Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Государственная служба. Государственный служащий, должностное лицо.
Государственная служба, согласно ст. 2 Закона Республики Беларусь «О государственной службе» [49], представляет собой профессиональную деятельность лиц, занимающих государственные должности, осуществляемую в целях непосредственной реализации государственно-властных полномочий и обеспечения выполнения функций государственных органов. Межотраслевой институт государственной службы регулируется конституционным, трудовым, финансовым и другими отраслями права. Государственная служба в широком смысле — выполнение служащими своих обязанностей в государственных организациях (органах государственной власти, в государственных предприятиях, учреждениях и организациях); в узком смысле — выполнение государственными служащими своих обязанностей в государственных органах. Виды государственной службы таковы: в органах законодательной, исполнительной и судебной власти; государственная гражданская служба, военная служба, правоохранительная служба. Перспективным направлением развития института государственной службы в Республике Беларусь является создание конституционного механизма ответственности должностных лиц государственных органов за принимаемые ими решения. Ст. 6 Закона «О государственной службе Республики Беларусь» от 14 июня 2003 г. № 204-З [49] называет следующие принципы государственной службы (принципы деятельности государственного аппарата): 1) верховенства Конституции Республики Беларусь; 2) служения народу Республики Беларусь; 3) законности; 4) приоритета прав и свобод человека и гражданина, гарантий их реализации; 5) гуманизма и социальной справедливости; 6) единства системы государственной службы и ее дифференциации исходя из концепции разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную; 7) гласности; 8) профессионализма и компетентности государственных служащих; 9) подконтрольности и подотчетности государственных служащих, персональной ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение ими своих служебных обязанностей; 10) добровольности поступления граждан на государственную службу; 11) равного доступа граждан к любым должностям в государственной службе и продвижения по государственной службе в соответствии с их способностями, профессиональными знаниями и образованием; 12) стабильности государственной службы в целях обеспечения преемственности власти; 13) экономической, социальной и правовой защищенности государственных служащих. В науке к ним добавляют принципы демократизма, обязательности реального представительства интересов граждан в системе государственных органов, открытости и координации деятельности, сочетания коллегиальности и единоначалия, выборности и назначения.
По аналогии с понятием государственной службы: · государственный служащий в широком смысле— это лицо, занимающее должность в государственной организации (органе государственной власти, на предприятии, в учреждении); · государственный служащий в узком, прямом смысле — лицо, занимающее должность в государственном органе (в государственном аппарате) и осуществляющее самостоятельно или совместно с другими лицами функции его органов; работник, исполняющий те или иные обязанности в соответствии с занимаемой должностью на государственной службе. Согласно Закону «О государственной службе Республики Беларусь» [49], государственным служащим является гражданин Республики Беларусь, занимающий в установленном законодательством порядке государственную должность, наделенный соответствующими полномочиями и выполняющий служебные обязанности за денежное вознаграждение из средств республиканского или местных бюджетов либо других предусмотренных законодательством источников финансирования. Понятие государственного служащего имеет три аспекта: 1) с конституционно-правовой точки зрения, это «слуга народа», наделенный полномочиями различного характера и значения; представляет государство в его взаимоотношениях как внутри государственной администрации, так и во внешних связях с другими общественными, государственными и негосударственными организациями; 2) с административно-правовой точки зрения, государственный служащий, как представитель власти, имеет особые властные, организационно-распорядительные полномочия, реализует юрисдикционные (правоохранительные) меры и применяет административно-правовые санкции;
