Способы изложения норм права в статьях нормативного правового акта. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Способы изложения норм права в статьях нормативного правового акта.



В практике часто возникает вопрос о том, как располагаются нормы права в текстах (частях, разделах, статьях) нормативных правовых актов, и как соотносится структура нормы права со структурой статей (пунктов) нормативных правовых актов.

Соотношение нормы права и статьи нормативного правового акта — это часть вопроса соотношения системы права и системы законодательства. Так же как не совпадают система права и система законодательства, не совпадают норма права со статьей нормативного акта. Прежде всего, их различие состоит в том, что они являются элементами разных систем: норма права — исходный элемент системы права, статья — исходный элемент системы законодательства. Статьи по отношению к нормам выполняют те же функции, что и систе­ма законодательства выполняет по отношению к системе права: служат их внешнему закреплению и выражению. Между нормой и статьей нет прямого, «зеркального» соответствия: одна статья может содержать несколько юриди­ческих норм, и наоборот — элементы одной нормы могут находить­ся в нескольких статьях нормативного акта, в разных нормативных правовых актах и даже разных источниках права. Редко случается прямое совпадение, когда в одной статье содержится одна норма.

Итак, различают способы изложения норм права, одновременно являющиеся приемами (способами) юридической техники:

· по наличию (отсутствию) структурных частей нормы права в отдельно взятой статье нормативного правового акта:

1) прямой способ изложения подразумевает, что: 1) норма права совпадает со статьей нормативного правового акта; 2) все три элемента логической структуры нормы права включены в одну статью нормативного правового акта; 

2) отсылочный способ изложения имеет место, когда элементы нормы права изложены в нескольких статьях одного и того же нормативного правового акта.

 Например, что физические лица, виновные в совершении противоправных деяний, «предусмотренных в статьях 311, 312, 314 и 316», подвергаются дополнительным наказаниям...». Отсылочной диспозиция содержится в стст. 311 (читается как «статья тридцать один прим.»), 312, 3134 и 31.6 Приведем еще пример отсылочной нормы: «Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (угон) наказывается... Те же деяния, совершенные неоднократно либо с применением оружия, либо организованной группой, либо повлекшее по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия ….». Вторая часть статьи указывает также на отсылку к родственной статье одного нормативного правового акта.

Если в тексте нет отсылки к конкретной статье того же нормативного правового акта, то ее надо найти логическим путем самостоятельно;

3) бланкетный способ имеется тогда, когда элементы нормы права изложены в нескольких статьях различных нормативных актов (или др. источников права). Статья представляет собой нечто вроде «бланка», который заполняется другим зако­ном, другим источником права. В этом случае в статьях содержится ссылка на другой нормативный правовой акт либо правоприменитель должен сам находить соответствующий акт (источник), где содержится недостающий элемент нормы права.

Вот пример бланкетной нормы: «Нарушение правил перевозки опасных веществ или предметов на воздушном транспорте, — влечет…», «Нарушение водителями транспортных средств правил переезда железнодорожных переездов, — влечет...». Здесь бланкетные гипотезы отсылают к соответствующим правилам (Правилам дорожного движения, правилам техники безопасности и другим правилам).

Виды нетипичных норм права.

Не все нормативные положения соответствуют понятию нормы права как правилу поведения. В этой связи целесообразно разделить нормы права на: 1) типичные (логические и реальные, т.е. двух или трехзвенные) и 2) нетипичные. Нетипичные нормы права отличаются в первую очередь нетипичной структурой. Они не являются правилами поведения субъектов права, а обеспечивают действие типичных норм (хотя для эффективного действия права требуются и типичные, и нетипичные нормы права).  Некоторые ученые их даже не считают нормами права, относя к исходным, отправным, учредительным предписаниям.

Нормы-правила поведения — это нормы непосредственного регулирования поведения субъектов права.

Отправные, учредительные, исходные первичные нормы определяют исходные начала, основы правового регулирования общественных отношений, его цели и задачи, принципы, пределы, методы, направления, закрепляют правовые понятия и категории в дефинициях. Эти нормы имеют более общий характер (высокую степень абстрагирования), играют особую роль в механизме правового регулирования, а именно определяют его основы, исходные начала. Они не содержат прав и обязанностей субъектов права, и получают логическую конкретизацию в типичных нормах, нормах-правилах поведения. Их называют нормами прямого действия, поскольку на них допустимо ссылаться (особенно на нормы-принципы) при решении правового казуса [6, с. 289]. Их роль в последнее время возросла. Иногда даже говорят о более высокой юридической силе нетипичных норм.

 Различают следующие виды отправных (нетипичных) норм права:

1) нормы-начала — конституционные положения, закрепляющие основы экономического строя, политического и государственного устройства. Например, «Республика Беларусь – унитарное демократическое социальное правовое государство»; «Единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ»;

2) декларации — благие пожелания. Так, «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства».

