная, подзаконная, имеющая универсальный, предметный, организующий характер и направленная на осуществление непосредственного управления обществом в форме исполнения законов и других актов законодательной власти. Практически реализуется через государственное управление, но государственное управление является всего лишь одним из видов государственной деятельности. Она представлена в государственно-властном механизме органами исполнительной власти (политико-правовая категория) или государственного управления (организационно-правовая категория). Все ее субъекты есть звенья аппарата государственного управления.

К признакам исполнительной власти относятся следующие:

1) объектом государственного управления является общество в целом, организованное на государственной основе;

2) она исполняет законы — основное назначение органов управления — в сочетании с внутриорганизационной деятельностью;

3) осуществляет общее и оперативное руководство материальной базой государственного управления;

4) носит предметный характер, поскольку непосредственными объектами выступают отрасли хозяйственного, социально-культурного и административно-политического строительства;

5) имеет универсальный характер: осуществляется непрерывно и повсеместно;

6) имеет подзаконный, юридически-властный характер, использует инструмент служебных продвижений и поощерений.

Органы, осуществляющие исполнительную власть (государственное управление), образуют две системы: 1) систему органов исполнительной власти; 2) систему иных государственных органов.

Система органов государственного управления (исполнительной власти) в узком смыслевключает:

1) Совет Министров Республики Беларусь — центральный орган государственного управления;

2) республиканские органы исполнительной власти отраслевой и функциональной компетенции: министерства; государственные комитеты; государственные организации, подчиненные Совету Министров;

3) местные органы государственного управления: 1) органы местного управления (администрации областные, районные, городские, поселковые, сельские исполнительные комитеты, местные администрации (отделы и управления исполнительных комитетов и администраций)); 2) территориальные органы министерств, государственных комитетов — не подчиненные местным исполнительным комитетам (администрациям) органы государственного управления на местах (инспекции, управления, комиссии) [91, с. 269–270].

В систему государственного управления в самом широком смысле относят:Президента Республики Беларусь, аппарат Президента, Администрацию Президента, Управление делами Президента, Совет Безопасности, Комитет государственного контроля, Национальный банк, Совет Министров, Президиум Совета Министров, Аппарат Совета Министров, министерства, государственные комитеты, комитеты при Совете Министров (ныне государственные организации, подчиненные Совету Министров), Высшую Аттестационную Комиссию, Национальную академию наук, государственные организации, подчиненные Совету Министров, органы исполнительной власти на местах (органы местного управления (исполкомы) и органы государственного управления на местах (инспекции, управления, комиссии)), администрацию государственных предприятий, учреждений и организаций.

  Судебная власть понимается двояко [89, с. 10]:

1) как одна из ветвей власти — специфическая независимая ветвь власти, осуществляемая путем гласного, состязательного коллегиального, как правило, рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях споров о праве. Она представляет собой систему независимых государственных судов (Конституционного Суда Республики Беларусь и системы судов общей юрисдикции), наделенных властными полномочиями по разрешению от имени государства правовых споров и применению мер принуждения, предусмотренных законодательством (указывается место судов в механизме государства) [75];

 2) как полномочия судов по разрешению отнесенных к их компетенции вопросов, возникающих при применении права и реализации этих полномочий путем конституционного, гражданского, уголовного, административного и хозяйственного судопроизводства с соблюдением процессуальных форм (выявляются и анализируются функции и сферы действия судебной власти).

Демократические основы судебной власти (гласность судебного процесса, независимость суда, равноправие и состязательность сторон, право на обжалование, коллегиальность, независимость) делают ее важнейшим элементом народовластия. Именно судебная власть призвана на практике обеспечить верховенство права, реализацию конституционных прав и свобод человека, конституционный строй и другое. Она важна в сдерживании законодательной и исполнительной власти, при построении правового государства. Так, если при рассмотрении дела суд придет к выводу о несоответствии нормативного правового акта Конституции, то он ставит в установленном порядке вопрос о признании его неконституционным (ст. 112 Конституции Республики Беларусь [36]).

 Судебная власть отличается следующим: 1) она независимая ветвь власти; 2) имеет конкретный характер; 3) реализуется путем гласного, состязательного коллегиального, как правило, рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях споров о праве с соблюдением всех правил судопроизводства; 4) особая, поскольку является арбитром в спорах о праве (осуществляет правосудие) и своеобразным арбитром в процессе законотворчества, т.е. осуществляет конституционный надзор и контроль (чего не было в советское время).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 335; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.128.129 (0.004 с.)