Закон: понятие, признаки, классификация, место в системе нормативных правовых актов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Закон: понятие, признаки, классификация, место в системе нормативных правовых актов.



Различаются следующие подходы к пониманию закона:

· закон, согласнодоктринальной дефиниции, —это принятый в особом порядке акт законодательного органа (или референдума), обладающий высшей юридической силой и направленный на урегулирование наиболее важных общественных отношений. Согласно Закону «О нормативных правовых актах» [60], закон — это нормативный правовой акт, закрепляющий принципы и нормы правового регулирования наиболее важных общественных отношений.

· в материальном смысле закон — акт государственной власти, содержащий нормы права общего характера; в формальном смысле закон — любые акты законодательного органа безотносительно к характеру содержащихся в нем норм;

· в самом широком смысле закон уравнивается с правом; в широком смысле закон есть совокупность нормативных правовых актов (т.е. законодательство); в усредненном смысле закон в Республике Беларусь соотносим с понятием «акты, имеющие силу закона»; в самом узком смысле закон — акт, принимаемый представительным органом власти (парламентом) в соответствии с установленной процедурой;

· с этимологической точки зрения, «закон» означает «правило», «предел, положенный свободе воли и действия»; с юридической точки зрения, смысл слова «закон» состоит в том, что под ним понимается «правило, постановление высшей власти».

Место закона среди нормативных правовых актов таково: 1) он ведущий источник права в странах романо-германской правовой семьи, в том числе в Республике Беларусь. В Республике Беларусь действует около 600 законов, половина из них ратифицирует международные договоры Республики Беларусь; 2) он специально создавался для того, чтобы быть источником права, поэтому в него изначально заложены такие свойства, которые позволяют ему быть одной из оптимальных форм права.

Назовем признаки законов:

· они принимаются в особом процессуальном порядке и только законодательными (представительными) органами государственной власти (или непосредственно народом в порядке референдума);

· законы обладают высшей юридической силой, которая означает принцип верховенства закона. Однако, как справедливо отмечает Н.В. Сильченко [78], «закон в последние годы значительно потерял свое верховенствующее положение в системе источников права». Это означает, что: 1) содержание всех иных нормативных правовых актов не должно противоречить законам; 2) никто не вправе отменить или заменить закон, кроме органа, который его издал; 3) законы не подлежат утверждению каким-либо другим органом;

· они регулируют наиболее важные основополагающие отношения. В законах закрепляется общественный и государственный строй, компетенция центральных звеньев государственного механизма, основные права и свободы граждан и т.д.;

· законы содержат нормы первичного, исходного характера. Все иные акты призваны в основном детализировать и конкретизировать нормативные предписания законов;

· законы презюмируются нормативными. Однако по факту они не всегда нормативны. Как отмечает И.И. Пляхимович, поскольку компетенция высшего представительного органа многоаспектна, парламенты принимают законы для оформления не только нормотворческой, но и других своих функций, в том числе контрольной. В Республике Беларусь ненормативны законы о толковании Конституции, об утверждении отчета об исполнении государственного бюджета, об объявлении войны и о заключении мира, об амнистии. В законы часто включаются поручения Правительству или иным органам о приведении законодательства в соответствие с данными законами [73].

Виды законов.

Правовой доктрине известны следующие виды законов:

· по специфике правового регулирования — 1) конституция и конституционные законы; 2) программные законы; 3) органические; 4) кодифицированные законы; 5) обыкновенные законы;

· по времени действия 1) постоянные; 2) временны; 3) чрезвычайные;

· по сфере действия или субъекту действия — законы общего и специального действия;

· по предмету правового регулирования различаются законы административные, гражданские, уголовны е и т. д.;

· по субъектам законотворчества: принятые в результате референдума или законодательным органом. В федеративных государствах в зависимости от уровня принятия выделяются федеральные законы (принятые по вопросам, отнесенным к ведению федерального центра (федерации)) и законы субъектов федерации (по вопросам, входящим в компетенцию парламента субъекта федерации);

· по способу принятия законодательным органом: принятые простым большинством и принятые квалифицированным большинством.

Конституция —Основной Закон, имеющий высшую юридическую силу и закрепляющий основополагающие принципы и нормы правового регулирования важнейших общественных отношений (ст. 12 Закона «О нормативных правовых актах» [60]).

Конституционные законы — это: 1) сама конституция, закон о введении в действие конституции, законы о внесении изменений и дополнений в конституцию, о толковании конституции (Республика Беларусь); 2) законы, которые собственно так именуются самой конституцией (федеральные конституционные законы в Российской Федерации); 3) законы, принятие которых предусмотрено в конституции [39, с. 107].

Конституционные законы закрепляют основы общественного и государственного строя, служат юридической базой для текущего законодательства и имеют большую юридическую силу, как и программные законы. Конституционные законы принимаются в особом процедурном порядке квалифицированным большинством: двумя третями от полного состава каждой из палат Парламента Республики Беларусь. Согласно ст. 140 Конституции Республики Беларусь [36], принятия квалифицированным большинством требуют: 1) Конституция; 2) законы о внесении изменений и дополнений в Конституцию; 3) о введении в действие этих законов; 4) акты толкования Конституции.

Программные законы — законы, принимаемые в установленном Конституцией порядке и по определяемым ею вопросам (доктринальное опредление). Законы об основных направлениях внутренней и внешней политики Республики Беларусь, о военной доктрине Республики Беларусь являются программными [60]. Они также требуют одобрения двумя третями от полного состава каждой из палат (ч. 4 ст. 104 Конституции).

Органические законы — законы, определяющие порядок организации и деятельности государственных органов на основе бланкетных статей конституции. В законодательстве Республики Беларусь отсутствуют легальные определения конституционного и органического законов [60; 61].

 В последнее время отдельно выделяют кодифицированные законы. Кодекс — кодифицированный законодательный акт, содержащий систематизированные нормы какой-либо отрасли права или нескольких отраслей; закон, который детально и полно регулирует определённую сферу общественных отношений (легальная дефиниция). [62]

Текущие (обыкновенные) законы (в том числе кодексы, если отдельно не выделять кодифицированные законы). Текущие законы принимаются Парламентом на основе и во исполнение конституционных законов, составляют текущее законодательство и регулируют различные стороны экономической, политической, культурной жизни страны.

Постоянные законы действуют вплоть до момента их отмены и рассчитаны на неограниченно долгое действие во времени. Момент прекращения их действия заранее не известен. Временные законы действуют ограниченный период времени, срок истечения действия закона указан в самом тексте акта. Чрезвычайные законы рассчитаны на урегулирование чрезвычайных ситуаций, в отношении этих актов заранее не известен ни момент начала его действия, ни момент окончания действия — вступит в действие после официального введения в стране чрезвычайного положения.

Общие законы действуют в отношении всех граждан данного государства. Специальные законы — издаваемые в отношении отдельных социальных групп или классов, а также для регулирования специальных отношений, отличающихся особенностями, которые не соответствуют общим нормам и требуют потому особых норм.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 324; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.174.95 (0.009 с.)