Начальные стадии правотворчества в Республике Беларусь. 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Начальные стадии правотворчества в Республике Беларусь.



Законодательство не оперирует понятием «правотворчество» и не определяет стадии правотворчества. Доктринально можно выделить следующие стадии правотворчества: 1) установление норм права (правоустановление); 2) изменение норм права; 3) отмена норм права.

Закон «О нормативных правовых актах» (ст. 36) [60] называет стадии нормотворческого, законотворческого процессов, ранее указанные в ст. 39 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» [61], дополняя их стадией обязательной юридической экспертизы в отношении некоторых нормативных правовых актов:

1) планирование нормотворческой деятельности;

2) нормотворческая инициатива;

3) подготовка проекта нормативного правового акта, включая проведение его согласования и экспертиз;

4) принятие (издание) нормативного правового акта;

5) проведение обязательной юридической экспертизы в отношении некоторых нормативных правовых актов;

6) включение нормативного правового акта в Национальный реестр правовых актов;

7) официальное опубликование нормативного правового акта.

Подготовка проектов нормативных правовых актов осуществляется, как правило, на плановой основе [54]. Планирование подготовки проектов нормативных правовых актов включает утверждение нормотворческими органами: 1) государственных программ; 2) планов подготовки законопроектов (ежегодных в том числе). Это основа нормотворческого процесса. Планы и программы разрабатываются Национальным центром законодательства и правовых исследований Республики Беларусь, утверждаются Президентом и содержат названия и виды законов и других нормативных правовых актов, а также государственные органы, ответственные за их подготовку, сроки подготовки.

Нормотворческая инициатива — официальное внесение субъектом нормотворческой инициативы в нормотворческий орган (должностному лицу) проекта нормативного правового акта или мотивированного предложения о необходимости принятия (издания), изменения, официального толкования, приостановления, возобновления, продления и прекращения действия нормативного правового акта (его структурных элементов) [60]. Известны виды норматворческой инициативы: 1) подготовка проекта нормативного правового акта; 2) мотивированное предложение о необходимости принятия (издания), изменения, дополнения, толкования, приостановления действия, признания утратившими силу, отмены нормативного правового акта либо его части.

Законодательная инициатива — официальное внесение субъектом права законодательной инициативы, установленным Конституцией Республики Беларусь, законопроекта в Палату представителей Национального собрания [60]. Государственные органы и должностные лица, не являющиеся субъектами нормотворческой инициативы, а также организации и граждане направляют свои предложения по принятию (изданию) нормативного правового акта или вносят проект нормативного правового акта государственным органам, имеющим соответствующие полномочия. Президент осуществляет право законодательной инициативы лично или через уполномоченные им органы.

Подготовка проекта нормативного правового акта по закону может включать: 1) рассмотрение нормотворческого предложения и принятие решения по подготовке проекта; 2) организационно-техническое и финансовое обеспечение его подготовки; 3) сбор необходимых материалов и информации; 4) разработку концепции проекта; 5) составление текста проекта; 6) согласование проекта; 7) проведение юридической и иных необходимых экспертиз.

Нормотворческий орган может осуществлять подготовку проекта нормативного правового акта самостоятельно либо в установленном порядке привлечь к подготовке проекта специалистов из иных организаций, в первую очередь государственных. В установленныз законом случаях, проект нормативного правового акта до внесения его в нормотворческий орган подлежит согласованию с заинтересованными государственными органами (организациями).

В соответствии с Положением о Национальном центре законодательства и правовых исследований Республики Беларусь, утвержденным Указом Президента от 13 декабря 2007 г. № 630 «О некоторых мерах по совершенствованию правотворческой деятельности и научных исследований в области права» [85], указанный центр обеспечивает подготовку проектов законодательных актов, методическое руководство нормотворческой деятельностью, проведение научных исследований в области права и подготовку научных работников высшей квалификации.

Проект нормативного правового акта подлежит обязательной юридической экспертизе в установленном закономпорядке. Помимо нее, проекты законов проходят также криминологическую экспертизу в Научно-практическом центре проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры Республики Беларусь. По решению нормотворческого либо иного уполномоченного государственного органа (должностного лица) проект нормативного правового акта может быть подвергнут иной экспертизе (финансовой, экономической, экологической и т.д.), за исключением случаев, когда законодательными актами Республики Беларусь предусмотрено проведение экспертизы в обязательном порядке.

К проекту нормативного правового акта, вносимому в нормотворческий орган (должностному лицу), прилагаются необходимые сопроводительные документы. Проекты законов и сопроводительные документы к ним направляются в Национальный центр правовой информации для включения в компьютерный банк данных проектов законов Республики Беларусь.

18.7. Рассмотрение проекта нормативного правового акта, принятие (издание), регистрация и опубликование нормативного правового акта.