3) с уголовно-правовой точки зрения, государственный служащий — особый субъект уголовной и административной ответственности (государственные служащие — должностные лица — несут ответственность за преступления против государственной власти и интересов государственной службы). К основным признакам государственного служащего относится то, что: · государственные служащие выступают первичной ячейкой государственного аппарата, но самостоятельным элементом государственного механизма большинство правоведов их не считают; · государственные служащие обладают государственной должностью —особым положением, занимаемым в государственном аппарате, которое предполагает: 1) наличие компетенции; 2) определение функций, реализуемых от имени государства; 3) специальные меры поощрения и принуждения, обеспечивающие исполнение государственными служащими своих должностных обязанностей. Должность в широком смысле — это часть организационной структуры государственной организации (штатная единица), которой соответствует часть компетенции государственной организации, предоставляемой лицу, занимающему эту штатную единицу. Должность определяет права, обязанности и ответственность государственного служащего, требования к его профессиональной подготовке, содержанию выполняемой работы, что сформулировано в должностных инструкциях. Должности индивидуальны (предусмотрены чины, ранги, классы и т.д.); · доступ к службе осуществляется через специальную процедуру, которая заключается в выборах, назначении, в замещении должности по конкурсу, сдачи квалификационного экзамена и т.д.; · государственная служба носит профессиональный характер. Служба — основное место работы и источник средств существования чиновников. Им запрещается заниматься предпринимательской и иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, творческой и научной. Различают следующие виды государственных служащих: 1) лица, чьи должности связаны с непосредственным исполнением полномочий государственного органа (депутаты, президент, премьер, министры и др.); 2) лица, занимающие должности для непосредственного обеспечения полномочий вышеназванных служащих (помощники, консультанты, советники и др.); 3) лица, занимающие должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения полномочий этих органов (референты, специалисты, руководители структурных подразделений аппарата и др.); 4) лица, не обладающие распорядительными полномочиями (врачи в государственных лечебных заведениях, преподаватели вузов, иные служащие, которые получают зарплату из государственного бюджета). По характеру полномочий государственные служащие делятся: 1) на должностных лиц; 2) оперативный состав (т.н. функциональный состав); 3) вспомогательный персонал. Оперативный состав (функциональные работники) — это государственные служащие, выполняющие работу, непосредственно определяемую задачами данного органа в качестве специалистов (например, экономисты, юрисконсульты и др.). Они, как правило, занимаются работой, связанной с подготовкой решений, проработкой вопросов, требующих специальных познаний, опыта. Отдельные служащие этой категории уполномочены на основе специальных знаний совершать действия, влекущие юридические следствия (например, врачи, выдают больничные, рецепты).
Вспомогательный персонал — это государственные служащие, служебная деятельность которых не предполагает совершение действий, влекущих юридические последствия, влияющих на содержание решений данного органа (делопроизводители, специалисты, библиотекари, секретари-машинистки, лаборанты и др.). Они совершают материально-технические действия, которые создают условия для нормальной работы органа управления, предприятия, учреждения, организации. В законодательстве не содержится единого понятия должностного лица, которое могло бы применяться ко всем отраслям права. Должностное лицов широком смысле (лат. рersona publica; англ. оfficial, officer) — лицо, осуществляющее по назначению или по результатам выборов функции представителя власти, занимающее в государственных учреждениях, предприятиях, организациях, партиях, общественных учреждениях, организациях и формированиях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей. Должностное лицо в узком смысле — только те государственные служащие, которые наделены полномочиями распорядительного характера по отношению к лицам, по службе им не подчиненным, т.е. представители власти в узком смысле. Должностные лица, как представители государства, государственные чиновники подразделяются по видам: 1) государственные служащие, имеющие право совершать в пределах своей компетенции властные действия, влекущие юридические следствия (например, издавать правовые акты управления, подписывать денежные документы, совершать регистрационные действия); 2) служащие, которые не совершают таких действий, но руководят деятельностью подчиненных им работников и уполномочены предъявлять к ним обязательные к исполнению требования (например, руководители структурных подразделений органов — начальники управлений, отделов в системе органов управления МВД). Среди должностных лиц особый статус занимают представители административной власти — это должностные лица, имеющие право предъявлять юридически властные требования (давать предписания, указания) и применять меры административного воздействия к лицам, не находящимся в их подчинении (санитарные врачи, работники милиции, работники налоговой инспекции и др.). Особенности поведения должностных лиц состоят в: 1) персонификации действий, которая связана с должностью, а не с личностью; 2) преследовании не личных, а функциональных целей; 3) принятии решения с учетом не столько своей воли, сколько с волей общества, коллектива; 4) ответственности за их поведение не только самих должностных лиц, но и учреждения.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.15.94 (0.01 с.) |