Установленным трассам (маршрутам) и прибытия в пункт назначения в заданное время. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Установленным трассам (маршрутам) и прибытия в пункт назначения в заданное время.



Лекции

по

Воздушной навигации.

 

 

Пушкино

2014 г.

 

Содержание.

 

 Введение.

 Развитие теории и практики воздушной навигации.

История авиационной охраны лесов.

Тема № 1        «Основные географические понятия. Карты, применяемые в    авиации»

 Измерение времени.Форма и размеры Земли. Основные точки, линии и круги на земном шаре. Географические координаты. Единицы измерения расстояний. Направление на земной поверхности. Ортодромия и Локсодромия. Назначение полётных карт. Масштаб карты. Классификация и сущность картографических проекций. Содержание, разграфка и номенклатура карт. Подготовка карт, и использование их в полёте. Измерение времени. Гринвическое, поясное, местное время. Служба времени. Бортовые авиационные часы.

 

 Тема № 2  «Навигационные элементы полёта. Расчёты НЭП по формулам, и в уме. Навигационная линейка НЛ-10М.»

 

Земной магнетизм. Курсы ВС. Путевые углы и способы их определения. Курсовой угол ориентира. Полёт ВС по заданному курсу. Классификация высот полёта ВС. Способы измерения высоты полёта. Формулы расчёта высоты полёта ВС. Воздушная и путевая скорость полёта. Способы измерения скорости полёта ВС. Формулы расчета навигационных элементов полета, счет в уме. Ветер навигационный и метеорологический. Навигационный треугольник. Расчет направления и скорости ветра. Расчет навигационных элементов полета. Правила и порядок ведения визуальной ориентировки. Классификация ориентиров и их отличительные признаки.      

Особенности ведения визуальной ориентировки при полетах на малых и предельно-малых высотах, в условиях ограниченной видимости, в горной и мало-ориентирной местности.         

Назначение, принцип устройства НЛ-10М. Шкалы НЛ-10М и их назначение. Умножение и деление чисел при помощи НЛ-10М. Определение тригонометрических функций углов. Расчет пройденого расстояния, времени, путевой скорости, угла сноса, линейного бокового уклонения, поправки в курс, угла ветра на НЛ-10М. Перевод скорости, выраженой в м/с, в скорость выраженую в км/ч, и обратно. Расчет Ниспр. и Vпр. с учетом температурной ошибки на НЛ-10М.

 

 Тема № 3    «Воздушная навигация с использованием бортовых автономных средств»

 

Курсовые системы. Принцип действия и применение в полете. Магнитные компасы и их применение. Девиация магнитных компасов. Гироскопический способ измерения курса воздушного судна. Принципу устройства и применения барометрического высотомера. Расчет высоты полета. Аэродинамический метод измерения воздушной скорости. Принципу устройства указателей воздушной скорости. Расчет воздушной скорости. Определение навигационных элементов полета на контрольном этапе.

 

 

 Тема № 4 «. Воздушная навигация с использованием радиотехнических средств.»

Общая характеристика и виды радиотехнических систем. Основные радионавигационные элементы. Полет от радиостанции. Полет на радиостанцию. Определение момента пролета радиостанции или ее траверза. Контроль пути по дальности по боговой радиостанции. Определение места воздушного судна по одной радиостанции двукратным пеленгованием и прокладкой пеленгов на карте. Определение места воздушного судна по двум радиостанциям. Системы глобальной навигации. Классификация GPS. Применение GPS при выполнение полетов на лесоавиационные работы.

 

 

 Тема № 5 «Обеспечение безопасности воздушной навигации. Штурманская подготовка и правила выполнения полетов.»

Требования к безопасности воздушной навигации. Предотвращение столкновения с воздушными судами в полете. Предотвращение столкновения воздушных судов с земной поверхностью и наземными препятствиями. Предотвращение случаев потери ориентировки. Предотвращение случаев попадания воздушных судов в опасные метеоусловия. Предварительная штурманская подготовка к полету. Предполетная штурманская подготовка к полету. Бортовой журнал летчика-наблюдателя. Штурманский план полета. Инженерно-штурманский расчет. (ИШР)

 

 

 Тема № 6 «Особенности воздушной навигации при выполнении лесоавиационных работ. Полёты в особых условиях.»

