Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Концепция разделения властей: понятие, виды, общая характеристика.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Теория разделения властей — это идея п остроения и осуществления единой государственной власти на основе четкого разграничения полномочий между ее различными ветвями в целях предотвращения монополизации власти в одних руках; конституционный принцип построения и осуществления единой государственной власти на основе разграничения полномочий между ее государственными органами, группирующимися в различные ветви власти, в целях предотвращения монополизации власти в одних руках (даже при том, что сами по себе Советы или президентское правление являются демократическими институтами). Суть этой теории состоит в том, что единая суверенная власть принадлежит народу, а он делегирует ее органам государственной власти, независимым друг от друга. Ни одна из властей не может принять на себя функции другой, но и совсем изолированной быть не может. Они взаимодействуют, образуя единый механизм государства. В историческом аспекте теория разделения властей не содержит единства мнений об авторстве идеи: одни приписывают авторство идеи Платону, Аристотелю, а другие — М.Падуанскому (ХIII в.). Известно, что Дж.Лильберн (ХVII в.) еще до Ш.Монтескье выделял судебную, исполнительную и законодательную власть. Глубокую разработку данная теория получила у Дж.Локка (к. ХVII в.) и особенно у Ш.Монтескье (первая пол. ХVIII в.), выступавших против абсолютизма и возможной узурпации государственной власти как со стороны отдельных лиц, так и со стороны отдельных органов государства, за разделение власти на уравнивающие и сдерживающие друг друга составные части. Теория юридически оформлена в Конституции США 1787 г., Декларации прав человека и гражданина (1789 г.), Конституции Франции (1791 г.) и т.д. В советском понимании государственной власти как единого целого (единая компетенция Советов) разделение властей — «нелепость в роли квадратуры круга», а сейчас — это один из основных принципов демократии. Различают две системы разделения властей: 1) гибкую, основанную на идее Дж.Локка о тесном сотрудничестве властей при верховенстве законодательной (парламентская демократия); 2) жесткую, основанную на идеи Дж.Лильберна и Т.Джефферсона о равновесии, независимости и взаимном сдерживании властей. К онкретное содержание теории разделения властей может заключаться в следующем: 1) законы обладают высшей юридической силой и принимаются только законодательным (представительным) органом; 2) исполнительная власть занимается в основном исполнением законов и только ограниченным нормотворчеством, подотчетна главе государства и лишь в некотором отношении парламенту; 3) между законодательным и исполнительным органами обеспечен баланс полномочий, исключающий перенесение центра властных решений, а тем более всей полноты власти на одного из них; 4) судебные органы независимы и в пределах своей компетенции действуют самостоятельно; 5) ни одна из трех ветвей власти не вмешивается в прерогативы другой, а тем более не сливается с ней; 6) споры о компетенции решаются только Конституционным Судом через правовую процедуру; 7) конституционная система предусматривает правовые способы сдерживания каждой ветви власти двумя другими, т.е. содержит взаимные противовесы для всех ветвей власти. В целом можно выявить следующие подходы к соотношению властей: 1)все ветви равны; 2) исполнительная власть доминирует; 3) законодательная власть — верховная (Дж.Локк); 4) судебная власть — высшая. Новые подходы к разделению властей таковы: · различают только две независимые власти: законодательную и исполнительную (судебная власть выступает частью исполнительной, поскольку реализует законы); · материальную власть осуществляют материальные придатки государства и силовые органы; · помимо трех властей, дополнительно выделяют контрольную и надзорную, а также президентскую власть; · муниципальная власть представлена местным самоуправлением; · избирательная, учредительная власть народа осуществляется во время выборов или общегосударственных референдумов; · политическая власть принадлежит политическим партиям; · власть конституционного суда как органа конституционного контроля. Система сдержек и противовесов — особая форма реализации принципа разделения властей, присущая только правовому государству. При тоталитарном режиме монополизация государственной власти не допускает в отношении себя каких-либо сдержек и противовесов. К слову, Конституция США предусматривает систему сдержек и противовесов как по вертикали (между центром и регионами), так и по горизонтали (между госорганами одного уровня). Известны следующие элементы системы сдержек и противовесов [43, с. 177]: 1) срочность полномочий должностных лиц различных уровней; 2) несовместимость депутатского мандата с занятием ответственной должности в аппарате управления; 3) право вето на законопроекты; 4) право роспуска парламента; 5) контроль за законодательной властью, осуществляемый народом в ходе выборов; 6) конструктивный вотум недоверия правительству со стороны парламента; 7) независимость судейского корпуса.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 484; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.211.55 (0.008 с.) |