Обсуждение законопроекта. Принятие, опубликование и введение в действие закона. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обсуждение законопроекта. Принятие, опубликование и введение в действие закона.



Обсуждение (рассмотрение) законопроекта, согласно ст. 100 Конституции Республики Беларусь [36], вначале проходит в Палате представителей, а затем в Совете Республики. Обсуждение законопроекта осуществляется в соответствии с регламентами Палаты представителей и Совета Республики.

Для предварительного рассмотрения и заключения по законопроекту определяется головная комиссия, которая направляет его в постоянные комиссии и структурные подразделения Секретариата для замечаний и предложений. По завершении работы головная комиссия направляет свое заключение и законопроект в Совет Палаты представителей для рассмотрения вопроса о включении его в повестку дня сессии.

Рассмотрение проектов в Палате представителей осуществляется, как правило, в двух чтениях. При первом чтении: 1) заслушивается доклад субъекта законодательной инициативы, внесшего проект и содоклад головной комиссии; 2) обсуждается концепция, направленность и структура законопроекта, основные институты и целесообразность его принятия; 3) при наличии альтернативных проектов выбирается проект, который ляжет в основу при рассмотрении во втором чтении.

По результатам обсуждения нижняя палата голосованием (простым большинством) принимает либо отклоняет проект, о чем издается постановление.

После первого чтения законопроект передается на доработку в ту же или иную комиссию и может быть вынесен на народное обсуждение (между первым и вторым чтением).

Во втором чтении: 1) выступает председатель головной комиссии с докладом; 2) принимается наименование будущего закона; 3) законопроект обсуждается постатейно, по главам, по разделам или в целом; 4) каждая статья, глава, раздел или проект в целом ставятся на голосование; 5) в случае раздельного голосования проект в последующем ставится на голосование в целом.

В результате обсуждения проекта законодательный орган (простым или квалифицированным большинством) может: одобрить его, мотивированно отклонить, отложить принятие на определенный срок, возвратить проект на доработку или принять иное решение в соответствии с действующим законодательством.

При отклонении рассмотрение данного законопроекта возможно после повторного его внесения в Парламент в порядке законодательной инициативы. Такой проект рассматривается как новый.

Рассмотрение проекта законов на заседаниях Совета Республики. Принятый текст проекта в течение 5 дней направляется на рассмотрение в Совет Республики, где должен быть одобрен или отклонен в 20-дневный срок. Решение принимается простым или квалифицированным большинством голосов в форме постановления. Совет Республики не может вносить изменения и дополнения в текст проекта. Если законопроект не был рассмотрен в названный срок, он считается одобренным.

По решению Президента или по его поручению Правительства законопроект может быть признан срочным. Это влечет необходимость его рассмотрения в течение 10 дней в каждой палате.

Принятие закона означает, что законопроект, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией, становится законом в послном смысле слова после: принятия Палатой представителей и одобрения Советом Республики большинством голосов от полного состава каждой палаты. В юридическую силу он вступает после подписания Президентом.

Закон считается одобренным Советом Республики: 1) если за него проголосовало большинство от полного состава Совета Республики; 2) если в течение 20 дней, а при объявлении законопроекта срочным — 10 дней, со дня внесения он не был рассмотрен Советом Республики.

 В случае отклонения верхней палатой проекта палаты могут создать согласительную комиссию. Если последняя не может выработать единый текст, Президент вправе потребовать, чтобы Палата представителей приняла окончательное решение квалифицированным большинством голосов. Закон считается принятым Палатой представителей при условии, что за него проголосовало не менее 2/3 от полного состава Палаты представителей.

Рассмотрение законов Президентом Республики Беларусь. Основной мировой практикой является подписание закона главой государства, который может наложить вето на закон. Доктринально различают:

· вето абсолютное (резолютивное), т.е.непреодолимыйотказ подписать закон (практически не применяется в современном мире, поскольку сродни праву монарха);

· вето относительное (отлагательное) — ситуация, когда закон возвращается в парламент на новое рассмотрение с замечаниями главы государства. Существуют два пути его преодоления: либо принять замечания главы государства, либо его преодолеть квалифицированным большинством.

В Республике Беларусь принятый закон направляется в течение 10 дней на подпись Президенту [87]. Если Президент не возвращает какой-либо закон на протяжении двух недель, закон считается подписанным. Вместе с тем закон не считается подписанным и не вступает в силу, если он не мог быть возвращен в Парламент в связи с окончанием сессии («карманное вето»).

При несогласии с законом Глава государства возвращает его в Палату представителей со своими возражениями (отлагательное вето), которые должны быть рассмотрены в течение 30 дней. 20 дней дается Совету Республики для одобрения или отклонения Закона. Парламент может преодолеть вето Президента, проголосовав за закон без учета возражений Главы государства двумя третями голосов от полного состава каждой из палат Парламента. Такой закон подписывается Президентом в 5-дневный срок и вступает в силу даже, если он не подписан.

 Палаты вправе простым большинством, если не требуется квалифицированного большинства, принять закон с учетом возражений Президента.

В Республике Беларусь допускается вступление закона в силу с изъятиями положений, на которые Президент наложил вето. В таком же порядке палатами рассматриваются возражения Президента на отдельные положения закона, которые возвращаются для повторного голосования. Дата принятия закона — это дата подписания Президентом либо последний день срока, когда закон должен быть подписан им или возвращен в Парламент.

По поводу термина «промульгация» не сложилось общепринятого понимания. Чаще всего под ней понимают акт главы государства об опубликовании.Обнародованиепринятого закона чаще всего происходит путем опубликования.

Стадия официального опубликования закона и введение его в действие осуществляется параллельно с включением закона в Национальный реестр правовых актов, поскольку законы должны опубликовываться немедленно. Включение закона в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь происходит путем направления в Национальный центр правовой информации действующей копии оригинала закона в течение 3-х дней после принятия. Закон вступает в силу через 10 дней с момента (дня) официального опубликования, если иной срок не установлен в самом законе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 218; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.79.60 (0.007 с.)