Порядок схода на дым при выполнении лесопатрульного маршрута. Определение места лесного пожара, его координат. Работа с крупномасштабной картой. Расчёт безопасных высот по участкам маршрута и контроль над соблюдением правил их выдерживания. Знание естественных и искусственных препятствий в районе лесоавиационных работ, нанесение их на полётную карту. Учёт превышений искусственных препятствий при расчётах безопасных высот на участках маршрута и при выполнении лесоавиационных работ. Правила и порядок установки давления на барометрических высотомерах. Контроль над соблюдением безопасных высот полёта при осмотре лесного пожара, выполнении работ по обеспечению его тушения, а также при использовании водосливных устройств, выброске парашютистов-пожарных, десантировании на лес с помощью спусковых устройств. Порядок выхода на маршрут после окончания работ над лесным пожаром.

Причины потери ориентировки. Действия экипажа по восстановлению ориентировки. Особенности воздушной навигации в горной местности. Особенности ведения визуальной ориентировки в условиях ограниченной видимости. Правила обхода зон с опасными явлениями погоды. Особенности подготовки и выполнение воздушной навигации вне воздушных трасс и местных воздушных линий. Особенности воздушной навигации в мало-ориентирной местности.

 

 

     

         

   

Введение.

Навигация изначально определялась как теория и практика мореплавания. Морская навигация включает в себя методы контроля местоположения судов с помощью навигационного оборудования, приборов и радионавигационных систем.

Затем возникли понятия воздушной навигации и управления движением в воздухе по определению и использованию навигационных элементов. В 60-е годы XX века появилось понятие космической навигации: определение местоположения космических аппаратов, управление их ориентацией, коррекция траектории полета и т.п.

Навигация

- наука о вождении судов и летательных аппаратов

Навигация - (лат. navigatio, от navigo - плыву на судне) - 1) мореплавание, судоходство. В более узком значении навигация - раздел науки о судовождении, включающий теорию и практические методы вождения судов, а также способы учета движения судов и контроля за их местонахождением с помощью навигационного оборудования, навигационных приборов, астрономических средств и радионавигационных систем. 2) Период, когда по местным климатическим условиямвозможно судоходство.

Навигация

НАВИГАЦИЯ (лат. navigatio, от navigo - плыву на судне), 1) наука о способах выбора пути и методах вождения судов, летательных аппаратов (воздушная навигация, аэронавигация) и космических аппаратов (космическая навигация). Задачи навигации: нахождение опти

НАВИГАЦИЯ (лат. navigatio, от navigo - плыву на судне), 1) наука о способах выбора пути и методах вождения судов, летательных аппаратов (воздушная навигация, аэронавигация) и космических аппаратов (космическая навигация). Задачи навигации: нахождение оптимального маршрута (траектории), определение местоположения, направления и значения скорости и других параметров движения объекта. В навигации используют астрономические, радиотехнические и другие методы. 2) Период, когда по местным климатическим условиям возможно судоходство.

 

Воздушная навигация – это прикладная наука о точном, надежном и безопасном вождении воздушных судов (ВС) из одной точки земной поверхностив другую по заданной траектории.

Особенность воздушной навигации в том, что она осуществляется в трехмерном пространстве – воздушное судно в процессе выполнения полёта должно проходить пункты маршрута в заданном направлении, на заданной высоте, в определенные моменты времени.

Под воздушной навигацией понимается также комплекс действий экипажа воздушного судна и работников наземных технических средств, службы движения, направленных на обеспечение безопасности, наибольшей точности выполнения полетов по

Для решения указанных задач экипаж воздушного судна использует различные технические средства самолетовождения, которые подразделяются по месту расположения, характеру Использования и принципу действия.

