Правоприменительная деятельность: специфика, функции, стадии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правоприменительная деятельность: специфика, функции, стадии.



Специфика правоприменительной деятельности как формы реализации права состоит в том, что она необходима, когда:

1) совершено правонарушение и необходимо установить для правонарушителя меру наказания;

2) предусмотренные юридическими нормами права и обязанности не могут возникнуть у конкретных лиц без государственно-властной деятельности компетентных органов (служба в армии, поступление в вуз, устройство на работу, выплата пенсий и т. п.);

3) возник спор о праве и необходимо защитить чье-либо субъективное право;

4) необходимо осуществление предусмотренного законом контроля за правильностью приобретения прав и возложения обязанностей (нотариальное удостоверение бесспорных прав, получение разрешения на какую- либо деятельность и т. п.).

Кроме того, сейчас наблюдается следующая особенность значительно увеличилось число правоприменителей, поскольку право стало доступнее для применения органам местного самоуправления, общественным организациям, юридическим лицам.

Можно выделить следующие функции применения права: 1) правонаделительную; 2) правообеспечительную; 3) функцию индивидуального регулирования общественных отношений.

Традиционно выделяют следующие стадии правоприменения:

1) стадия доказывания — установление фактических обстоятельств дела, которые стали фактическим основанием правоприменения. Поскольку фактические обстоятельств дела, как правило, правоприменитель не мог наблюдать непосредственно, то они подтверждаются доказательствами — материальными и нематериальными следами прошлого, зафиксированными в документах(показаниях свидетелей, заключениях экспертов, протоколах осмотра места происшествия и т.д.). Эти документы составляют основное содержание материалов юридического дела и отражают юридически значимую фактическую ситуацию. Сбор доказательств может: 1) сводится к представлению заинтересованным лицом необходимых документов (например, гражданин, имеющий право на пенсию, обязан представить в комиссию по назначению пенсий подтверждающие это право документы: о возрасте, стаже работы, заработной плате и др.); 2) быть сложнейшей юридической деятельностью уполномоченных на то компетентных органов (например, предварительное следствие по уголовному делу).

Процессуальные требования к доказательствам заключаются в том, что доказательства должны быть:

· допустимыми, т.е. применяются только предусмотренные процессуальными законами средства доказывания. Сведения свидетеля не могут служить доказательством без указания источника своей осведомленности. Для установления характера телесных повреждений и причин смерти необходимо проведение экспертизы;

· относимыми, что означает принятие и анализ только тех доказательств, которые имеют значение для дела, т.е. способствуют установлению именно тех фактов, с которыми применяемая норма права связывает наступление юридических последствий (прав, обязанностей, юридической ответственности);

· полными, что требует установления всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Их неполное выяснение является основанием к отмене или изменению решения суда;

2) установление юридической основы дела (юридическая квалификация и толкование применяемой нормы права) — связано с нахождением правовой нормы, подлежащей применению в конкретном случае. Сущность юридической оценки фактических обстоятельств заключается в том, чтобы сравнить фактические обстоятельства реальной жизни и юридические факты, предусмотренные гипотезой применяемой нормы права, и установить тождество между ними, проанализировать выбранную норму с точки зрения ее действия во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Юридическая квалификация следует за установленными фактами. Наличие фактов, предусмотренных гипотезой правовой нормы, подтверждает юридическую квалификацию, а выяснение дополнительных обстоятельств часто ее меняет. Типичная ошибка, когда начинают «подгонять» факты под гипотезу избранной нормы.

Анализ закона, толкование избранной нормы права предполагает обращение к официальному тексту нормативного правового акта, ознакомление с имеющимися дополнениями и изменениями его первоначальной редакции, а также с официальными разъяснениями смысла и содержания применяемой нормы.