Проект нормативного правового акта, внесенный в установленном порядке, должен быть рассмотрен нормотворческим органом (должностным лицом). По результатам рассмотрения проекта нормативного правового акта может быть принято решение:

1) одобрить проект и принять (издать) нормативный правовой акт;

2) отклонить проект с указанием мотивов и причин;

3) отложить принятие (издание) нормативного правового акта на определенный срок, если иное не предусмотрено законодательством Республики Беларусь;

4) возвратить проект на доработку с указанием своих замечаний и предложений, если иное не установлено законодательством Республики Беларусь.

Субъект нормотворческой инициативы вправе в случае необходимости отозвать направленный им проект нормативного правового акта до его принятия (издания).

Датой принятия (издания) нормативного правового акта считается дата подписания документа, указанная в его реквизитах [27, с. 156]. Нормативный правовой акт после его рассмотрения принимается (издается) уполномоченным на то органом с соблюдением установленной процедуры. 

Включение нормативного правового акта в Национальный реестр правовых актов. Нормативные правовые акты для регистрации направляются в Национальный центр правовой информации для включения в Национальный реестр правовых актов в 3-дневный срок со дня принятия (издания) государственным органом, их принявшим (издавшим).Нормативным правовым актам, включенным в Национальный реестр правовых актов, присваиваются регистрационные номера.

Опубликование нормативного правового акта. Официальное опубликование — это доведение до всеобщего сведения путем помещения подлинного текста нормативного правового акта (закона) в официальных изданиях (официальных источниках опубликования), на которые можно официально ссылаться (доктринальное определение). Cогласно Закону [60], официальным опубликованием нормативных правовых актов, включаемых в Национальный реестр правовых актов, является доведение этих актов до всеобщего сведения путем размещения их текстов в полном соответствии с подписанными подлинниками на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь. Датой официального опубликования правового акта считаться дата его размещения на портале.

С 1 июля 2012 г. Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь (www.pravo.by) [46; 58] стал единственным источником официального опубликования правовых актов, зарегистрированных в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь.

Национальный центр правовой информации осуществляет сбор, учет, обработку, хранение, систематизацию и актуализацию нормативных правовых актов, включаемых в Национальный реестр правовых актов [86]. Он обеспечивает идентичность текстов правовых актов, опубликованных на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь и в сборнике правовых актов «Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь», подписанным подлинникам.

Нормативные правовые акты публикуются с указанием их обязательных реквизитов.

Обязательными реквизитами нормативных правовых актов являются [60]: 1) вид; 2) дата, место принятия (издания); 3) регистрационный номер; 4) название; 5) должность, подпись, инициалы (инициал собственного имени) и фамилия должностного лица (лиц), уполномоченного подписывать нормативный правовой акт; 6) в установленныз законом случаях гриф утверждения, гриф приложения, ограничительный гриф «Для служебного пользования», гриф секретности. В законах дополнительно указываются обязательные реквизиты «Принят Палатой представителей», «Одобрен Советом Республики».

Определенные виды нормативных правовых актов могут обнародоваться также в официальных периодических печатных изданиях страны — в газетах «Советская Белоруссия», «Звязда», «Народная газета», «Рэспубліка». Кроме этого — в изданиях, определяемых местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами. Местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы первичного территориального уровня обеспечивают размещение принятых ими нормативных правовых актов, а также решений, принятых городским (городов районного подчинения), поселковым, сельским референдумом, на интернет-сайтах. К текстам нормативных правовых актов, официально опубликованных на интернет-сайтах, должен быть обеспечен свободный и бесплатный доступ. При этом удаление текстов этих актов с интернет-сайтов не допускается. Опубликование в другом издании не порождает каких-либо юридических последствий, а лишь способствует массовому ознакомлению граждан с правовой новацией.

Нормативные правовые акты, кроме официального опубликования и обнародования (опубликования), могут быть обнародованы (опубликованы) нормотворческими органами (должностными лицами), иными уполномоченными органами (организациями) в других изданиях, а также доведены до всеобщего сведения с использованием телевизионных и радиовещательных средств массовой информации, путем распространения (предоставления) в составе баз и банков данных, иных информационно-правовых ресурсов, размещения в глобальной компьютерной сети Интернет, в доступном для обозрения месте (на информационных стендах, табло и иным образом) либо иными способами в порядке, предусмотренном законодательными актами. Такое обнародование (опубликование) нормативных правовых актов осуществляется с соблюдением требований, предъявляемых к деятельности по распространению (предоставлению) правовой информации, только после официального опубликования соответствующих нормативных правовых актов и в соответствии с официально опубликованными текстами этих актов.

Тексты нормативных правовых актов, содержащиеся в государственных информационно-правовых ресурсах, в том числе приведенные в контрольное состояние, являются официальными.

Нормативные правовые акты, содержащие служебную информацию ограниченного распространения, включаются в соответствующий раздел Национального реестра правовых актов с ограничительным грифом «Для служебного пользования».

По нормативным правовым актам, измененным, отмененным либо признанным в установленном законодательством Республики Беларусь порядке утратившими силу, в Национальный реестр правовых актов вносится соответствующая запись с указанием реквизитов нормативного правового акта, которым указанные акты изменены, отменены или признаны утратившими силу.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 275; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.181.81 (0.004 с.)