По месту расположения технические средства делятсяна самолетные (бортовые) и наземные, а по характеру использования — на автономные и неавтономные. Автономными называются такие средства, применение которых не требует специального наземного оборудования.

Неавтономными

Геотехнические средства  воздушной навигации  позволяют измерять различные параметры естественных (геофизических) полей Земли. К этой группе относятся магнитные компасы, барометрические высотомеры, указатели воздушной скорости, термометры наружного воздуха, часы,  гирополукомпасы, дистанционные гиромагнитные и гироиндукционные компасы, курсовые системы, авиагоризонты, указатели поворота, оптические визиры, навигационные индикаторы, инерциальные системы и др. Большинство из этих средств устанавливается на всех воздушных судах и используется в любом полете; они применяются также при пользовании другими техническими средствами самолетовождения.

Радиотехнические средства воздушной навигации, основанные на измерении параметров электромагнитных полей, изучаемых специальными устройствами, находящимися на борту воздушного судна или на земле. К ним относятся самолетные радиокомпасы и связные радиостанции, радиовысотомеры, самолетные радиолокационные станции, доплеровские измерители путевой

Самолетное радионавигационное оборудование и наземные радиотехнические устройства образуютсистемы воздушной навигации.По дальности действия последние делятся на системы дальней навигации (свыше 1000 км), ближней навигации (до 1000 км) и системы посадки. Радиотехнические средства широко применяются при выполнении полетов на больших высотах, в сложных метеорологических условиях и ночью, а также при заходе на посадку.

Астрономические средства воздушной навигации, основанны на использовании небесных светил. К этой группе средств  относятся астрономические компасы, авиационные секстанты и астрономические ориентаторы.

Для правильного решения вопросов комплексного применения технических средств воздушной навигации  необходимо знание принципов работы тех или иных средств, их возможностей и способов использования для решения различных навигационных задач.

Современные воздушные суда оснащаются бортовыми навигационными комплексами, позволяющими автоматизировать процесс пилотирования и навигации  и существенно повысить регулярность, точность, надежность и безопасность полетов. В практике воздушной навигации  широкое применение получили системы для автоматического захода на посадку.

Лекция № 1.

Форма и размеры земли.

Земля – небесное тело, не имеющее простой геометрической формы. За геометрическое тело, близкое к форме земли, принят геоид.

Геоид – геометрическое тело, ограниченное условной (уровенной) поверхностью, которая является продолжением поверхности океанов в их спокойном состоянии.

Для упрощения вычислений, геоид заменяют эллипсоидом вращения. На практике все географические работы осуществляются по эллипсоиду вращения Ф.Н. Красовского (1878 – 1948), который имеет параметры:

- большая полуось «а» равна 6378,245 км;

- малая полуось «в» равная 6356,863 км.

Сжатие у полюса составляет 21,382 км, для упрощения расчетов земной шар приняли за шар с радиусом 6371 км.

Эллипсоид вращения Красовского.

Ошибки от этого упрощения составляют: в определении расстояний - ± 0,5%, а в определении углов ±12´.

Географические координаты

Для определения точки земной поверхности пользуются географическими координатами – широтой и долготой.

Рис.3 Географические координаты

Широта «φ» - это угол между плоскостью экватора и направлением на данную точку из центра земли.

Долгота «ƛ» - это двугранный угол между плоскостью начального меридиана и плоскостью меридиана места.

Свойства широты и долготы

a) Широта измеряется от 0º до 90 º к северному и южному полюсам и соответственно называются северной и южной.

b) Долгота измеряется от 0º до 180 º на запад и восток от нулевого меридиана и соответственно называются западной и восточной.

c) Меридиан 180 º по международному соглашению принят за линию смены дат и международной разграфки карт.

d) Долгота места может измеряться как в градусах, так и во времени и единицах длины дуги.

Лекция № 2.

Измерение времени.

Основными единицами измерения времени являются год и сутки.