3) нормы-преамбулы — в некоторых нормативных правовых актах (кодексах) есть преамбулы, но далеко не все правоведы согласны с тем, что эти положения есть нормы права, т.е. обладают всеми признаками норм права. Нормы-преамбулы называют еще определительно-установочными предписаниями, т.е. они определяют цели и задачи отраслей права, правовых институтов, формы и средства правового воздействия;

4) нормы-принципы — предписания, закрепляющие принципы права. Они слабо отличимы от норм деклараций, т.к. оба вида могут служить и правовым принципом, например: «В Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права». Они очень важны при аналогии права и закона;

5) нормы-дефиниции — предписания, содержащие определения правовых понятий и категорий: «Акты законодательства — нормативные правовые акты, составляющие законодательство Республики Беларусь»;

6) коллизионные нормы — предписания, регулирующие порядок устранения коллизий (противоречий) между правовыми нормами: «В случае расхождения закона, декрета, указа или иного нормативного правового акта с Конституцией Республики Беларусь действует Конституция Республики Беларусь»;

7) оперативные нормы (нормы-инструментарии) определяют время и порядок вступления в силу нормативных правовых актов или утраты таковой, они пролонгируют действия нормативных правовых актов и распространяют их действие на др. общественные отношения: «Настоящий Закон вступает в силу со дня его опубликования»;

нормы-гарантии — обеспечивающие обязательность действия других норм: «Гражданину Республики Беларусь гарантируется защита и покровительство государства как на территории Беларуси, так и за ее пределами».

Виды типичных норм права.

Типичные нормы делятся на: 1) регулятивные (рассчитаны на правомерное поведение и содержат права и обязанности субъектов права); 2) охранительные (рассчитанные на неправомерное поведение, содержат негативные санкции, меры государственного принуждения). Охранительные нормы содержатся, например, в Уголовном кодексе.

Регулятивные нормы права по содержанию делятся на:

1) обязывающие или предписывающие (предписывают совершать активные правомерные действия: «Договором в пользу третьего лица признается договор, в котором стороны установили, что должник обязан произвести исполнение не кредитору, а указанному или неуказанному в договоре лицу…»; 

2) запрещающие (устанавливают запреты на совершение действий или воздержание от их совершения: «Расторжение брака недопустимо во время беременности жены и в течение трех лет после рождения ребенка без письменного согласия супруги на развод». Запрещающие похожи на охранительные нормы, но в них нет санкций);

 3) управомочивающие или правоустанавливающие (предоставляют право на совершение определенных действий: «Для проживания граждан на период работы или учебы могут быть использованы общежития»).

По отраслевому признаку правовые нормы бывают нормами: 1) конституционного права; 2) гражданского права; 3) гражданско-процессуальными и др.

Различаются также: 1) нормы материального права (материально-правовые нормы регулируют содержательную сторону общественных отношений); 2) процессуальные (процессуально-правовые нормы регулируют порядок осуществления материальных норм).

По критерию защищенного интереса различают нормы: 1) публичного права (охраняют общественный интерес); 2) частного права (охраняют частный интерес).

По продолжительности действия различаются: 1) нормы постоянного (непрерывного) действия; 2) нормы дискретного действия ( например, привлечение к ответственности).

Нормы права по объему правового регулирования делятся на: 1) общие нормы (регулируют определенный вид общественных отношений, например, общие нормы договорного права); 2) специальные (рассчитаны на специального субъекта и более узкий круг общественных отношений, например, нормы договора лизинга); 3) исключительные нормы (оговорки) (устанавливают исключения из общих и специальных норм). Специальная норма отменяет в регулируемой части общую норму (например, «если договором не установлено иное»).

Близки к ним нормы, различающиеся по сфере действия: 1) нормы общего действия (распространяются на всех граждан, на всю территорию государства, например, исходные, конституционные и другие нормы, выраженные в нормативных правовых актах  республиканских органов законодательной и исполнительной власти); 2) нормы ограниченного действия (на определенную категорию лиц – пенсионеры, студенты или на определенную территорию – заповедники, свободные экономические зоны и т.д.); 3) нормы локального действия (на отдельные государственные или частные организации). В случае коллизии они соотносятся как нормы актов вышестоящих органов и нижестоящих.

Нормы права по методу правового регулирования различаются на:

1) императивные (имеют строго властный, предписывающий характер, который нельзя изменить соглашением сторон – например, административное и уголовное право);

2) диспозитивные (имеют автономный характер, в пределах дозволения их можно установить по соглашению сторон);

3) рекомендательные (содержат желательное для государства правило поведения, например, в нормах международного права).

 По юридической силе бывают: 1) нормы закона; 2) подзаконные нормы.

По субъектам правотворчества различаются нормы: 1) происходящие от государства; 2) от гражданского общества (например, референдумные нормы). Различаются также по принявшим их официальным субъектам правотворчества: принятые президентом; парламентом, правительством, нормы государственных органов управления и других субъектов правотворчества. В странах англосаксонской правовой семьи нормы судебных прецедентов формулируются судьями (судебное правотворчество).[49]

В зависимости от источника права бывают писаные и устные. По способу закрепления (по источнику права) различают: 1) нормы нормативных правовых актов; 2) нормы нормативных договоров; 3) нормы судебной и административной практики (прецеденты); 4) нормы правовых обычаев; 5) нормы, вырабатываемые правовой или религиозной доктриной; 6) нормы-принципы.


ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 258; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.202.45 (0.011 с.)