Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Закон: понятие, признаки, классификация, место в системе нормативных правовых актов.
Различаются следующие подходы к пониманию закона: · закон, согласнодоктринальной дефиниции, —это принятый в особом порядке акт законодательного органа (или референдума), обладающий высшей юридической силой и направленный на урегулирование наиболее важных общественных отношений. Согласно Закону «О нормативных правовых актах» [60], закон — это нормативный правовой акт, закрепляющий принципы и нормы правового регулирования наиболее важных общественных отношений. · в материальном смысле закон — акт государственной власти, содержащий нормы права общего характера; в формальном смысле закон — любые акты законодательного органа безотносительно к характеру содержащихся в нем норм; · в самом широком смысле закон уравнивается с правом; в широком смысле закон есть совокупность нормативных правовых актов (т.е. законодательство); в усредненном смысле закон в Республике Беларусь соотносим с понятием «акты, имеющие силу закона»; в самом узком смысле закон — акт, принимаемый представительным органом власти (парламентом) в соответствии с установленной процедурой; · с этимологической точки зрения, «закон» означает «правило», «предел, положенный свободе воли и действия»; с юридической точки зрения, смысл слова «закон» состоит в том, что под ним понимается «правило, постановление высшей власти». Место закона среди нормативных правовых актов таково: 1) он ведущий источник права в странах романо-германской правовой семьи, в том числе в Республике Беларусь. В Республике Беларусь действует около 600 законов, половина из них ратифицирует международные договоры Республики Беларусь; 2) он специально создавался для того, чтобы быть источником права, поэтому в него изначально заложены такие свойства, которые позволяют ему быть одной из оптимальных форм права. Назовем признаки законов: · они принимаются в особом процессуальном порядке и только законодательными (представительными) органами государственной власти (или непосредственно народом в порядке референдума); · законы обладают высшей юридической силой, которая означает принцип верховенства закона. Однако, как справедливо отмечает Н.В. Сильченко [78], «закон в последние годы значительно потерял свое верховенствующее положение в системе источников права». Это означает, что: 1) содержание всех иных нормативных правовых актов не должно противоречить законам; 2) никто не вправе отменить или заменить закон, кроме органа, который его издал; 3) законы не подлежат утверждению каким-либо другим органом;
· они регулируют наиболее важные основополагающие отношения. В законах закрепляется общественный и государственный строй, компетенция центральных звеньев государственного механизма, основные права и свободы граждан и т.д.; · законы содержат нормы первичного, исходного характера. Все иные акты призваны в основном детализировать и конкретизировать нормативные предписания законов; · законы презюмируются нормативными. Однако по факту они не всегда нормативны. Как отмечает И.И. Пляхимович, поскольку компетенция высшего представительного органа многоаспектна, парламенты принимают законы для оформления не только нормотворческой, но и других своих функций, в том числе контрольной. В Республике Беларусь ненормативны законы о толковании Конституции, об утверждении отчета об исполнении государственного бюджета, об объявлении войны и о заключении мира, об амнистии. В законы часто включаются поручения Правительству или иным органам о приведении законодательства в соответствие с данными законами [73]. Виды законов. Правовой доктрине известны следующие виды законов: · по специфике правового регулирования — 1) конституция и конституционные законы; 2) программные законы; 3) органические; 4) кодифицированные законы; 5) обыкновенные законы; · по времени действия — 1) постоянные; 2) временны; 3) чрезвычайные; · по сфере действия или субъекту действия — законы общего и специального действия; · по предмету правового регулирования различаются законы административные, гражданские, уголовны е и т. д.; · по субъектам законотворчества: принятые в результате референдума или законодательным органом. В федеративных государствах в зависимости от уровня принятия выделяются федеральные законы (принятые по вопросам, отнесенным к ведению федерального центра (федерации)) и законы субъектов федерации (по вопросам, входящим в компетенцию парламента субъекта федерации);
· по способу принятия законодательным органом: принятые простым большинством и принятые квалифицированным большинством. Конституция —Основной Закон, имеющий высшую юридическую силу и закрепляющий основополагающие принципы и нормы правового регулирования важнейших общественных отношений (ст. 12 Закона «О нормативных правовых актах» [60]). Конституционные законы — это: 1) сама конституция, закон о введении в действие конституции, законы о внесении изменений и дополнений в конституцию, о толковании конституции (Республика Беларусь); 2) законы, которые собственно так именуются самой конституцией (федеральные конституционные законы в Российской Федерации); 3) законы, принятие которых предусмотрено в конституции [39, с. 107]. Конституционные законы закрепляют основы общественного и государственного строя, служат юридической базой для текущего законодательства и имеют большую юридическую силу, как и программные законы. Конституционные законы принимаются в особом процедурном порядке квалифицированным большинством: двумя третями от полного состава каждой из палат Парламента Республики Беларусь. Согласно ст. 140 Конституции Республики Беларусь [36], принятия квалифицированным большинством требуют: 1) Конституция; 2) законы о внесении изменений и дополнений в Конституцию; 3) о введении в действие этих законов; 4) акты толкования Конституции. Программные законы — законы, принимаемые в установленном Конституцией порядке и по определяемым ею вопросам (доктринальное опредление). Законы об основных направлениях внутренней и внешней политики Республики Беларусь, о военной доктрине Республики Беларусь являются программными [60]. Они также требуют одобрения двумя третями от полного состава каждой из палат (ч. 4 ст. 104 Конституции). Органические законы — законы, определяющие порядок организации и деятельности государственных органов на основе бланкетных статей конституции. В законодательстве Республики Беларусь отсутствуют легальные определения конституционного и органического законов [60; 61]. В последнее время отдельно выделяют кодифицированные законы. Кодекс — кодифицированный законодательный акт, содержащий систематизированные нормы какой-либо отрасли права или нескольких отраслей; закон, который детально и полно регулирует определённую сферу общественных отношений (легальная дефиниция). [62] Текущие (обыкновенные) законы (в том числе кодексы, если отдельно не выделять кодифицированные законы). Текущие законы принимаются Парламентом на основе и во исполнение конституционных законов, составляют текущее законодательство и регулируют различные стороны экономической, политической, культурной жизни страны. Постоянные законы действуют вплоть до момента их отмены и рассчитаны на неограниченно долгое действие во времени. Момент прекращения их действия заранее не известен. Временные законы действуют ограниченный период времени, срок истечения действия закона указан в самом тексте акта. Чрезвычайные законы рассчитаны на урегулирование чрезвычайных ситуаций, в отношении этих актов заранее не известен ни момент начала его действия, ни момент окончания действия — вступит в действие после официального введения в стране чрезвычайного положения. Общие законы действуют в отношении всех граждан данного государства. Специальные законы — издаваемые в отношении отдельных социальных групп или классов, а также для регулирования специальных отношений, отличающихся особенностями, которые не соответствуют общим нормам и требуют потому особых норм.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 324; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.174.95 (0.009 с.) |