Год – это период обращения земли вокруг Солнца. Отчет периода обращения земли вокруг солнца осуществляется двумя последовательными прохождения его через точку весеннего равноденствия (21 марта). Такой год называется тропическим и равен 365 суткам 5 часам 48 минутам 41,6 секундам. Для удобства, тропический год, считают равным 365 суткам и 6 часам. Чтобы год был округлен сутками, стали считать три года по 365 дней и четвертый год 366 дней, который стали называть високосным.

Сутки – это период обращения земли вокруг своей оси. Отсчет периода земли вокруг своей оси осуществляют либо по звездам, либо по солнцу.

Звездные сутки – это период между двумя верхними кульминациями звезды. Звездные сутки составляют 23 часа 56 минут 4 секунды. Звездными сутками пользоваться неудобно, так как деятельность человека происходит днем. Поэтому отсчет периода обращения земли вокруг своей оси осуществляют по солнцу.

Среднесолнечные сутки – это промежуток времени между двумя нижними кульминациями среднего солнца (12 часов ночи). Отсчетосуществляется по среднему солнцу, т.е. по условному равномернодвижущемуся по эклиптике Солнцу. Дело в том, что Солнце по своей эклиптике движется неравномерно, и точно определить сутки не представляется возможным. Среднесолнечные сутки еще называются гражданскими.

Рассвет, темнота, сумерки.

В практике воздушной навигации и полетов вообще, большое значение имеет знание времени наступление рассвета и темноты, так как это время является границей условия полета воздушного судна (день, ночь).

Время наступления рассвета и темноты определяется по специальным графикам. Причем, график дает это время применительно к московскому, которое необходимо затем перевести в поясное места полетов или местное по существующим формулам.

В авиации наступление темноты определяется моментом, когда солнце зашло за горизонт на 12º, а рассвет – моментом, когда солнце не дошло до горизонта на 12º.

Линия смены дат – это условнопроведенная линия, проходящая примерно по меридиану 180º. По международному соглашению новая дата начинается на западной стороне линии. При пересечении линии в западном направлении к наступающему числу суток прибавляют единицу и наоборот.

День и ночь – часы суток между заходами и восходами солнца.

Сумерки – промежуток времени от момента наступления рассвета до момента восхода солнца, и от момента захода солнца до наступления темноты.

Сумерки бывают утренние и вечерние, гражданские и навигационные. Гражданские сумерки считаются, когда солнце находится за горизонтом 6º. Навигационные сумерки считаются, когда солнце находится за горизонтом 12º.

Служба времени.

Имеет целью своевременно информировать людей о точном времени. Информация осуществляется в государственном масштабе по радио, телевидению путем подачи сигналов точного времени.

На аэродромах информацию о точном времени осуществляют метеостанции, у которых имеется хронометр. Каждый летнаб должен сверять показания наручных часов, а также бортовых, установленных на воздушном судне с сигналами точного времени.

Бортовые часы.

На самолетах установлены часы АЧС-1 и АЧС-1м. Часы типа АЧС-1 и АЧС-1м (авиационные

часы с секундомером) состоят из трех механизмов:

— механизма обычных часов;

— механизма времени полета;

— механизма секундомера.

Бортовые авиационные часы предназначены: для определения текущего времени (Т), измерения

времени полета (t), измерения коротких промежутков времени (Δt).

Основные технические данные часов АЧС-1м.

Количество камней - 26.

Точность хода при t =20° ±5° - 20с.

Продолжительность завода - 72ч (3 суток).

Масса — 630 г.

Завод — 1 раз в двое суток.

Шкалы — большая - для отсчета текущего времени и времени работы секундомера;

малая верхняя - время полета;

малая нижняя — шкала секундомера для отсчета времени в минутах.

Кнопки — левая - завод часов, установка точного времени, пуск, остановка и возврат стрелок

механизма «время полета»;

правая - пуск и остановка часов; пуск, остановка и возврат стрелок секундомера.

