Виды нормативных правовых актов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды нормативных правовых актов.



Известны следующие виды нормативных правовых актов:

1) по юридической силе они делятся:

· на законы и подзаконные акты. Это классическая теоретическая схема. Однако на практике она легально видоизменена в связи действием ныне утратившего силу Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» от 10 января 2000 г.  [61] понятия «законодательных актов», что на практике привело к девальвации понятия закона. Подзаконные акты — это нормативные правовые акты, принятые государственными органами в пределах их компетенции в соответствии с законом или на его основе, или же для его выполнения. Они вторичны по отношению к закону и получают юридическую силу лишь в том случае, если они не противоречат закону. Ими не могут вноситься изменения и дополнения в закон, они лишь детализируют и конкретизируют положения, закрепленные в законе, и определяют механизмы их реализации. В романо-германской правовой семье наблюдается устойчивая тенденция возрастания роли подзаконных актов; 

· на нормативные акты, имеющие заранее установленную юридическую силу и нормативные правовые акты, чья юридическая сила устанавливается актами, которыми они утверждаются (согласно ст. 10 указанного Закона, это — уставы, положения, инструкции, регламенты и правила);

2) по содержанию норм делятся на: 1) нормы одного содержания; 2) нормы одной отрасли права; 3) нормы различных отраслей права;

3) по объему и характеру действия они делятся на: 1) акты общего действия (конституция, гражданский, уголовный кодекс); 2) акты ограниченного действия (федеральный закон о милиции, лесной кодекс); 3) акты исключительного или чрезвычайного действия (о присвоении статуса свободных экономических зон, об объявлении войны, о введении чрезвычайного положения);

4) по правовым последствиям они делятся на: основные и вспомогательные (не изменяя нормы права, расширяют ее сферу действия или содержат поручения нижестоящим органам на издание соответствующих нормативных актов);

5) по субъектам, их издающим, они делятся на: 1) акты законодательной власти; 2) акты исполнительной власти; 3) акты судебной власти (решения, определения, приговоры);

· по издающим органам нормативные правовые акты Республики Беларусь бывают следующих видов: Президент издает нормативные декреты и указы (распоряжения и некоторые указы не относятся к нормативным актам, например, указы о награждении, о назначении на должность или снятии с таковой) [63]; палаты Парламента принимают постановления; Совет Министров принимает постановления; Пленум Верховного суда принимает постановления; Генеральный прокурор издает специальные акты; Конституционный суд принимает решения; руководители министерств и других республиканских органов управления издают/принимают приказы (нормативные и ненормативные) и постановления; местные исполнительные комитеты и местные администрации принимают решения (нормативные и ненормативные), а их председатели по оперативным и текущим вопросам издают распоряжения [55];

7) по характеру в научной литературе называютcя также типичные и нетипичные нормативные правовые акты. К нетипичным можно отнести: Декларацию о государственном суверенитете [82], директиву Президента (как акт, который сочетает в себе черты нормативно-программного документа и одновременно содержащий ряд конкретных поручений), концепции и др.

Соотношение права и закона.

Проблема соотношения права и закона существует практически с древних времен. Ее решение варьируется в зависимости от типа правопонимания:

· с точки зрения позитивизма, государство является единственным и исключительным источником права, и что все то, о чем говорит государство через свои законы, это и есть право;

· с точки зрения непозитивизма, право относительно независимо от государства и закона или даже предшествует закону (естественное право). Здесь государство и право признаются относительно самостоятельными по отношению друг к другу институтами. Право при этом определяется как форма или мера свободы. Оно — институт, который формулирует или «формулирует» право, благодаря законотворческой деятельности, в соответствии с объективно существующей действительностью. Государство — творец и источник законов, но не права. Государство монополизирует законотворческую, а не правотворческую деятельность. Право и закон следует различать. Закон — это форма выражения, объективирования права вовне, а право — единство этой формы и содержания (правил поведения). Так, В.С. Нерсесянц отмечал, что право не создается государством, а есть сложная духовная форма выражения совокупных итогов многофакторного социально-исторического развития (формальное равенство, справедливость и свобода как признаки права) [47]. Государство не только не творец права, но, и наоборот, само им связано. Может быть право до и вне закона. Различаются правовые законы и неправовые. Правовые законы содержат право, в них право и закон совпадают. Неправовые законы с правом не совпадают, являются пустой, бессодержательной формой (условно говоря, они — горшочек без меда). Легитимный закон не обязательно будет правовым. Ни демократическое избрание высших органов власти, ни принятые этой властью законы сами по себе не в состоянии обеспечить государству статус правового. В результате действия права как продукта естественно-исторического развития юридические нормы, действующие в рамках правового государства, могут формироваться и помимо нормотворческой деятельности органов власти.

Идея верховенства права исторически значительно старше идеи верховенства закона. В Европе уже в античном Риме складывается светская концепция закона, оказавшая заметное влияние на понимания закона в странах романо-германской правовой системы. Сами термины «закон», «законодательство» во многих европейских языках происходят от латинского «lex» (публичное, официальное обязывание, мн. число leges). Роль закона возрастает по мере создания централизованных государств и особенно в период абсолютизма. С приобретением правом национального характера закон можно рассматривать как проявление государственного суверенитета. Но верховенство закона утверждается лишь в буржуазную эпоху и только в странах романо-германской правовой семьи и сейчас во многом девальвировано.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 164; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.113.188 (0.006 с.)