Соотношение правового регулирования в традиционных обществах и обществах инновационного типа. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Соотношение правового регулирования в традиционных обществах и обществах инновационного типа.



Традиционное общество — в первую очередь, аграрное и доиндустриальное объединение людей, которое является закрытым, самодостаточным, не восприимчивым к новшествам и внешнему воздействию. Социальное регулирование традиционных обществ ограничивает посторонние влияние и нововведения (инновации) и направлено на сохранение статуса-кво, когда, перефразируя И.Канта, «мертвые управляют живыми». Традиционные общества, современные в том числе, регулируются консервативными источниками (такими как обычаи, мораль, традиционные религии). Им характерны ретроспективное правовое регулировавние, закрытость от внешнего влияния и инноваций, примитивный тип правовых связей, подавление личности социумом и государством и относительная устраненность государства от правового реглирования.

Общество инновационного типа характеризуется быстрой сменяемостью технологий, беспрерывной модернизацией, постоянным изменением культуры, что обуславливает новые жизненные пути и непредсказуемость для последующих поколений. Правовое регулирование в них постоянно обновляется, усложняются правовые связи.  Социальное регулирование здесь либо государственное, либо санкционированное государством, перспективное, работает на опережение, для чего нужны источники права нового типа: гибкие, с широким дозволением, недетализированные, универсальные (например, общеправовые принципы, смысл и тенденции современного развития гражданского законодательства, даже сама теория юридических фактов (для отраслей права и законодательства с диспозитивным методом правового регулирования).

По традиционному типу общества развивались преимущественно до Средневековья или Нового времени. На современном этапе примеры таких обществ выраженно сохранились в Африке и Азии. «Чисто» традиционные государства не выдерживают конкуренции с инновационными, которые демонстрируют устойчивое развитие и более мобильны, в силу чего паневроейские социологические теории традиционное общество считали отсталым. Однако противопоставление традиционного государства и инновационного не корректно, как минимум, по двум причинам: во-первых, некоторые черты традиционного общества присущи даже современным ведущим государствам (например, Японии); во-вторых, логическая цепочка «традиционное общество — инновационное общество» в плане направленности правового регулирования, полагаем, должна быть дополнена еще одним элементом — назовем его «обществом с текущим правовым регулированием». Если традиционному обществу присуще ретроспективное правовое регулирование, то современному законническому обществу (т.е. обществу, где основным источником права выступает закон в широком смысле слова) присуще правовое регулирование общественных отношений, имеющих место в настоящем.

И лишь государство со стратегически инновационной функцией, т.е. инновационное государство, к которому можно причислить малую часть современных государств, принимает на себя задачу по перспективному правовому регулированию общественных отношений, как существующих, так и пока еще не возникших [96, с. 128]. «Оно должно представлять в настоящем интересы будущего, выполняя функцию стратегического ориентирования инвестиционных потоков» [43, с. 22–24]. Говоря словами профессора Л.В. Голоскокова, «требуются постоянные инновации и с ускорением, с тем чтобы быть к ним готовым заранее, а не как в обычном государстве – реагировать почти всегда post factum» [16, с. 41–49]. Таким образом, в отличие ретроспективного и текущего правового регулирования правовое регулирование «на опережение», присущее инновационному государству, задействует такие инструменты как предвидение и прогноз тенденций и закономерностей развития общества и права.

Принято считать, что инновационное государство, будучи главным инициатором осуществления инноваций, соотносится с типом модернизации, именуемым «модернизация сверху». В отличие от нее «модернизация снизу» предполагает инициативу, финансирование преимущественно со стороны бизнеса и поддержку, стимулирование со стороны государственных органов, ответственных за создание условий для широкой деловой активности. Однако очевидно, что в инновационном государстве должны быть уравновешены оба типа модернизации, выступающие не конкурентами, а взаимодополняющими друг друга и выполняющими стратегически разные задачи.

Поэтому инновационным считаем государство: 1) обладающее стратегически инновационной функцией; 2) и осуществляющее инновации на государственном уровне, что ведет к качественному и качественному росту инновационной способности всех элементов государства и общества; 3) в котором главным инициатором осуществления инноваций выступает сам государство по направлению «сверху вниз».

Известно следующее соотношение типов государства и общества:

1) контрольное государство — доиндустриальное общество;

2) правовое государство — индустриальное общество;

3) социальное государство — постиндустриальное общество;

4) электронное государство — информационное общество.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 469; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.51.3 (0.006 с.)