Механизм обычных часов. Завод производится вращением левой головки против хода часовой

стрелки. Для перевода стрелок необходимо вытянуть левую головку на себя и вращать ее против хода

часовой стрелки. Для установки точного времени необходимо:

1. Остановить часы поворотом правой головки по ходу часовой стрелки-

2. Вытянуть левую головку и вращением ее против хода часовой стрелки установить часовую и

минутную стрелки на точное время.

3. В момент подачи сигнала точного времени правую головку повернуть против хода часовой

стрелки.

Механизм времени полета. Работа механизма определяется положением сигнализатора,

находящегося в окне шкалы.

Положение 1. Пуск механизма нажатием левой кнопки, в окошке появится красный цвет.

Положение 2. Остановка механизма вторым нажатием левой кнопки, в окошке красно-белый

цвет.

Положение 3. Возврат стрелок в исходное нулевое положение, в окошке белый цвет.

Механизм секундомера. Работа механизма определяется тремя положениями:

Положение 1. Пуск механизма нажатием правой кнопки.

Положение 2. Остановка механизма вторым нажатием правой кнопки.

Положение 3. Возврат стрелок в исходное положение третьим нажатием правой кнопки.

Подготовка часов к полету состоит в заводе их, установке точного времени, проверке работы

механизма времени полета и секундомера и установке их в исходное положение.

Пользование часами в полете:

1. Левую кнопку (время полета) летчик нажимает перед взлетом. Останавливает механизм времени

полета, т. е. второй раз нажимает левую кнопку, после посадки и сруливания с ВПП.

2. Правую кнопку (секундомер) летчик использует в полете для отсчета отрезка времени.

Лекция № 3.

Карты применяемые в авиации

Назначение полетных карт.

 Топографические карты играют исключительно важное значение в авиации. Любой полет без полетной карты в авиации запрещен. Полетная карта также является одним из документов воздушной навигации. Летный состав должен уметь готовить карту и пользоваться ею как на земле, так и в полете.

С помощью полетной карты осуществляется:

Ø визуальная ориентировка;

Ø контроль пути самолета;

Ø определение навигационных элементов в полете;

Ø прокладка линий положения самолета и определение его местоположение.

План и карта.

План – это уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости.

Свойства плана:

Ø отсутствует градусная сетка меридианов и параллелей;

Ø равномасштабность во всех направлениях;

Ø большая подробность деталей местности и передача очертаний

предметов без искажения;

Ø изображается небольшой участок местности радиусом 10 – 15 км.

Карта – графическое изображение земной поверхности на плоскости.

Свойства карты:

Ø имеется градусная сетка параллелей и меридианов;

Ø изображается большой участок местности

Ø имеет место искажение длин углов и площадей;

Ø объекты земной поверхности изображаются условными знаками.

Масштаб карты.

Перенос участка земной поверхности, которая имеет сферическую форму, на плоскость осуществляется по определенному математическому закону, причем изображается земля на плоскости всегда меньше действительных размеров. Для удобства, землю на плоскости изображают в различной степени уменьшенной.

Масштаб карты – степень уменьшения линий на карте по отношению линий на земле.

Технология изготовления карт включает операции:

Ø уменьшения земного шара до размера глобуса нужного масштаба;

Ø перенос глобуса на лист бумаги каким-либо способом.

Степень уменьшения земного шара до размеров глобуса называется главным масштабом.

В силу того, что глобус или его часть невозможно без искажения перенести на плоскость, то в каждой точке карты будут иметь место искажения, что повлечет и изменения масштаба.

Таким образом, карта имеет частный масштаб.

Частный масштаб – это масштаб каждой точки карты.

По способу изображения масштабы бывают численными и линейными. Численный масштаб – это дробь, числитель которой является единицей, а знаменатель – число, показывающее во сколько раз действительные расстояния на земле уменьшены при нанесении их на карту. Например – 1: 1000 000, 1: 500 000. Чем крупнее масштаб, тем меньше знаменатель.

Линейный масштаб – прямая линия разделения на равные отрезки, обозначенные числами, показывающими какому расстоянию на земле они соответствуют. Линейный масштаб – это, по существу, численный масштаб, выраженный графически.

