Государственная служба. Государственный служащий, должностное лицо. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственная служба. Государственный служащий, должностное лицо.



Государственная служба, согласно ст. 2 Закона Республики Беларусь «О государственной службе» [49], представляет собой профессиональную деятельность лиц, занимающих государственные должности, осуществляемую в целях непосредственной реализации государственно-властных полномочий и обеспечения выполнения функций государственных органов. Межотраслевой институт государственной службы регулируется конституционным, трудовым, финансовым и другими отраслями права.

Государственная служба в широком смысле — выполнение служащими своих обязанностей в государственных организациях (органах государственной власти, в государственных предприятиях, учреждениях и организациях); в узком смысле — выполнение государственными служащими своих обязанностей в государственных органах.

Виды государственной службы таковы: в органах законодательной, исполнительной и судебной власти; государственная гражданская служба, военная служба, правоохранительная служба. Перспективным направлением развития института государственной службы в Республике Беларусь является создание конституционного механизма ответственности должностных лиц государственных органов за принимаемые ими решения.

Ст. 6 Закона «О государственной службе Республики Беларусь» от 14 июня 2003 г. № 204-З [49] называет следующие принципы государственной службы (принципы деятельности государственного аппарата): 1) верховенства Конституции Республики Беларусь; 2) служения народу Республики Беларусь; 3) законности; 4) приоритета прав и свобод человека и гражданина, гарантий их реализации; 5) гуманизма и социальной справедливости; 6) единства системы государственной службы и ее дифференциации исходя из концепции разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную; 7) гласности; 8) профессионализма и компетентности государственных служащих; 9) подконтрольности и подотчетности государственных служащих, персональной ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение ими своих служебных обязанностей; 10) добровольности поступления граждан на государственную службу; 11) равного доступа граждан к любым должностям в государственной службе и продвижения по государственной службе в соответствии с их способностями, профессиональными знаниями и образованием; 12) стабильности государственной службы в целях обеспечения преемственности власти; 13) экономической, социальной и правовой защищенности государственных служащих. В науке к ним добавляют принципы демократизма, обязательности реального представительства интересов граждан в системе государственных органов, открытости и координации деятельности, сочетания коллегиальности и единоначалия, выборности и назначения.

По аналогии с понятием государственной службы:

· государственный служащий в широком смысле— это лицо, занимающее должность в государственной организации (органе государственной власти, на предприятии, в учреждении);

· государственный служащий в узком, прямом смысле — лицо, занимающее должность в государственном органе (в государственном аппарате) и осуществляющее самостоятельно или совместно с другими лицами функции его органов; работник, исполняющий те или иные обязанности в соответствии с занимаемой должностью на государственной службе. Согласно Закону «О государственной службе Республики Беларусь» [49], государственным служащим является гражданин Республики Беларусь, занимающий в установленном законодательством порядке государственную должность, наделенный соответствующими полномочиями и выполняющий служебные обязанности за денежное вознаграждение из средств республиканского или местных бюджетов либо других предусмотренных законодательством источников финансирования.

Понятие государственного служащего имеет три аспекта:

1) с конституционно-правовой точки зрения, это «слуга народа», наделенный полномочиями различного характера и значения; представляет государство в его взаимоотношениях как внутри государственной администрации, так и во внешних связях с другими общественными, государственными и негосударственными организациями;

2) с административно-правовой точки зрения, государственный служащий, как представитель власти, имеет особые властные, организационно-распорядительные полномочия, реализует юрисдикционные (правоохранительные) меры и применяет административно-правовые санкции;

3) с уголовно-правовой точки зрения, государственный служащий — особый субъект уголовной и административной ответственности (государственные служащие — должностные лица — несут ответственность за преступления против государственной власти и интересов государственной службы).

К основным признакам государственного служащего относится то, что:

· государственные служащие выступают первичной ячейкой государственного аппарата, но самостоятельным элементом государственного механизма большинство правоведов их не считают;

· государственные служащие обладают государственной должностью —особым положением, занимаемым в государственном аппарате, которое предполагает: 1) наличие компетенции; 2) определение функций, реализуемых от имени государства; 3) специальные меры поощрения и принуждения, обеспечивающие исполнение государственными служащими своих должностных обязанностей.

