Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности построения правового государства в белорусской истории.
Особенности построения правового государства в истории белорусской государственности связаны с тем, что: 1) имелся диссонанс между развитой политико-правовой научной мыслью Беларуси, воспринявшей и развивавшей идеи правового государства, и реалиями государственной политики, отрицавшими даже само понятие правового государства; 2) непопулярность либеральных ценностей и приверженность жестким командным методам и директивному стилю управления, а также все еще дающий себя знать исторический опыт тоталитарного советского общества, который отдаляет практику построения правового государства и делает его нормативное закрепление декларативным; 3) неоднозначное понимание правового государства отражается в нормативных правовых актах и в непоследовательной, пока еще сегментарной практике его реального построения в Республике Беларусь. Так, в Декларации о государственном суверенитете высказано намерение создать правовое государство [18]. Первоначальный текст Конституции Республики Беларусь 15.03.1994 г. ориентировал на основные стандарты в области прав человека и предусматривал необходимые гарантии их соблюдения. Республика Беларусь провозглашалась правовым государством и закрепляла основные принципы правового государства: человек, его свободы и гарантии их реализации объявлены высшей ценностью, закреплялись верховенство права и приоритет общепризнанных принципов международного права. Изменения и дополнения в Конституцию Республики Беларусь [36], последующее законодательство показали неоднозначное понимание правового государства. Иногда провозглашалось, что это только правовой идеал; иногда правовое государство называлось в числе жизненно важных интересов республики в политической сфере; иногда акты отражали общепринятые в мировой практике идеи правового государства; иногда говорилось о собственном белорусском пути построения правового государства. Можно сказать, что практика построения правового государства в республике согласуется с определением правового государства, данного Г.А. Василевичем, как «типа государства, в котором существует конституционный строй, т.е. принята и действует демократическая Конституция и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина, органы государства связаны правом (законом)» [11, c. 34].
Поскольку в мире пока нет современных государств, реализовавших идею правового государства в полном объеме, то уместно говорить только о степени приближения отдельных стран к идеальному стандарту правового государства. В научной литературе отмечается справедливое требование постепенной и постоянной наработки практики отношений между гражданином и властью на основе правового закона и практического укоренения механизмов правовой государственности. В связи со сложностями преодоления инертности массового правового сознания, требуется многолетняя работа как граждан, так и государства по извлечению уроков истории, по накоплению опыта реализации положений теории правового государства. Это — нелинейный процесс, но в силу соответствия закономерностям развития права, в том числе глобализационных процессов, объективный и необратимый. Правовая личность. Личность, усвоившую установки правового государства и реализующую их в своем поведении, можно охарактеризовать как правовую личность. Это понятие было введено еще в к. ХIХ – нач. ХХ вв., когда у правоведов возникла необходимость связать идею существования и развития правового государства с представлениями о личности, обладающей специфическими чертами. Основное содержание правовой личности охарактеризовано Б.А. Кистяковским как личность, дисциплинированная правом и правопорядком; наделенная всеми правами и свободно ими пользующаяся. Она задействована в правореализации и в защите своих неотчуждаемых прав. Ее отличает понимание персональной ответственности за соблюдение законов государством и каждым гражданином. Наиболее типологическими чертами правовой личности являются: 1) уверенность в том, что только свобода всех людей в обществе есть одна из надежных гарантий свободы каждого; 2) уважение достоинства других лиц, выступающих в качестве равных участников правового общения; 3) чувство личной ответственности за свои поступки и внутреннее убеждение в важности исполнения человеком лежащих на нем обязанностей; 4) уважение к закону и вера в то, что соблюдение принятых человеком обязательств есть элементарное условие нормального сосуществования людей в рамках общества.
Важнейшими характеристиками правовой личности являются: 1) непосредственное участие в правотворческом процессе в любой форме (участие в работе нормотворческих органов или в обсуждении законопроектов, внесение законопредложения, участие в выборах и референдумах и прочее); 2) осознание и защита правовыми средствами собственных нарушенных другими субъектами права субъективных прав; 3) участие в правоохранительной деятельности и работе общественных организаций, то есть готовность к защите третьих лиц; 4) участие в правовоспитательной деятельности, то есть участие в правовой социализации. К слову, защита своего права не является обязанностью, но отказ от нее разрушает правовое государство [94, с. 197–198].
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 286; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.147.124 (0.004 с.) |