На полетной карте, на нижнем ее обрезе, наносится главный масштаб как численный, так и линейный.

Лекция № 4.

Содержание, разграфка и номенклатура карт.

Для удобства в пользовании карта (общая) делится на отдельные листы по определенному правилу, а для обеспечения отыскания нужных листов, их соответствующим образом обозначают. Система деления карты на отдельные листы называют разграфкой, а система обозначения листов карты называется номенклатурой.

В практике применяются две разграфки: международная и прямоугольная.

Прямоугольная разграфка

При этой разграфке общая карта делится на листы, имеющие форму прямоугольника. Рамки такого листа не совпадают с меридианами и параллелями.

Сборные таблицы.

Предназначены для подбора необходимых листов карт и определения их номенклатуры. Сборные таблицы представляют собой схематическую карту мелкого масштаба с обозначенной на ней разграфкой и номенклатурой листов одного или нескольких масштабов карт. Сборные таблицы издаются на отдельных листах.

 

__. Тема № 1: «Основные географические понятия. Карты применяемые в авиации.»

 

Лекция № 5.

Содержание карт.

Содержание карт – это степень отражения топографических элементов на ней.

На карты, при их составлении, наносятся только те элементы, которые необходимы при пользовании ею. На авиационные карты наносятся: гидрографические объекты (моря, озера, реки…), крупные населенные пункты, дорожная сеть, изогоны, магнитные аномалии.

Изображение на карте элементов местности осуществляется условными знаками, которые делятся на:

Ø контурные;

Ø внемасштабные;

Ø линейные;

Ø пояснительные;

Ø знаки, изображающие рельеф.

Контурные знаки применяются для изображения таких элементов местности, как моря, озера, болота, леса и т.п. Этими знаками передаются элементы земной поверхности в масштабе.

Внемасштабные знаки применяются для изображения элементов местности, которые не могут быть выражены в масштабе карты, такие как мосты, аэродромы, трубы, вышки и т.п.

Линейные знаки применяются для изображения на карте рек, каналов, дорог и других линейных ориентиров.

Пояснительные знаки применяются для дополнительных характеристик элементов местности.

Большое значение для безопасности полетов играет знание рельефа местности. Возможность экипажа точно и своевременно определять его на карте обеспечивает безопасность полета от столкновения воздушного судна с местностью или препятствиями на ней.

Рельеф местности на карте обозначается различными способами:

Ø горизонталями;

Ø отметкой высот;

Ø отмывкой;

Ø гипсометрически.

Широко применяется на полетных картах при изображении рельефа местности способ – горизонталями. Данный способ позволяет определять абсолютные высоты и взаимные превышения точек местности, а также характер рельефа местности, т.е. крутизну скатов. Суть изображения местности на карте горизонталями заключается в следующем. Земная поверхность сечётся плоскостями (горизонталями), расположенными одна от другой на одинаковом (для данного масштаба) расстоянии «h». Расстояние между следующими плоскостями называется высотой сечения. Линия, полученная в результате сечения плоскости с земной поверхностью, называется горизонталью. Она, по - существу, соединяет точки поверхности земли, расположенные на одной высоте. Эти горизонтали и проводятся на карте.

За начало отсчета высоты рельефа местности в России принят уровень Балтийского моря (нуль Кронштадтского футштока).

 

 

. Изображение рельефа местности на карте горизонталями.

 

Где: h – высота сечения, S – заложение.

Зная высоту сечения и величину заложения, можно вычислить крутизну ската ««»» по формуле:

tg =

Значение «» можно определить по линейке НЛ-10м, используя ключ:

4   α  ▼

5

    H   S

 

или с помощью шкалы, помещенной на нижнем обрезе карты крупного масштаба.

