Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Законодательные акты в Республике Беларусь.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В ст. 1 Закон «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» [61] указывал на два родственных понятия: законодательные акты и а кты законодательства — нормативные правовые акты, составляющие законодательство Республики Беларусь. Закон «О нормативных правовых актах» [60] к законодательным актам относит: 1) Конституцию Республики Беларусь; 2) законы Республики Беларусь; 3) декреты и указы Президента Республики Беларусь (легальной дефиниции не дано). Законодательные акты охватывают закон и акты, обладающие некоторыми его чертами: юридической силой, первичностью регулирования. В классической теории разделения властей не было места понятию законодательных актов, и законодательство делилось на законы и подзаконные акты. Появление законодательных актов связано не только с советской практикой, но и с современным этапом конституционализма, которому свойственно усиление исполнительной ветви власти, расширение государственного воздействия на общественные отношения. Во многих государствах правом принимать акты высшей юридической силы помимо парламента стали наделяться и некоторые иные органы власти. В Республике Беларусь имеется ряд отраслей и институтов законодательства, которые целиком состоят из законодательных актов (например, уголовное и уголовно-процессуальное законодательство, гражданское процессуальное и хозяйственное процессуальное законодательство, законодательство об административных правонарушениях и административном процессе, законодательство о судоустройстве и статусе судей). Декрет Президента — нормативный правовой акт Главы государства, имеющий силу закона, издаваемый в соответствии с Конституцией Республики Беларусь для правового регулирования наиболее важных общественных отношений в случаях особой необходимости (временный декрет) либо на основании делегированных Президенту Республики Беларусь Национальным собранием Республики Беларусь законодательных полномочий (легальная дефиниция) [60]. Согласно Закону «О Президенте Республики Беларусь» [83]), декреты Президента Республики Беларусь могут быть двух видов: 1) делегированные декреты, издаваемые на основании закона о делегировании Президенту законодательных полномочий; 2) временные декреты. Временные декреты имеют силу закона и издаются в силу особой необходимости по инициативе Президента либо по предложению Правительства. Если такие декреты издаются по предложению Правительства, они скрепляются подписью Премьер-министра. Временные декреты должны быть в трехдневный срок представлены для последующего рассмотрения Палатой представителей, а затем Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь. Эти декреты сохраняют силу, если они не отменены большинством не менее двух третей голосов от полного состава каждой из палат. Ежегодно Президент издает около 20 временных декретов. Д.И. Лагун отмечает, что временный декрет, имеющий силу закона, относится к так называемому экстраординарному (чрезвычайному) законодательству [39, с. 108]. Однако поскольку законодательно термин «особая необходимость» не закреплен (оценочная категория), то практика достаточно широко трактует данный термин, в ряде случаев сводя на «нет» его ограничительный характер. Чтобы временные декреты действительно соответствовали понятию экстраординарного законодательства, особую необходимость следует рассматривать как жесткий критерий ситуации, когда допустимо принимать этот вид актов Президента. По мнению Д.И. Лагуна, временные декреты должны издаваться только при совокупности четырех условий: 1) возникла ситуация, которая с большей долей вероятности может привести или привела к нарушению конституционных прав и свобод граждан, суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, политической и экономической стабильности (наличие экстраординарной ситуации); 2) возникшая ситуация не может быть решена на основе уже имеющихся и действующих законов; 3) отсутствует возможность устранения возникшей ситуации путем принятия нового закона, в том числе в срочном порядке; 4) решение Главой государства принимается во время существования экстраординарной ситуации, либо во время наступления ее негативных последствий, либо накануне ее возникновения в превентивных целях ее недопущения. Делегированные декреты – это акты делегированного законодательства. Делегированные декреты призваны регулировать те же отношения, что и законы. Они издаются на основании закона о делегировании полномочий на издание декретов, имеющих силу закона, определяется предмет регулирования и срок полномочий. Важно, что принять закон о делегировании полномочий можно только с участием обеих палат Парламента [11, с. 362]. Пока практики издания делегированных декретов в республике не было. Ст. 101 Конституции [36] запрещает делегирование Парламентом полномочий Президенту Республики Беларусь: 1) на изменение и дополнение Конституции, ее толкования; 2) изменение и дополнение программных законов; 3) утверждение республиканского бюджета и отчета о его исполнении; 4) изменение порядка выборов Президента и Парламента; 5) ограничения конституционных прав и свобод граждан. Парламент не может также разрешить Президенту принимать нормы, имеющие обратную силу. Декреты Президента Республики Беларусь издаются по любым вопросам, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией (как по вопросам, не урегулированным законами, так и по вопросам, которые уже урегулированы законом (Президент вправе урегулировать общественные отношения по-иному). Временные и делегированные декреты имеют силу закона. В случае расхождения временного декрета с законом действует временный декрет. В случае расхождения делегированного декрета и закона действует акт принятый хронологически позднее. В целях системного решения вопросов, имеющих приоритетное политическое, социальное и экономическое значение, могут издаваться указы программного характера — директивы Президента Республики Беларусь (ст. 15 Закона «О нормативных правовых актах» [60]). На сегодняшний день насчитывается 6 директив. Указы — нормативный правовой акт Главы государства, издаваемый им для реализации своих полномочий (легальная дефиниция). Указы — самый массовый вид законодательных актов Республике Беларусь (насчитывается более 1000 нормативных указов). Напомним, что указы могут быть и ненормативными. Доктринально (например, Г.А. Василевич, И.И. Пляхимович, Д.И. Лагун и др.) различаются два вида указов: 1) изданные на основе (во исполнение) конституции — подконституционные указы, создание которых основывается на Конституции, имеют силу закона; 2) изданные на основе (во исполнение) закона — подзаконные; не подлежат утверждению Парламентом, кроме введения чрезвычайного и военного положения. И.И. Пляхимович полагает, что законы не обладают приоритетом перед подконституционными указами, поскольку отношения, входящие в предмет подконституционных указов, не могут регулироваться законами [73].
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 211; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.117.89 (0.008 с.) |