Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Система законодательства: понятие, признаки, элементы, соотношение с системой права.
Под законодательством в узком смысле понимают совокупность самих законов; вшироком смысле законодательство — вся совокупность нормативных правовых актов (законов и подзаконных актов), действующих внутри государства и регулирующих общественные отношения. Нормы международного права к законодательтсву не относятся. Согласно cт. 3 действующего Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь», законодательство — это система нормативных правовых актов, характеризующаяся их внутренней согласованностью, иерархией и обеспечивающая правовое регулирование общественных отношений [60]. Под системой законодательства понимается: 1) взаимно согласованная, иерархически определенная совокупность всех нормативных правовых актов государства; 2) система отраслей законодательства как совокупность нормативных правовых актов или их статей (например, торговое, спортивное право, коммерческое, хозяйственное, сельскохозяйственное и др.). Структура системы законодательства предполагает вертикальное (построенное на принципах субординации и иерархичности по критерию юридической силы) и горизонтальное деление (по предмету правового регулирования) [27, с. 174]. Последнее предполагает отраслевое и межотраслевое законодательство, т.е. отрасли права находят свое формальное закрепление в отраслях законодательства. Отрасль законодательства ( комплексная отрасль) — это совокупность актов законодательства, принадлежащих к одному виду или к сфере правового регулирования с единым содержанием, формой и системными связями между составляющими их институтами законодательства. Это понятие появилось в юридической литературе с 40 гг. ХХ в. Признаками законодательства считают: 1) наличие основного акта, как правило, кодифицированного, который определяет целостность отрасли (конституция, кодекс, основы законодательства). Кодекс есть «венец» отрасли законодательства, а конституция — нормативная основа для всех отраслей законодательства; 2) объединение по предмету правового регулирования, которым является вид (трудовые, административные и др.) или сфера качественно однородных общественных отношений (образование, здравоохранение, наука и др.); 3) единство содержания объединенных актов — единство принципов правового регулирования, единство источников формирования норм, общность основных положений;
4) единство формы — акты внутри отрасли (кодексы, законы) должны быть внешне упорядочены так, чтобы они составляли единое целое; 5) системные связи актов внутри определенной области с актами других отраслей законодательства через нормативные предписания, содержащиеся в их статьях (статья — структурное первичный элемент как для отрасли законодательства, так и всего законодательства в целом); 6) формально-логическое разделение отраслей законодательства на институты законодательства. Виды отраслей законодательства таковы: 1) соответствующие отраслям права — система нормативных правовых актов или их статей одной отрасли права (конституционное законодательство, гражданское, уголовное и др.); 2) внутриотраслевые (специальные) — система нормативных правовых актов (их статей) подотрасли или института права (уголовно-исполнительное законодательство как часть уголовно-процессуального законодательства); 3) межотраслевые (комплексные) — система нормативных предписаний нескольких отраслей, подотраслей, институтов права, которые составляют относительно самостоятельную (комплексную) сферу общественной жизни. Комплексность законодательства означает, что один нормативный правовой акт с целью наиболее эффективного правового регулирования включаются нормы из разных отраслей права. Комплексное законодательство регулирует разнородные общественные отношения (административные, финансовые, гражданские, предпринимательские и другие) с помощью сочетания норм, принципов, методов различных отраслей права (хозяйственное законодательство, транспортное законодательство, ювенальное законодательство, коммунальное законодательство и др.). Нецелесообразно разделять отрасли законодательства на основные и неосновные, поднимать одну отрасль законодательства над другой. Основные отрасли права обычно соотносятся с отраслями законодательства. Но отрасли законодательства могут существовать без отраслей права (например, право социального обеспечения, образовательное право, законодательство о нотариате, бизнес-законодательство и другие некодифицированные и «разбросанные» по разным нормативным правовым актам отрасли законодательства).
Соотношение системы права с системой законодательства таково: 1) система права — внутреннее содержание, а система законодательства — внешняя форма; 2) система права состоит из отраслей права и т.д., а система законодательства — из отраслей законодательства; 3) первичным элементом системы права является норма права, а у системы законодательства — статья нормативного правового акта; 4) система права объективно связана с системой общественных отношений (формируется более объективно), а система законодательства определяется волей законодателя (субъективна); 5) число отраслей права меньше числа отраслей законодательства; 6) сейчас формирование новой отрасли права идет через формирование отрасли законодательства.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.193.129 (0.004 с.) |