Романо-германская система устанавливает юридическое основу дела от общего к частному, а англо-саксонская, наоборот;

3) принятие решения по юридическому делу как умственная деятельность, заключается: 1) в оценке собранных доказательств и в установлении на их основе действительной картины происшедшего; 2) в окончательной юридической квалификации и в определении для сторон или виновного юридических последствий — прав и обязанностей сторон, меры ответственности виновного;

4) вынесение правоприменительного акта (документально-оформительская стадия);

5 ) контрольно-исполнительная стадия (реальное исполнение приговора или решения суда по гражданскому делу, доведение их до заинтересованных лиц и органов).

19.4. Правоприменительный (индивидуально-правовой) акт: понятие, признаки, структура, виды, требования.

Акт применения права —это государственно-властный индивидуально-определенный документ, изданный компетентным субъектом по конкретному юридическому делу, в котором на основе соответствующих юридических фактов и правовых норм закрепляется результат разрешения юридического дела, а именно официально фиксируются субъективные права или юридические обязанности конкретных лиц.

Признаки акта правоприменения таковы: 1) они издаются компетентными органами или иными уполномоченными субъектами; 2) они строго индивидуальны и исчерпываются однократным применением; 3) они переводят нормы права (общие правила поведения) в конкретные предписания конкретным лицам; 4) они законны, обоснованы и целесообразны; 5) их реализация обеспечивается государственным принуждением; 6) они могут быть обжалованы в суде или в ином государственном органе в порядке и сроках, установленных законодательством. Как правило, подача жалобы приостанавливает действие соответствующего акта до решения вопроса судом или иным властным органом.

Далеко не все официальные документы являются правоприменительными актами (например, справки, доверенности, квитанции, накладные, платежные поручения, дипломы, аттестаты, грамоты, удостоверения личности и т.д.), поскольку они не подходят под указанные выше признаки [44, с. 164].

По структуре правоприменительный акт включает:

1) вводную часть (наименование акта, дата, орган, издавший его и др.);

2) описательную часть, где рассматриваются обстоятельства дела;

3) мотивировочную часть, где анализируются доказательства;

4) резолютивную часть, где выносится решение по делу.

Известны следующие виды актов правоприменения:

· по форме устные и письменные:приказы; постановления; указы ненормативного характера (указания); представления; резолюции; протоколы; решения; разрешения; предупреждения; приговоры; определения; распоряжения и др.;

· по субъектам: акты государственных органов и акты общественных организаций; акты Главы государства; акты органов власти и управления; акты органов правосудия; акты органов прокуратуры; акты органов надзора и контроля; акты коллегиальных органов и акты единоличных органов;

· по функциям права: регулятивные акты (приказ о повышении по службе) и охранительные (постановление о возбуждении уголовного дела);

· по юридической природе: основные (выражают конечное решение по юридическому делу — приговор, решение суда) и вспомогательные (подготавливают издание основных — постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого);

· по предмету правового регулирования: акты гражданско-правовые, уголовно-правовые, акты конституционно-правовые, акты административно-правовые;

·  по характеру: материальные и процессуальные;

·  по действию во времени: акты однократного действия (наложение штрафа) и акты длящегося действия (регистрация брака, назначение пенсии и др.).

Соотношение правоприменительного акта и нормативного правового акта выражается в выявлении общих и особенных характеристик.

Общие черты правоприменительного акта с нормативным правовым актом таковы: 1) оба представляют собой, как правило, письменные акты-документы; 2) оба исходят от государства в лице его уполномоченного органов и должностных лиц; 3) оба обладают юридической силой (порождают правовые последствия, защищаются государством).

Отличия правоприменительного акта состоят в следующем: 1)они принимаются на основе нормативных правовых актов и должны им соответствовать; 2) не являются источниками права; 3) не содержат в себе каких-либо общих правил поведения, а конкретизируют нормы права, содержащиеся в нормативных правовых актах; 4) применяются к конкретному случаю, событию, индивидуальной ситуации; 5) обращены к строго установленному кругу лиц; 6) рассчитаны на однократное применение; 7) являются юридическими фактами (служат основанием для возникновения, изменения или прекращения правоотношений); 8) могут быть выражены не только в письменной, но и в устной форме; 9) должны отвечать требованиям законности, обоснованности и целесообразности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 241; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.27.244 (0.01 с.)