Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Виды нормативных правовых актов.
Известны следующие виды нормативных правовых актов: 1) по юридической силе они делятся: · на законы и подзаконные акты. Это классическая теоретическая схема. Однако на практике она легально видоизменена в связи действием ныне утратившего силу Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» от 10 января 2000 г. [61] понятия «законодательных актов», что на практике привело к девальвации понятия закона. Подзаконные акты — это нормативные правовые акты, принятые государственными органами в пределах их компетенции в соответствии с законом или на его основе, или же для его выполнения. Они вторичны по отношению к закону и получают юридическую силу лишь в том случае, если они не противоречат закону. Ими не могут вноситься изменения и дополнения в закон, они лишь детализируют и конкретизируют положения, закрепленные в законе, и определяют механизмы их реализации. В романо-германской правовой семье наблюдается устойчивая тенденция возрастания роли подзаконных актов; · на нормативные акты, имеющие заранее установленную юридическую силу и нормативные правовые акты, чья юридическая сила устанавливается актами, которыми они утверждаются (согласно ст. 10 указанного Закона, это — уставы, положения, инструкции, регламенты и правила); 2) по содержанию норм делятся на: 1) нормы одного содержания; 2) нормы одной отрасли права; 3) нормы различных отраслей права; 3) по объему и характеру действия они делятся на: 1) акты общего действия (конституция, гражданский, уголовный кодекс); 2) акты ограниченного действия (федеральный закон о милиции, лесной кодекс); 3) акты исключительного или чрезвычайного действия (о присвоении статуса свободных экономических зон, об объявлении войны, о введении чрезвычайного положения); 4) по правовым последствиям они делятся на: основные и вспомогательные (не изменяя нормы права, расширяют ее сферу действия или содержат поручения нижестоящим органам на издание соответствующих нормативных актов); 5) по субъектам, их издающим, они делятся на: 1) акты законодательной власти; 2) акты исполнительной власти; 3) акты судебной власти (решения, определения, приговоры); · по издающим органам нормативные правовые акты Республики Беларусь бывают следующих видов: Президент издает нормативные декреты и указы (распоряжения и некоторые указы не относятся к нормативным актам, например, указы о награждении, о назначении на должность или снятии с таковой) [63]; палаты Парламента принимают постановления; Совет Министров принимает постановления; Пленум Верховного суда принимает постановления; Генеральный прокурор издает специальные акты; Конституционный суд принимает решения; руководители министерств и других республиканских органов управления издают/принимают приказы (нормативные и ненормативные) и постановления; местные исполнительные комитеты и местные администрации принимают решения (нормативные и ненормативные), а их председатели по оперативным и текущим вопросам издают распоряжения [55];
7) по характеру в научной литературе называютcя также типичные и нетипичные нормативные правовые акты. К нетипичным можно отнести: Декларацию о государственном суверенитете [82], директиву Президента (как акт, который сочетает в себе черты нормативно-программного документа и одновременно содержащий ряд конкретных поручений), концепции и др. Соотношение права и закона. Проблема соотношения права и закона существует практически с древних времен. Ее решение варьируется в зависимости от типа правопонимания: · с точки зрения позитивизма, государство является единственным и исключительным источником права, и что все то, о чем говорит государство через свои законы, это и есть право; · с точки зрения непозитивизма, право относительно независимо от государства и закона или даже предшествует закону (естественное право). Здесь государство и право признаются относительно самостоятельными по отношению друг к другу институтами. Право при этом определяется как форма или мера свободы. Оно — институт, который формулирует или «формулирует» право, благодаря законотворческой деятельности, в соответствии с объективно существующей действительностью. Государство — творец и источник законов, но не права. Государство монополизирует законотворческую, а не правотворческую деятельность. Право и закон следует различать. Закон — это форма выражения, объективирования права вовне, а право — единство этой формы и содержания (правил поведения). Так, В.С. Нерсесянц отмечал, что право не создается государством, а есть сложная духовная форма выражения совокупных итогов многофакторного социально-исторического развития (формальное равенство, справедливость и свобода как признаки права) [47]. Государство не только не творец права, но, и наоборот, само им связано. Может быть право до и вне закона. Различаются правовые законы и неправовые. Правовые законы содержат право, в них право и закон совпадают. Неправовые законы с правом не совпадают, являются пустой, бессодержательной формой (условно говоря, они — горшочек без меда). Легитимный закон не обязательно будет правовым. Ни демократическое избрание высших органов власти, ни принятые этой властью законы сами по себе не в состоянии обеспечить государству статус правового. В результате действия права как продукта естественно-исторического развития юридические нормы, действующие в рамках правового государства, могут формироваться и помимо нормотворческой деятельности органов власти.
Идея верховенства права исторически значительно старше идеи верховенства закона. В Европе уже в античном Риме складывается светская концепция закона, оказавшая заметное влияние на понимания закона в странах романо-германской правовой системы. Сами термины «закон», «законодательство» во многих европейских языках происходят от латинского «lex» (публичное, официальное обязывание, мн. число leges). Роль закона возрастает по мере создания централизованных государств и особенно в период абсолютизма. С приобретением правом национального характера закон можно рассматривать как проявление государственного суверенитета. Но верховенство закона утверждается лишь в буржуазную эпоху и только в странах романо-германской правовой семьи и сейчас во многом девальвировано.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 164; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.113.188 (0.006 с.) |