Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Действие нормативных правовых актов в пространстве и по кругу лиц.
Действие правовых нормативных актов в пространстве связано с территориальным ограничением их действия в рамках территориального и экстерриториального действия нормативных правовых актов. Экстерриториальное действие — применение наших законов к действиям, совершенным на территории другого государства. Экстерриториальное действие распространяется на условную территорию и применяется в отношении с иностранными гражданами или организациями и с собственными гражданами за рубежом. Оно указывает, на то, что суверенитет государства распространяется на территорию посольств, военных кораблей, всех кораблей в открытом море и других объектов, принадлежащих государству и находящихся в открытом море или космосе. Порядок и правила экстерриториального действия нормативных актов государства, применимое право в международном частном праве точно определяются законодательством. Территориальное действие закона распространяется на реальную территорию государства. Различаются нормативные правовые акты: 1) общегосударственного действия; 2) регионального действия (например, в пределах соответствующих административно-территориальных единиц (их частей)); 3) локального действия. Нормативные правовые акты могут: 1) распространяться на всю территорию государства; 2) действовать лишь на определенной части страны (в свободной экономической зоне, в оффшорной зоне, на территории со сложными климатическими условиями или иными существенными особенностями); 3) предназначаться для действия за пределами государства (экстерриториальность). Местные органы государственной власти издают нормативные правовые акты, распространяющие свое действие на всех лиц, находящихся на территории края, области, района, города, села. Если возникает проблема соотношения нормативных актов, действующих на всей территории унитарного государства и на определенной ее части, то она решается по принципу преимущественной юридической силы актов вышестоящих органов перед актами нижестоящих органов. Действие нормативных правовых актов по кругу лиц означает, что акты распространяют свое действие на всех неопределенный круг лиц, находящихся на территории данного государства и являющихся его адресатами. Т.е. под действие нормативных правовых актов любого государства подпадают граждане данного государства (в том числе и лица с двойным гражданством), иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории государства. Из этого правила имеются исключения:
1) иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть субъектами ряда правоотношений (например, быть судьями, состоять на службе в Вооруженных Силах, состоять в членстве партии и др.); 2) иностранные граждане, наделенные дипломатическим иммунитетом и пользующиеся правом экстерриториальности, не несут уголовной и административной ответственности по законодательству иностранного государства, а объявляются персонами «non grata» и выдворяются за пределы территории государства; 3) некоторые нормативные правовые акты распространяют свое действие и на тех граждан, которые находятся за ее пределами (например, Закон о гражданстве, Уголовный кодекс); 4) некоторые граждане, наделенные неприкосновенностью (президентской и депутатской) в связи с особым статусом, на время действия этого статуса не подпадают под действие отдельных нормативных правовых актов. Действие нормативных правовых актов по кругу лиц зависит от двух факторов: гражданства и уровня субъекта правотворчества (например, локальный). Круг лиц, на которых распространяет свое действие нормативные правовые акты, может определяться также по специальному правовому статусу (например, государственные служащие) и другим признакам, соответствующим различным видам субъектов правоотношений. [63]
ПРАВОТВОРЧЕСТВО 18.1. Правообразование, правоустановление и нормотворчество. В юридической литературе и в законодательстве встречается множество родственных понятий, относимых к сфере формирования права: правотворчество (нормотворчества), правоустановление (нормоустановления), правообразование, нормотворческая деятельность, нормотворческий процесс и др. Некоторые правоведы указанные понятия уравнивают. Однако большинство ученых их смысл и содержание различают. Правообразование — это процесс формирования права, т.е. социально обусловленный, длительный по времени объективно-субъективный, идущий снизу вверх процесс формирования (фактического складывания) права. В.С. Нерсесянц определил правообразование как «процесс становления права как формы» [ Ошибка! Источник ссылки не найден. ].
Различают двухзвенный и трехзвенный механизм правообразования, которые отражают социальную обусловленность права. Трехзвенный механизм правообразования охватывает стадии: 1) возникновение потребности в их правовом регулировании общественных отношений; 2) осознание этой потребности и выработка концепций будущего правового регулирования; 3) правотворчество, т.е. подготовка и принятие нормативного правового акта или другого источника права. Правообразование включает в себя объективную и субъективную сторону, что отражено в двухзвеном механизме правообразования: 1) стадия объективного правотворчества (стихийный момент). На этой стадии главным действующим лицом является совокупный общественный субъект (социальная группа, общность людей, общество в целом). Здесь формируется и получает фактическое (не юридическое) закрепление правообразующий интерес. Он выражается в фактических правовых нормах (т.е. нормах, которые по своим объективным характеристикам уже приобрели правовую нормативность, но еще не получили государственно-правового признания и в силу этого не обладают свойством формально-юридической определенности); 2) стадия правообразования с участием специализированных правотворческих органов (организованный момент). На этой стадии правообразующий интерес должен быть обнаружен и получить статус всеобщего интереса (например, выражен официально в правотворческом акте). В этом смысле правообразование есть процесс формирования, обнаружения и юридического закрепления правообразующего интереса. Понятия правотворчество от правообразование соотносятся как целое и часть: правотворчество — последний этап и результат правообразования — носит субъективный организованный характер и состоит в принятии, изменении и отмене конкретного нормативного правового акта или другой позитивной формы права. Правоустановление — это первая стадия правотворчества, основной вид правотворческой деятельности, выражающийся в официальной объективации источников права; установление норм действующих источников позитивного права; правотворчество в узком смысле. Правоустановление (по В.С. Нерсесянцу) — это форма (и направление) государственной деятельности, связанная с официальным выражением и закреплением норм права, которые составляют нормативно-правовое содержание всех действующих источников позитивного права [47, с. 415]. [64] Согласно С.Г. Дробязко и В.С. Козлову, правоустановление включает в себя учреждение государством новых и санкционирование существующих норм права: 1) систематизацию; 2) санкционирование норм обычаев; 3) законодательный процесс; 4) подзаконотворчество. Это высшая, завершающая стадия легализации права, в результате которой в процедурном порядке объективируются источники права, принимается и систематизируется законодательство [22, с. 235–240]. Установление норм государством свидетельствует, что наибольшая их часть принимается компетентными государственными органами (законодательными, исполнительными).