Общая высота сечения для данного масштаба карты указывается на нижнем обрезе карты. Основные горизонтали подводятся сплошной линией, на которые наносятся цифры, указывающие высоту над уровнем моря. Для более подробного изображения рельефа местности помимо сплошных горизонталей проводятся еще и вспомогательные, которые изображаются пунктирной линией. По густоте горизонталей можно судить о характере рельефа, а по цифровым отметкам – об абсолютных высотах и взаимном превышении местности.

Абсолютные высоты рельефа местности на картах обозначаются цифрами, а для визуальной контрастности применяют отмывку. Таким образом, на полетных картах рельеф местности изображается тремя способами одновременно: горизонталями, отметкой высот, отмывкой.

Гипсометрический способ – это послойная окраска различными цветами разных высот местности. Например, от светло-желтого до темно-коричневого. Каждому цвету соответствует определенная высота. Шкала тонов наносится на нижнем обрезе карты.

Лекция № 6.

 

Подготовка карт и использование их в полете.

 

Подбор и склеивание карт.

Подбор необходимых листов карт проводится по сборным таблицам. Подбор необходимых листов производится в соответствии с полученным заданием. Листы полетной карты подбираются так, чтобы они охватывали район полетов в полосе по обе стороны заданного маршрута, согласно установленным требованиям.

На сборной таблице тонким карандашом проводится заданный маршрут полета и отмечают необходимую ширину полосы как для полетной карты, так и для бортовой. Затем выписывают номенклатуру листов, через которые проходит нанесенная полоса. После подбора таким образом, необходимых листов карт, осуществляют их склеивания.

Экипаж к полету должен подготовить две карты – полетную и бортовую.

Карты склеивают следующим образом: северные листы наклеиваются на южные, а западные на восточные. Для этого, соответственно обрываются южные и восточные обрезы наклеиваемых карт.

При склеивании листов карт рекомендуется сначала склеить колонки, а затем колонки склеить между собой. Склеивая листы между собой, необходимо следить, чтобы точно совмещались меридианы, линейные ориентиры. После склейки карты ее складывают так, чтобы удобно было пользоваться. Для этого определяют полосу, подгибают края карты, а затем полученную полосу складывают в «гармошку».

Работа с картой.

Лекция № 1.

Земной магнетизм.

 

Давно замечено, что свободно подвешенная магнитная стрелка устанавливается в определенном положении: север – юг. Это явление доказывает, что вокруг земли есть магнитное поле.

Магнитное поле земли характеризуется вектором напряженности «Т» модуль которого выражается в эрстедах. Вектор магнитного поля земли раскладывается на составляющие:

Ø горизонтальную «Н»

Ø вертикальную «Z»

 

Влияние магнитного поля земли на магнитную стрелку компаса

 

Угол заключенный между вектором напряженности магнитного поля земли «Т» и горизонтальной ее составляющей называется магнитным наклонением «Ө». Горизонтальная составляющая «Н» и вертикально составляющая «Т», а также угол наклонения Ө зависят от широты местности «φ» и между собой

Z = Т· ; Н = Т ·

Так на экваторе «Z» равна нулю, а «Н» = «Т», на магнитном полосе: «Z» = «Т», а «Н» = 0.

Горизонтальная составляющая «Н» является той силой, которая удерживает магнитную стрелку в плоскости магнитных силовых линий земли.

На магнитном экваторе она имеет максимальное значение, а магнитном полюсе равна нулю. Поэтому, на магнитном экваторе магнитная стрелка имеет максимальную устойчивость и неопределенное значение на магнитном полюсе.

Магнитные полюса земли не совпадают с географическими, поэтому магнитная стрелка устанавливается в плоскости магнитного меридиана.

Магнитный меридиан – это дуга большого круга проходящий через магнитные полюса.

Магнитное склонение «ΔМ» - это угол заключенный между истинным и магнитным меридианом. Измеряется от 0º до 180º и отсчитывается от истинного меридиана вправо и влево и соответственно имеет знак «+» и «-».

          См  Си              См

 

                   - ΔМ-+ΔМ

 

 

По результатам магнитных съемок составляются карты на которых наносятся элементы земного магнетизма. Линии соединяющие точки с одинаковым магнитным склонением называются изогонами.

