Консолидация и учет как формы систематизации нормативных правовых актов. Классификация правового нормативного массива. 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Консолидация и учет как формы систематизации нормативных правовых актов. Классификация правового нормативного массива.



Консолидация — деятельность по сведению множества актов по одному вопросу в один укрупненный акт (изменение формы без изменения содержания).  Согласно Закону «О нормативных правовых актах» [60], консолидация — вид систематизации нормативных правовых актов, осуществляемой без изменения установленного ими правового регулирования общественных отношений путем объединения нормативных правовых актов в комплексный акт в определенной логической последовательности.

В советской традиции, как правило, консолидировались нормативные правовые акты одинаковой юридической силы. Сейчас этого нет. Консолидация проводится с целью устранения повторов, сокращения множества нормативных правовых актов. Новый укрупненный акт полностью заменяет вошедшие в него акты. При консолидации не меняется содержание правового регулирования общественных отношений. Производится лишь редакционная правка: устраняются противоречия, повторы, объединяются в один пункт тождественные предписания и др. консолидация всегда официальна и является чем-то средним между кодификацией и инкорпорацией.

Например, Указ Президиума Верховного Совета СССР «О праздничных и памятных днях» заменил собой 48 нормативных правовых актов. В Беларуси консолидация охватывает законы, декреты и указы Президента. Как отмечалось ранее, многие кодификационные акты (например, Инвестиционный, Банковский и Избирательный кодексы) также по сути являются актами консолидации.

В областях права, где отсутствует необходимость и возможность кодификации (например, в конституционном праве, таможенном и хозяйственном праве), используют консолидацию (издание укрупненных актов) как эффективное средство объединения нормативного материала, сокращения числа актов, упрощения и улучшения формы правового регулирования. Консолидация может быть промежуточной стадией при подготовке свода законов.

Учет нормативных правовых актов представляет собой деятельность по их сбору, хранению и поддержанию в контрольном состоянии, а также по созданию поисковой системы, обеспечивающей нахождение необходимой информации в массиве актов, взятых на учет; сбор государственными органами, юридическими лицами нормативных правовых актов для их деятельности, поддержание нормативного материала в контрольном состоянии. Основной задачей учета является сбор и поддержание нормативных правовых актов в состоянии, позволяющем оперативно находить нужную правовую информацию. Совокупность нормативных правовых актов, взятых на учет, составляет информационный фонд.

Видами учета являются: 1) журнальный — фиксация реквизитов нормативных актов в специальных журналах по хронологическому, алфавитному и предметно-отраслевому принципам; 2) карточный — создается картотека по тем же принципам; 3) автоматизированный — наиболее современный вид учета на базе применения современной компьютерной техники и новейших достижений информационных технологий.

Для быстрого нахождения акта, принятого по тому или иному вопросу, создаются автоматизированные информационно-поисковые (справочно-поисковые) системы  электронные базы и банки данных правовой информации (электронные правовые базы данных): в Республике Беларусь — это Эталонный банк данных правовой информации (ЭБДПИ), банк данных правовой информации «Свод законов Республики Беларусь», «Консультантплюс», информационно-поисковая система «ЭТАЛОН-ONLINE» (http://etalonline.by) и др. [27, с. 214].

Электронные правовые базы данных есть средство учета и систематизации законодательства. Согласно Закону «О нормативных правовых актах» [60], они относятся к электронной инкорпорации.[70]  Этот Закон указывает, что полным систематизированным собранием актов законодательства в электронной форме является эталонный банк данных правовой информации Республики Беларусь. Формирование и ведение Эталонного банка данных правовой информации Республики Беларусь осуществляется Национальным центром правовой информации.

 Банки данных правовой информации содержат тексты всех принятых нормативных правовых актов, а также наиболее важных индивидуально-правовых актов общегосударственного уровня. Кроме того, в банки данных правовой информации включаются международные договоры, нормативные правовые акты органов местного управления и самоуправления (кроме первичного уровня). Там, помимо баз нормативных документов, представлены т.н. тематические пакеты — материалы по отраслям права, словари, электронные версии различных печатных изданий, консультационные материалы.

Классификация правового нормативного массива на отдельные элементы (отрасли и институты) — один из инструментов систематизации законодательства, т.к. отражает структурно-функциональные связи между нормативными предписаниями, выраженными в различных источниках [30, с. 55–63]. Без классификации нормативных правовых актов невозможна их систематизация. В Республике Беларусь одновременно существуют две официальные системы классификации действующего законодательства, ставшие формой перманентного мониторинга и совершенствования законодательства:

1) Единый правовой классификатор (ЕПК) — предназначен для систематизации и учета действующего законодательства и выступает основой для Эталонного банка данных правовой информации (ЭБДПИ) и используется Национальным центром правовой информации Республики Беларусь. НЦПИ осуществляет сбор правовой информации, ее обработку, хранение, систематизацию и поддержание в контрольном состоянии для обеспечения доступности нормативных правовых актов, оперативного поиска для эффективного применения, создан по Указу Президента Республики Беларусь от 4 янв. 1999 г. № 1 «Об утверждении Единого правового классификатора Республики Беларусь» [66];

2) Свод законов — основа систематизации и инкорпорации законодательных актов, разрабатывался и ведется Национальным центром законодательства и правовых исследований Республики Беларусь.

Предметно-отраслевой и предметно-тематический принципы формирования Единого правового классификатора позволяют производить полный комплексный учет всех признаков при классификации правовых актов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 167; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.193.7 (0.005 с.)