Правообразование, правотворчество, правоустановление, названы С.Г. Дробязко и В.С. Козловым «тремя стадиями (уровнями) формирования права»[22, с. 237], но эти понятия указывают не на последовательность стадий (поскольку правотворчество есть последняя стадия правообразования, а правоустановление — первая и основная стадия правотворчества), а на их взаимосвязь: каждое последующее понятие есть часть предыдущего. В юриспруденции и законодательстве часто используются также понятия нормотворчества и нормотворческой деятельности, однако их соотношение с другими понятиями не уточняется. Нормотворчество в широком смысле — это процесс создания социальных норм в обществе; в узком, юридическом смысле — формирование норм права, а в самом узком — правотворчество. Поэтому правоустановление тождественно нормоустановлению. Закон «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» от 10 января 2000 г. [61] не давал дефиниций понятиям «правотворчество», «нормотворчество», а определял нормотворческую деятельность как научную и организационную деятельность по подготовке, экспертизе, изменению, дополнению, принятию (изданию), толкованию, приостановлению действия, признанию утратившими силу либо отмене нормативных правовых актов (ст. 1). Закон «О нормативных правовых актах» от 17 июля 2018 г. (ст. 36) определяет нормотворческой деятельностью государственно-властную деятельность по планированию, реализации нормотворческой инициативы, подготовке, проведению экспертиз, принятию (изданию), официальному опубликованию, изменению, официальному толкованию, приостановлению, возобновлению, продлению и прекращению действия нормативных правовых актов [60]. Исходя из положений закона, правотворчество есть часть нормотворческой деятельности. 18.2. Правотворчество: понятие, сущность, признаки, содержание. Правотворчество — урегулированная нормами права деятельность уполномоченных субъектов по установлению, изменению или отмене норм права. Правотворчество (по источникам права и субъектам правотворчества) — это: · в широком смысле — деятельность субъектов, наделенных нормотворческой (правотворческой) компетенцией — а именно деятельность государственных органов, непосредственно народа и отдельных физических лиц, негосударственных организаций, международных организаций — по созданию нормативных правовых актов, договоров нормативного содержания и других источников права, их изменению и отмене. Это непозитивисткая трактовка, различающая право и закон (позитивное право);
· в узком смысле — это форма государственной деятельности по созданию, изменению и отмене норм позитивного права. Эта трактовка позитивисткая, не различающая право и закон. Правотворчество в Республике Беларусь представляет собой организационно-оформленную, легальную и легитимную, процессуальную деятельность в подавляющем большинстве случаев государственных органов с целью создания, отмены и изменения норм права, в форме принятий нормативных правовых актов, в первую очередь. Сущность правотворчества в разных типах правопонимания разнится: 1) для непозитивизма она состоит в выражении общей воли народа в источниках права (превращение общей воли в форму позитивного права); 2) для этатического позитивизма — в возведении государственной воли в закон. Известны следующие функции правотворчества: 1) обновление законодательства; 2) отмена устаревших юридических норм; 3) восполнение пробелов в праве. Признаками правотворчества служит то, что оно: 1) осуществляется уполномоченными субъектами; 2) осуществляется на основе и в порядке, предусмотренном нормами права; 4) выражается в деятельности по установлению, изменению или отмене норм права; 5) представляет собой деятельность научно-практическую, юридическую, активную, творческую; 6) является первейшим средством управления обществом; 7) является важнейшим показателем уровня правовой культуры и исторических традиций общества. Содержание правотворчества составляют три вида правотворческой деятельности (сопоставимо со стадиями): 1) деятельность по установлению норм права (главное содержание правотворчества — системное создание действующих правовых норм, т.е.правоустановление); 2) деятельность по изменению норм права; 3) деятельность по отмене норм права. Отмена и изменение действующих норм носит производный (вторичный), вспомогательный характер в процессе создания внутренне согласованной системы юридических норм. Отменить нормативный правовой акт может орган его принявший или вышестоящий орган. Правотворческий процесс (процедура осуществления правотворчества) охватывает деятельность уполномоченных субъектов от идеи создания правовой нормы до внесени изменений и дополнений, отмены.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 304; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.150.80 (0.014 с.) |