 

Курсы воздушного судна.

Курс – это угол заключенный между направлением принятым за начало отсчета и продольной осью воздушного судна. Курс измеряется по часовой стрелке от 0º до 360º. В зависимости от начала отсчета курс подразделяют на:

  Ø условный курс «УК» Ø истинный курс «ИК» Ø магнитный курс «МК»  

Разновидность курсов

 

Условный курс «УК» - это угол, заключенный между северным направлением условного меридиана и продольной осью воздушного судна.

Истинный курс «ИК» - это угол, заключенный между северным направлением истинного меридиана и продольной осью воздушного судна. Измеряется в градусах по часовой стрелке от 0º до 360º.

Магнитный курс «МК» - это угол, заключенный между северным направлением магнитного меридиана и продольной осью воздушного судна. Измеряется в градусах по часовой стрелке от 0º до 360º.

Перевод курсов.

Компасный курс находится во взаимной связи с остальными курсами.

 

Перевод курсов

 

Для более удобного запоминания знаков при переводе курсов пользуются схемой:

Сумма магнитного склонения и девиации обозначается знаком «Δ»

Δ = ΔМ + ΔК

 

МК=КК+(±Δк) КК=МК-(±Δк)

ИК=МК+(±Δм) МК=ИК-(±Δм)

ИК=КК+(±Δк)+(±Δм) КК=ИК-(±Δк)−(±Δм)

ИК=КК+(±Δ) КК=ИК-(±Δ)

 

 

Путевым углом называется угол в горизонтальной плоскости между направлением, принятым за

начало отсчета, и проекцией на эту плоскость линией пути.

Отсчитывается от северного направления выбранного мередиана до линии пути по ходу часовой

стрелки от 0 до 360°.

Истинным путевым углом ИПУ называется угол, заключенный между северным направлением

истинного меридиана и линией заданного пути.

Магнитным путевым углом МПУ называется угол, заключенный между северным направлением

Рис.4.1. Курсы самолета

Навигационные элементы полета и их расчет

39

магнитного меридиана и линией заданного пути.

Условным путевым углом УПУ называется угол, заключенный между северным направлением

условного меридиана и линией заданного пути.

 

Лекция № 2.

Лекция № 3.

Высота полета «Н».

Высотой полета «Н» называется расстояние по вертикали от самолета (воздушного судна) до измеряемой поверхности.

Знание высоты полета необходимо летчику-наблюдателю для выдерживания заданного профиля полета, что в свою очередь обеспечивает безопасность полета.

В зависимости от измеряемой поверхности высоты полета классифицируется:

Скорость воздушного судна.

В практике воздушной навигации скорость полета воздушного судна бывает:

V – воздушная скорость

W – путевая скорость.

Рассмотрим их в отдельности.

Воздушная скорость «V»

Это скорость перемещения воздушного судна относительно воздушных масс.

Воздушная скорость играет большую роль как в пилотировании самолетом, так и в целях воздушной навигации. Она является важнейшим навигационным элементом. По воздушной скорости мы рассчитываем время полета по маршруту. Выбирая скорость полета, мы можем влиять на дальность полета и продолжительность полета.

Существует несколько методов определения воздушной скорости. Наиболее простой и надежный метод, это аэродинамический, связанный с использованием физических свойств воздуха. Данный метод получил широкое применение в авиации.

Путевая скорость «W».

Путевая скорость полета воздушного судна есть скорость его перемещения относительно земной поверхности. Она определяется по времени пролета расстояния «S» на земной поверхности и определяется формулой:                 W=

где: S - пройденное расстояние

  tп - время полета

Она может быть заданной (как истинная) и выдерживается по указателю воздушной скорости после ее расчета.

Путевая скорость широко применяется в воздушной навигации. Так по ней рассчитывается время полета по маршруту, также время прибытия в пункт назначения или на заданный рубеж.

Путевая скорость в установившемся полете не является постоянной, так как ее зна



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 142; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.174.195 (0.229 с.)