Должность в широком смысле — это часть организационной структуры государственной организации (штатная единица), которой соответствует часть компетенции государственной организации, предоставляемой лицу, занимающему эту штатную единицу. Должность определяет права, обязанности и ответственность государственного служащего, требования к его профессиональной подготовке, содержанию выполняемой работы, что сформулировано в должностных инструкциях. Должности индивидуальны (предусмотрены чины, ранги, классы и т.д.);

· доступ к службе осуществляется через специальную процедуру, которая заключается в выборах, назначении, в замещении должности по конкурсу, сдачи квалификационного экзамена и т.д.;

· государственная служба носит профессиональный характер. Служба — основное место работы и источник средств существования чиновников. Им запрещается заниматься предпринимательской и иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, творческой и научной.

Различают следующие виды государственных служащих:

1) лица, чьи должности связаны с непосредственным исполнением полномочий государственного органа (депутаты, президент, премьер, министры и др.);

2) лица, занимающие должности для непосредственного обеспечения полномочий вышеназванных служащих (помощники, консультанты, советники и др.);

3) лица, занимающие должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения полномочий этих органов (референты, специалисты, руководители структурных подразделений аппарата и др.);

4) лица, не обладающие распорядительными полномочиями (врачи в государственных лечебных заведениях, преподаватели вузов, иные служащие, которые получают зарплату из государственного бюджета).

По характеру полномочий государственные служащие делятся: 1) на должностных лиц; 2) оперативный состав (т.н. функциональный состав); 3) вспомогательный персонал.

Оперативный состав (функциональные работники) — это государственные служащие, выполняющие работу, непосредственно определяемую задачами данного органа в качестве специалистов (например, экономисты, юрисконсульты и др.). Они, как правило, занимаются работой, связанной с подготовкой решений, проработкой вопросов, требующих специальных познаний, опыта. Отдельные служащие этой категории уполномочены на основе специальных знаний совершать действия, влекущие юридические следствия (например, врачи, выдают больничные, рецепты).

Вспомогательный персонал — это государственные служащие, служебная деятельность которых не предполагает совершение действий, влекущих юридические последствия, влияющих на содержание решений данного органа (делопроизводители, специалисты, библиотекари, секретари-машинистки, лаборанты и др.). Они совершают материально-технические действия, которые создают условия для нормальной работы органа управления, предприятия, учреждения, организации.

В законодательстве не содержится единого понятия должностного лица, которое могло бы применяться ко всем отраслям права. Должностное лицов широком смысле (лат. рersona publica; англ. оfficial, officer) — лицо, осуществляющее по назначению или по результатам выборов функции представителя власти, занимающее в государственных учреждениях, предприятиях, организациях, партиях, общественных учреждениях, организациях и формированиях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей. Должностное лицо в узком смысле — только те государственные служащие, которые наделены полномочиями распорядительного характера по отношению к лицам, по службе им не подчиненным, т.е. представители власти в узком смысле.

Должностные лица, как представители государства, государственные чиновники подразделяются по видам:

1) государственные служащие, имеющие право совершать в пределах своей компетенции властные действия, влекущие юридические следствия (например, издавать правовые акты управления, подписывать денежные документы, совершать регистрационные действия);

2) служащие, которые не совершают таких действий, но руководят деятельностью подчиненных им работников и уполномочены предъявлять к ним обязательные к исполнению требования (например, руководители структурных подразделений органов — начальники управлений, отделов в системе органов управления МВД).

Среди должностных лиц особый статус занимают представители административной власти — это должностные лица, имеющие право предъявлять юридически властные требования (давать предписания, указания) и применять меры административного воздействия к лицам, не находящимся в их подчинении (санитарные врачи, работники милиции, работники налоговой инспекции и др.).

Особенности поведения должностных лиц состоят в: 1) персонификации действий, которая связана с должностью, а не с личностью; 2) преследовании не личных, а функциональных целей; 3) принятии решения с учетом не столько своей воли, сколько с волей общества, коллектива; 4) ответственности за их поведение не только самих должностных лиц, но и учреждения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.15.94 (0.01 с.)